У души возраста нет. Павел Хомский (Москва)

Выпуск №7-177/2015, Лица

У души возраста нет. Павел Хомский (Москва)

О Павле Осиповиче Хомском можно говорить очень долго, а можно ничего не говорить, потому что в его имени для каждого человека, привязанного к театру, заключена своя история - поколения, зарождающейся и укрепляющейся с десятилетиями любви к этому виду искусства, воспоминаний, смыслов...

Не так давно мы с режиссером Валерием Беляковичем внезапно посреди разговора вспомнили спектакль Московского ТЮЗа «Мой брат играет на кларнете» Анатолия Алексина, поставленный Павлом Хомским в период, когда он был там главным режиссером и, не сговариваясь, запели на улице, неподалеку от ТЮЗа, песню из этого первого в нашей юности мюзикла. И - потянулась ниточка памяти к другим спектаклям Хомского в ТЮЗе, оставшегося для меня навсегда приобщением огромного количества молодежи к новому для многих из них досугу. Они начали ходить в театр. Я помню это по своим одноклассникам, по другим классам школы, в которой училась.

Такие спектакли, как «Наташа» М. Берестинского, «Мужчина 17 лет» И. Дворецкого, «Тебе посвящается» М. Бременера, «Эй, ты - здравствуй!» Г. Мамлина были про нас, вызывая реакцию острую - спорить о них можно было сутками, повторяя песню из «Наташи»: «Непохожие мы да разные, нас причесывать - дело праздное...» Такие, как «Варшавский набат» В. Коростылева, «Звезда» Э. Казакевича учили воспринимать Вторую мировую войну куда масштабнее и проще (в смысле, не пафосно, не парадно), чем в школьных учебниках. И многие именно из спектакля «Звезда» впервые узнавали стихи поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной, они запоминались мгновенно и впечатывались в душу уже навсегда.

Можно еще долго говорить о спектаклях Московского ТЮЗа, благодаря Павлу Хомскому ставшего нашим первым университетом жизни и театра в их взаимовлиянии и взаимообогащении. Память - категория причудливая, лишь коснешься ее, и выплывают лица замечательных артистов, игравших в названных и не названных работах режиссера. Многие из имен абсолютно ничего не скажут сегодняшним зрителям, но можно ли тем, кто видел своими глазами, забыть Л. Князеву, В. Горелова, И. Реаль, В. Зубарева, Т. Дегтяреву, Т. Распутину, Н. Киндинову, В.Володина, В.Сальникова, Р.Грависа, А.Косарева, М.Ардову, И.Негоду, О. Корнича, начинавших свою сценическую жизнь здесь И. Чурикову и Л. Ахеджакову, и многих, многих других... «Одних уж нет, а те - далече...».

Но ведь это только для моего поколения Павел Осипович Хомский появился внезапно - до этого многое произошло в его жизни - и война, и учеба, и успешные постановки в Рижском театре русской драмы, где он поставил первые свои спектакли, затем в Рижском ТЮЗе, где Хомский поставил около 40 спектаклей, среди которых были «Крошка Доррит» (пьеса А. Бруштейн по роману Ч. Диккенса), «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Отверженные» В. Гюго, «Ученик дьявола» Б. Шоу, но и «Как закалялась сталь» Н. Островского, «В добрый час» и «В поисках радости» В. Розова... Как видно из этого неполного перечня, режиссер очень четко формулировал для себя задачи театра для подростков и молодежи - высокая литература и сегодняшний день, о котором необходимо всерьез задуматься, определив свои нравственные ориентиры. Затем Павел Осипович Хомский вернулся в Рижский театр русской драмы уже главным режиссером, где ставил спектакли, привлекавшие серьезное внимание зрителей и критики. А потом был приглашен в Ленинград для постановки в Театре им. Ленинского комсомола пьесы А. Зака и И. Кузнецова «Два цвета» и «Проводов белых ночей» В. Пановой.

Надо сказать, что «Два цвета» была пьесой яркой на фоне того, о чем и как писалось в то время. Не случайно к ней обратился и Олег Ефремов в «Современнике». Через «советские обязательности» в ней прорывалось к зрителю то, без чего невозможно существовать: чувство собственного достоинства, незаменимые ничем духовные ценности, высокие идеалы... Да и в пьесе Веры Пановой многое нуждалось в серьезном осмыслении.

Павел Хомский провел на берегах Невы пять лет, напряженно работая над репертуаром театра, который он возглавил после первых постановок, и не раз вызывая неудовольствие партийных властей города. В своем творческом пристрастии подходить к вечным проблемам с двух сторон - классики и лучшего, что есть в современной драматургии, Павел Хомский, уделяя чуть больше внимания современности (пьесам Ю. Германа, В. Розова, Г. Полонского), не забывал и о высокой поэзии Э. Ростана («Сирано де Бержерак»)... Но отношения с властями Ленинграда обострились настолько, что режиссер уехал в Москву. Тут-то и наступила золотая пора ТЮЗА, с которой начались мои воспоминания!

Но слишком быстро проносятся годы и десятилетия - вот уже 40 с лишним лет жизнь Павла Осиповича Хомского связана неразрывными узами с Театром им. Моссовета, хотя он ставил и в других театрах - до сей поры помнятся его «Молодая гвардия» по А. Фадееву и «Альпийская баллада» по В. Быкову в Центральном детском театре, «Моя профессия - синьор из общества» Скарначчи и Трабузи в Центральном академическом театре Советской армии, «Крамнэгел» П. Устинова в театре Сатиры, «Пять вечеров» А. Володина в Московском ТЮЗе.

Какими разными были они, эти спектакли! В них удивительно органично сочеталось то, что составляет одну из, может быть, главных черт режиссерского почерка Павла Хомского: врожденная интеллигентность, которая сегодня так редко встречается, тонкая ирония, подобный брызгам шампанского юмор, высокий профессионализм, умение работать с артистами, точное знание того, во имя чего приходит, должен придти именно сегодня этот спектакль к зрителю.

То чувство музыки в сочетании с драматургическим текстом и свободной, расковывающей артиста пластикой, из которого может родиться подлинное чудо, «опробованное» Павлом Осиповичем в спектакле «Мой брат играет на кларнете», заставило режиссера обратиться на сцене Театра им.Моссовета к таким произведениям, как «Иисус Христос - суперзвезда» Э.Л. Уэббера и «Игра» Я. Кесслера и А. Невского - и спектакли получились яркими, необычными и настолько привлекательными для зрителя, что «Иисус Христос - суперзвезда» до сегодняшнего дня в афише театра, сменив уже несколько поколений исполнителей...

Перечислять все спектакли Хомского на моссоветовской сцене - не стоит, даже если сосредоточиться на «самых-самых», их окажется очень много. Но вот о последних премьерах сказать необходимо. Самое поразительное в них, что поставлены они режиссером, который 30 марта отмечает свое 90-летие. А в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, «Опасных связях» Шодерло де Лакло и «Римской комедии» Л. Зорина царит ощущение, что работал над ними молодой, полный сил и творческой фантазии, увлеченный и увлекающий за собой артистов и зрителей человек, которому есть не только, что сказать, но и как свою мысль предельно точно выразить для тех, кто заполняет зал театра.

Эти пьесы пришли на подмостки совсем не случайно, не по прихоти режиссера - как всегда, Павел Хомский очень точно соотносит свой замысел с временем: история игрока, идущего ва-банк, и наивных поместных дворян, загостившихся в Москве и очарованных необычностью существования людей в этом новом для них мире настолько, что их не надо обманывать, они счастливы сами обмануться в сетях блистательного шулера (кроме Муромского и Нелькина) - разве не современна и не своевременна она? Тем более что Павел Хомский решает эту историю без назидания и указующего перста, а с искрящимся юмором, постепенно гаснущим в драматизме, которым дышит финал. Особенно - если мы вспомним другие части этой великой Трилогии А.В. Сухово-Кобылина. И Хомский тонко, ненавязчиво словно напоминает нам о том, что это - лишь начало, главное преображение человека будет происходить дальше, дальше, вплоть до его превращения в того самого Грядущего Хама, «оседлавшего клячу Россию», о котором Сухово-Кобылин пишет в памфлете «Квартет».

Что же касается «Римской комедии» Леонида Зорина - эта старая пьеса с достаточно горькой сценической судьбой тоже явилась к нам сегодня отнюдь не по воле случая, а глубоко осознанно: повторю еще раз - Павел Хомский умеет очень глубоко и точно ощутить время. Вот и нашу сегодняшнюю эпоху, все еще неустоявшуюся, хотя и агрессивно заявляющую о себе «новыми ценностями» со всеми ее двусмысленностями, заигрываниями с сильными мира сего, ставшим обыденным предательством и редким умением сохранить в себе человеческое, от веку присущее тому, кто является подлинной личностью, выявилось в этом спектакле жестко и беспощадно.

Как некогда, во времена, загнанные советской цензурой в глубокое подполье, Хомский заговорил о насущных проблемах с помощью иносказаний, но сделал это смело, раскованно, в блистательных традициях русского психологического театра. После «Опасных связей» Шодерло де Лакло - изысканного, томительно-красивого и очень «знакомого» по нашей реальности спектакля, режиссер обратился к жгучей современности, словно предсказанной драматургом несколько десятилетий назад. И спектакль «Римская комедия» получился сильным и страстным, потому что энергия режиссера заразила и артистов, а через них - зрителей. Давно уже не ощущала я такой живой реакции зрительного зала.

Хочется верить, что этому замечательному спектаклю суждена долгая и славная жизнь. А Павлу Осиповичу Хомскому накануне юбилея хочется пожелать еще надолго сохранить в себе молодую энергию и неизменную верность русскому психологическому театру, в сохранение и развитие которого он внес неоценимый вклад!.. А возраст ... Бог с ним, он только в паспортной страничке обозначен.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.