Барнаул. Освобождение духа

Выпуск №8-178/2015, В России

Барнаул. Освобождение духа

Наверное, правы те, кто говорит, что пьеса братьев Пресняковых «Пленные духи» написана прежде всего для филологов. Если брать шире - для любителей словесности. Еще шире - для тех, кто способен к сомнениям, самокопанию и прочей интеллигентской рефлексии.

В Алтайском краевом театре драмы спектакль о пресняковских «духах» был поставлен в марте 2014 года. Я знаю некоторых молодых и совсем не молодых людей, которые посмотрели его не единожды и не дважды. И с каждым разом гурманам спектакль нравится все больше и больше. Дело не только в том, что открываются все новые и новые глубины и смыслы - как в бездонных стихах поэтов Серебряного века. Сами артисты получают удовольствие от процесса игры и все органичнее вживаются в свои образы. Внешне дурашливый, анекдотичный спектакль дает возможность раскрепоститься, выйти за привычные рамки актерского бытия, избавиться от вредных привычков и штампов, удивить зрителя. Воспарить духом. Не зря же некоторые постановщики позиционируют спектакль как духоподъемную комедию.

Дух у артистов алтайской драмы, действительно, поднялся. Это особенно видно по исполнителям старшего и среднего поколения. В последние годы мы как-то привыкли, что актеры в своих ролях работают, а не живут. Роли зачастую у них получаются правильными по рисунку, но тяжеловесными, заземленными. Режиссер-постановщик Алексей Логачев, дебютировавший год назад в театре драмы, предложил исполнителям поиграть. Порезвиться. Покуражиться. И выяснилось, что артисты попросту соскучились по этому состоянию. Заслуженный артист Бурятии и России Николай Мирошниченко выдал такой образ Дмитрия Менделеева, что кажется, открой сейчас Большую Советскую энциклопедию - и увидишь в ней остроносый профиль Николая Александровича. Даром что ли по ходу спектакля Менделеев гордо демонстрирует свою знаменитую таблицу, увенчанную фотографией... Мирошниченко? А Лена Кегелева, сыгравшая маменьку Саши Блока, лучше всяких психологов и философов доказала, что не надо делить матерей на русских, грузинских, еврейских, украинских, татарских и прочая-прочая-прочая. По отношению к своим чадам маменьки одинаково эмоциональны, трогательны, деспотичны, прекрасны и временами смешны. Одна из зрительниц нашла, что Кегелева очень похожа на Лию Ахеджакову, другой написал о сходстве с образом Светланы Крючковой из «Ликвидации», а я вспомнил о том, что сказала уроженка Алтайского края Нина Усатова в интервью «Российской газете»: «Бывают немыслимые поступки, которые можно оправдать только одним словом - «мать». Есть такие ситуации, когда никто, кроме матери, не защитит и не пожалеет свое чадо! Мать поймет, примет, простит». У Л. Кегелевой Александра Андреевна и принимает сына таким, каков он есть, и прощает - не хочет он с нее, видите ли, писать образ Таинственной Незнакомки. И как может, пытается понять - поэт все-таки, живет не настоящим, а будущим, а устает даже лежа на диване.

Вадим Синицын (Валерий Яковлевич) и Валерий Зеньков (Федор), по замыслу озорников Пресняковых, говорят мало. Хотя могли бы - общепризнанный поэт, человек из народа, которому надоело безмолвствовать. Но что слова, когда есть символы? Валерий Яковлевич многозначительно молчит, а Федор пляшет под какое-то тарабарское мычание. Про молодых же исполнителей можно рассказывать долго, но еще лучше коротко констатировать очевидное: они попали в родную стихию.

Весь этот подъем актерского духа молодому режиссеру нужен вовсе не для того, чтобы посмешить и поразвлечь зрителя. Жанр барнаульских «Пленных духов» - «Типа как бы биография». И вот здесь уже разговор идет всерьез.

- Каждому человеку в определенный момент нужна поддержка, - говорит Алексей Логачев. - Кто-то должен подбодрить вас, вдохновить, похвалить, не поскупиться на добрые слова. Сказать, что вы не должны бросать начатое дело на полпути и зарывать свой талант. Очень важно, о чем говорят в финале спектакля Андрей Белый и Александр Блок. Вам кажется, что вы несчастны, а у окружающих, наоборот, все в шоколаде, но на самом-то деле у всех хватает забот и сомнений, каждый находится в поисках чего-то хорошего. Стоит ли сетовать и грустить по поводу того, что Бог тебя наградил чувствительной душой, а не острым слухом или особой усидчивостью? Не бросай того, что у тебя получается. Зал всегда притихает в момент этого диалога. Тишина бывает разной: напряженной, недовольной, непонимающей, равнодушной. А тут стоит волнующая тишина - каждый из зрителей примеряет ситуацию на себя. Каждый по-своему несчастен и каждый находится в поисках своего счастья. Всю жизнь...

Не мешали бы еще этим поискам. Армии наших обывателей обожают копаться в личной жизни не только знаменитостей, но вообще всех, кто хоть чем-то выделяется на общем фоне. Мусолить жареные факты их биографии. Ворошить белье - любое, не обязательно грязное, но желательно нижнее. Не случайно на сцене Блок (Иван Дорохов) все первое действие ходит в ночном халате, слуга Сеня (Дмитрий Плеханов) облачается в женское платье, Андрей Белый (Сергей Стасюк) появляется в доме Менделеевых одетым в Красное Домино - костюме с богатыми маскарадными традициями. Но Бог ты мой, зачем, для чего публике знать, какие фобии одолевали Брюсова или кто был реальным прототипом Таинственной Незнакомки? Какая разница, был или не был Белый любовником Любани Менделеевой? Хорошие или плохие чемоданы «ваял» на досуге великий русский ученый-энциклопедист, открывший периодический закон химических элементов? Разве этим прославились и вошли в историю поэты Серебряного века и Дмитрий Менделеев? Читайте стихи. Наслаждайтесь романсами (весь спектакль окутан ими как шлейфом изысканных духов). В конце концов, патриотично гордитесь тем, что и в химии мы когда-то были первыми.

Почему именно эти люди стали знаменитыми? Они вышли за рамки привычного, ординарного. Их дух вышел из плена обыденности. Зачем нужен стул? Чтобы опустить в него свою тяжелую задницу? А вот и нет. «Стул не хочет, чтобы на него задницы сажали, он тянется к солнцу...», - уверяет Андрей. И поэтому такие, как он, не боятся проскакать кентавром по Невскому проспекту. Певец легендарных гомеровских существ Андрей Белый - ключевая фигура в этой истории. Он приезжает в Шахматово как инспектор. Он ищет Поэта истинного. И находит его, провоцируя Сашу на высокий поступок - защитить честь практически незнакомой девушки, к которой ты даже боишься прикоснуться, не то, что любить! Мало просто писать красивые стихи, нужно быть готовым еще и умереть за них. Иван Дорохов тонко и волнующе играет нелегкое восхождение к поступку. Собственно, вся его роль - большое откровение для многих зрителей. Образ Блока, предложенный драматургами и режиссером, оказался для 31-летнего исполнителя своего рода дуэльным вызовом. В театре он четвертый год и доселе ему доставались в основном роли второго плана. В «Пленных духах» Иван вышел к барьеру и не промахнулся.

Способность на высокие поступки... Каждому из нас даются шансы. Эти шансы были и у героев пьесы. И каждый распорядился ими по-своему. Александра Андреевна бесстрашно сиганула с моста спасать упавшего в пруд Андрея. А Федор, когда ему дали возможность высказать все, что он думает, понес ахинею про вожделенные штаны с кожаными наколенниками. Что ж... У каждого своя высота.

...В феврале встретился мне на «Пленных духах» давний знакомый. Бизнес его - вы будете смеяться - связан с прачечной и прочими химчистками. Пришел знакомец мой со всей семьей и родственниками. В антракте разговорились о том, о сем, спрашиваю, наконец, о спектакле. «Сложно как-то все. Люди какие-то странные...» «Ты что, не знаешь, что это за персонажи, кто такие Александр и Андрей?» «Нет... Да ты что? Что ж сразу не предупредил?!» Остаток антракта знакомый, бурно жестикулируя, разъяснял родне, на кого они пришли смотреть. Все второе действие этот зрительский островок чутко реагировал на происходящее: сватовство, любовный треугольник, дуэль... После спектакля знакомый сказал, что почерпнул для себя много познавательного и интересного. «А ты не обратил внимания в программке, - говорю, - на жанр постановки? Типа... Как бы... Типа любовный треугольник. Как бы дуэль. В финале Андрей заставил окружающих играть в «умерли - ожили». Герои умерли, но стали бессмертными... А мы с тобой?» Собеседник вместе со мной погрустнел и пошел в гардероб.

В романе братьев Стругацких «Град обреченный» Изя Кацман говорит Андрею Воронину: «Вор и подлец Бенвенуто Челлини, беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа Вийон... Господи, да порядочные люди среди них скорее редкость! Но они, как коралловые полипы, не ведают, что творят. И все человечество - так же. Поколение за поколением жрут, наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут - ан, глядишь, - целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный! Да какой прочный!» Думаю, не позвонить ли своему знакомому - к слову, тезке одного из великих поэтов - и не зачитать ли ему вдогонку рассуждения о коралловом атолле человеческой культуры. Да, не филолог он, да и род деятельности не допускает излишних рефлексий и сантиментов. Но ведь все мы сидим на одних стульях.


Фото Андрея ЛУКОВСКОГО

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.