Качаловцы на «Русских сезонах»

Выпуск №6-116/2009, Из дальних странствий

Качаловцы на «Русских сезонах» Гастроли и многочисленные фестивали для Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова – не забытая практика, не редкое мероприятие или исключительный случай. Амбиции республики, помимо прочего, направлены и на продвижение бренда культуры Татарстана как в российские регионы, так и за рубеж. Отсюда финансовая поддержка со стороны правительства заведомо затратного и некоммерческого мероприятия. За последние годы театр провел полномасштабные трехнедельные гастроли с афишей в восемь названий в Нижнем Новгороде, Сочи, Санкт-Петербурге, Краснодаре. И везде успех, аншлаги и обретение «своего» зрителя далеко за пределами родной Казани. Не стал исключением и уходящий год. Успешные гастроли в Екатеринбурге: 22 дня, 24 спектакля, многочисленные отзывы прессы и приезд делегации Свердловского отделения СТД РФ на открытие сезона в Казань. В конце сентября качаловский «Визит дамы» стал участником Волковского фестиваля в Ярославле.

А в середине ноября один из старейших театров России с театральной фантазией «Пиковая дама» по одноименной повести А.С.Пушкина впервые посетил столицу Финляндии Хельсинки, где вот уже почти десять лет, с 1999 года, проходит фестиваль «Русские сезоны». Фестиваль удивительный: призванный знакомить финского зрителя с «такой близкой, но непознанной Россией, с ее живым, богатым и многогранным театральным достоянием», он абсолютно лишен пафоса, и зрительский интерес к нему растет из года в год, причем русскоязычная публика здесь – отнюдь не большинство. Безупречная организация обеспечена директором фестиваля Реймо Йоканеном и продюсером Сайей Нисулой – настоящими профессионалами, любящими и знающими свое дело. За три дня работы ни одна проблема не стала неразрешимой, всех неизбежных в чужой стране на чужой площадке с сотрудниками, не говорящими по-русски, сложностей как будто и не было. Гости из России были окружены постоянной заботой.

- Это страна для людей, здесь все направлено к человеку, - рассказывает художественный руководитель-директор театра имени Качалова Александр Славутский. - И фестиваль создан прежде всего для человека в зрительном зале, для того, чтобы состоялся диалог между залом и сценой. Это главная цель, и именно на это направлены все усилия: созданы максимально комфортные условия для артистов за кулисами, зрители обеспечены качественным переводом через титры на табло над сценой, нас не оставляли без внимания даже во время ночной монтировки декораций: желая помочь, в какой-то момент тяжелющую падугу вдруг подхватили и понесли очаровательные женщины - продюсер Сайя Нисула и переводчик Лена. Финляндия давно оставила позади сопредельную державу по уровню жизни, но любовь к ее культуре и понимание тесных исторических связей сохранила. Фестиваль «Русские сезоны» - одно из свидетельств этой любви.

Фестиваль проходит на сцене Александровского театра, построенного в 1879 году по указу Александра II для организации культурного досуга русского гарнизона. Удивительно уютное здание с камерным партером, ложами бельэтажа и балкона и царским вензелем на портале сохранило редкую в наши дни атмосферу первозданности, и вполне правомерным кажется, что после долгих лет пребывания здесь Финской национальной оперы, каждую осень на этой сцене правит бал русское искусство.

Программа фестиваля редко превышает 4-5 названий разных коллективов, но к отбору участников организаторы подходят с тщательной требовательностью: доверие зрителя потерять очень легко, выбор в день, когда шла качаловская «Пиковая дама», например, состоял из 40 театральных постановок на различных площадках города.

О казанском театре организаторы знали. «Пиковая дама» в постановке Александра Славутского со сценографией Александра Патракова и великолепными актерским работами Светланы Романовой, Эльзы Фардеевой, Кирилла Ярмолинца - один из самых известных спектаклей театра, с успехом прошедший не только в крупных городах России, но и во Франции (где, собственно, и состоялась премьера), в Болгарии, в Македонии. Включить ее в программу «Русских сезонов» было решено после визита в Казань деятелей культуры Финляндии. Организаторы в определенной степени рисковали, но в итоге единственное, что вызвало их сожаление, это количество спектаклей: можно было сыграть не два, а четыре-пять раз. Мистическая история классика русской литературы в постановке русского театра из столицы многонационального региона обрела горячих поклонников и в холодной Скандинавии.

– В жизни театра каждый год должны быть ключевые моменты, которые встряхивали бы коллектив, вносили бы свежую струю в привычное течение жизни, инерция движения которой затягивает, как омут. Гастроли дают импульс, возможность понять, правильным ли путем мы идем, увидеть себя в контексте мирового театрального пространства, - считает Александр Славутский. - Финляндия – театральная страна, зрители которой видели хорошие театры, хороших режиссеров, в том числе и российских, и тот успех, который мы там имели, дает уверенность в себе, удовлетворение, не на всю жизнь, конечно. Но осознание, что мы делаем то и так; то, как финны нас принимали, не может не радовать. Безусловно, Финляндия, ее культура, образ жизни отличаются от России, Франции, Болгарии, Македонии. Но, удивительная вещь, - для театра нет границ: реакция зрителя, его эмоциональный отклик на спектакль не имеет отличий в разных частях Европы и России.

Прием финской публики, многочисленные отзывы в интернете и ажиотаж перед вторым спектаклем вывели качаловцев в первые ряды желаемых участников следующих фестивалей. Именно об этом были проведены переговоры между Реймо Йокиненом, Сайей Нисулой и Александром Славутским. Так что вполне возможно, что «Русские сезоны» качаловцев закончатся еще нескоро.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.