Не трогайте Гоголя! Несколько слов о "Башмачкине" Сергея Федотова

Выпуск №7-177/2015, Взгляд

Не трогайте Гоголя! Несколько слов о "Башмачкине" Сергея Федотова

«Из гоголевской «Шинели» вышла вся русская литература». Эта фраза, ставшая уже канонической, приписывается разным русским литераторам, однако, не взирая на авторство, неизменным остается ее зерно - произведение великого русского классика столь необъятно, что умещает в себе если не все направления и жанры, которыми славится русская литература, то, по крайней мере, дает явный толчок к их развитию. 
Также стоит заметить, что гоголевская «Шинель» - это один из тех текстов, который очень часто пытаются интерпретировать. У кого-то это получается лучше, у кого-то - хуже, а у кого-то и вовсе не получается. Если взглянуть на театральную афишу Перми, то гоголевская «Шинель» в разных вариациях идет и в Театре кукол, и в Театре-Театре. А теперь знакомое произведение, но под заглавием «Башмачкин», появилось и «У Моста»

Кажется, что все пренебрегают наставлением Владимира Набокова: «Не трогайте Гоголя. Каторжная работа <...> не оплатится привычной монетой». Иногда, правда, радует, что данное наставление остается незамеченным. Так, например, драматург Олег Богаев создал в свое время совершенно блистательный римейк, который тоже носит название «Башмачкин». Однако в отличие от спектакля театра «У Моста» в данном случае смена названия вполне закономерна, так как драматург делает абсолютный перифраз повести Гоголя. Николай Васильевич выбирает для своей повести название «Шинель», которую крадут у главного персонажа, Акакия Акакиевича, в середине текста и более мы с ней не сталкиваемся. Богаев же отодвигает на второй план чиновника Башмачкина, делая главным действующим лицом Шинель. В пьесе «Башмачкин» звучит мотив человеческой души, а образы Шинели и Башмачкина выступают как две части одного целого. В финале пьесы кажется, что со смертью Башмачкина на земле умирает все святое и живое, и мы видим абсолютную пустоту. Именно эта пустота жизни и волнует Олега Богаева, именно на это он и пытается указать.

Почему же театр «У Моста» решил вынести в афишу название «Башмачкин»? Тут дело, конечно, не в режиссерских изысках, и уж тем более не в новом взгляде на классический текст, а всего лишь в том, что первоначально за литературную основу спектакля была взята пьеса Богаева, но по каким-то причинам спектакль стали делать по каноническому тексту Гоголя.

Сразу заметим, что сам Гоголь в компании упырей и вурдалаков появляется в самом начале спектакля и как хозяин всей нечистой силы по-хозяйски распоряжается ею. 
Вообще, конечно, Николай Васильевич мистик и про нечисть (в самом широком смысле слова) писал, однако представить его в столь пошлом виде, по крайней мере, неуважительно. Нужно вспомнить хотя бы то, как юному Гоголю в момент одиночества увиделось, что в его черную кошку вселилась нечистая сила, из-за страха он утопил ее и долго еще потом страдал над тем, как нечистая сила извела бедную любимицу. Или же вспомним его боязнь женщин, которые все, как одна, ведьмы. Поэтому, конечно, представление о Гоголе как о властелине нечисти не может, по крайней мере, не удивить. В довершении образа пафосная сцена с сожжением рукописи в самом начале действа. Кажется, что Сергей Федотов решил собрать все штампы воедино. Подобный образ классика русской литературы часто мелькает в юмористических программах по центральным телеканалам и весьма досадно видеть его еще и в театре.

Но для начала зададим вопрос: «Что это перед нами?» Спектакль? Читка? А может быть нечто другое? Все действо построено как монолог Гоголя. Андрей Малянов в образе Николая Васильевича усердно и устало (то ли это так режиссером задумано, то ли просто спектаклей уже слишком много сыграно) читает великолепный текст Гоголя. И сразу возникает еще один закономерный вопрос: «Если он автор текста, демиург этого мира, то почему он читает текст?» Все остальные актеры, во главе с Ильей Бабошиным, который исполняет роль Башмачкина, будто верные куклы-марионетки мертвенно выполняют необходимые движения, произносят слова искаженными голосами. В итоге все это выглядит либо скучным и мало напоминающим мир Петербурга, созданный Гоголем, а либо и вовсе приводит к желанию уйти.

Однако если опустить то, что образ Акакия Акакиевича выглядит нелепо, особенно в странном режиссерском решении, что актер весь спектакль ходит «на полусогнутых», как бы в подтверждение того, что он «маленький человек», хотя буквализация здесь ни к чему, так как он маленький, конечно, не физически, а внутренне; если забыть об образе Гоголя, который все действо находится на сцене, причем иногда возникает второй Гоголь, которого первый приказывает нечисти уничтожить, то совершенно ходульными вышли оставшиеся образы. 

Остановимся на Петровиче как на наиболее важном для повести персонаже. Подобно змею-искусителю, он убеждает Акакия Акакиевича сшить новую шинель, и именно он лишает Башмачкина души, заменяя ее на внешнее и наносное. Да и появляется-то он в повести очень эффектно, в клубах дыма от жареной рыбы (!), а рыба, как известно, это один из символов Иисуса Христа. К сожалению, здесь этого нет. Здесь Петрович - еще одна марионетка, притом достаточно проходная. Вообще образ Петровича в спектакле решен, как образ простого выпивохи, но с золотыми руками, что, конечно, не может не раздосадовать.

 Вообще нужно заметить, что спектакль выглядит скучно и уже на десятой минуте хочется встать и выйти из зала. Пошлый юмор и полное отсутствие не только глубины анализа текста, а вообще анализа как такового.

И самое печальное, что публика, которая каждый день приходит в зал театра «У Моста», потому что это модно и престижно, в финале бурно приветствует этот ужас. И это можно понять, так как спектакль построен на незамысловатом юморе и достаточно симпатичной для глаза картинке, что и надо простому зрителю, поскольку ему не хочется глубины, для него театр - это всего лишь средство развлечения. Вот только боюсь, что раз народу нравится, то скоро нас будет ждать еще одно событие, далекое от той «Панночки», которой заслуженно гордится театр «У Моста» и где есть, в отличие от последнего спектакля, и глубина, и юмор, и своеобычная эстетика. А это, как ни крути, печально...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.