Екатеринбург. Общество мазохистов, или Все проблемы из детства

Выпуск №8-178/2015, В России

Екатеринбург. Общество мазохистов, или Все проблемы из детства

В Коляда-театре состоялась премьера спектакля «Ричард III». Новая постановка Николая Коляды пугает и страшит своей откровенностью. Спектакль соткан из страха и ужаса, боли и страданий.

Театр солнца русской драматургии славится, в первую очередь, новым прочтением классических произведений. Сегодня в репертуаре театра такие знаковые названия как «Борис Годунов», «Маскарад», «Вишневый сад», «Ревизор», «Женитьба», не впервые обращается Коляда-театр и к Вильяму Шекспиру, в разные годы были поставлены спектакли «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и «Король Лир». «Ричард III» - четвертое обращение Николая Коляды к творческому наследию одного из самых известных мировых авторов. Новая постановка - это спектакль-откровение, спектакль-крик души!

Театральные работы Николая Коляды - это всегда живой разговор со зрителем о человеке, его душе и его проблемах. Это всегда разговор о сегодняшнем дне, о тех проблемах, которые будоражат человеческий разум во все времена.

Архитектоника новой постановки указывает на четкое разделение действующих лиц на социум и власть. В первую очередь на визуальном уровне. Николай Коляда наряжает всех действующих лиц, за исключением Ричарда и Ричмонда, без разбора на пол и возраст, в яркую, усыпанную блестками, безвкусную одежду. Режиссер, он же художник спектакля, не упускает любой возможности поблагодарить китайцев за их изделия и одежду, которую они щедро продают на рынках и из которой всегда складывается художественный образ спектакля. Не стал исключением и новый спектакль. «Ричард III» при помощи в том числе и китайских дизайнерских находок, рисует дикое общество, для которого нет ничего важнее, чем нацепить на себя что-нибудь поярче, чем навесить на себя что-нибудь поинтереснее. В начале все герои цепляют на себя яркие металлические прищепки, бросаются на эти безделушки, которые им высыпает Ричард III, как маленькие дети: толкая друг друга, пытаясь ухватить побольше. Все общество сливается в одну, хоть и яркую, блестящую, но массу, не способную действовать по одиночке. Членам этого дикого общества свойственны животные повадки - они кричат по-птичьи, шипят по-змеиному и лают по-собачьи. В этом обществе собран весь ужас земной жизни. Для Николая Коляды не важно, кто в этом социуме какую занимает роль, они все - единый организм, питающийся смрадом и заботящийся только о внешнем, наносном. На протяжении всего спектакля герои неоднократно используют английское «why?», что подчеркивает лишь стремление казаться лучше, умнее, а не наличие ума, так как это «why?» используется не тогда, когда это необходимо, а в каждой паузе. Умение приметить яркие черты современного общества, довести их до абсурда и вплести в художественную ткань спектакля - одна из ярких особенностей творческого метода Николая Коляды.

Главную роль в новом спектакле играет ведущий артист театра, заслуженный артист России Олег Ягодин. В образе короля Ричарда III собрано все отвратительное, что только может быть: повадки змей, пауков, псов, а также все ужасное, на что только способен человек. Главным спутником Ричарда на протяжении действия является живой уж. Он буквально кормится изо рта короля, ползает по его телу и, кажется, становится его частью. А сам Ричард в течение спектакля плетет свои сети, как паук, опутывает ими общество, стесняет их жизнь, подвешивает их на волоске, который в любую минуту он может перерезать для того, чтобы освободить себе путь. Олег Ягодин за время первого действия буквально сплетает настоящую паутину на переднем плане, сквозь которую зрители и наблюдают за действием. Во втором действии она появляется на заднем плане и в ней путаются все герои, выходя на сцену и пробираясь сквозь нее. Артист удивительно точно воплощает на сцене образ короля-тирана, короля-самодура. С ним всегда его игрушки - приспособления для пыток. Он загоняет ножницы под ногти, ломает руки и все это делает как бы шутя, не замечая того, что творит.

Его окружение, в первую очередь Герцог Бекингем, которого играет Александр Вахов, способствует этому самодурству и тирании. Ему, Ричарду III, все готовы угодить, готовы подставить любую часть тела под муки и пытки, готовы вылизать обувь только для того, чтобы заслужить расположение нового короля. Общество, кажется, даже получает удовольствие от этих пыток и готово вновь и вновь подставлять себя под новые мучения. Николай Коляда буквально рисует общество мазохистов, которое выглядит невероятно современно.

Таким образом на сцене возникает образ правителя-тирана, буквально купающегося в крови. Одна из важных сценических деталей - таз с заваренным чаем каркаде, который, как кровь, пятнает Ричарда, заливает его с ног до головы, заливает все пространство сцены, которое потом вытирается тряпкой из обычной окровавленной материи, трансформирующейся в мантию для коронации. Вся сцена заполняется дымом и заливается красным светом, превращаясь в ужасающий кровавый мир.

На тиранию власти указывает не только образ Ричарда III, но и образ Ричмонда (Алексей Романов). Он становится буквально тенью главного героя, а в финале, превознесенный обществом, произносит один из первых монологов Ричарда и становится новым тираном, которого с ликованием встречает социум. Невероятно остроумно и неординарно показана тирания в сцене, где Ричмонд, как советское радио, заставляет делать людей зарядку, и все на сцене нехотя делают упражнения, опасаясь наказания.

Для Николая Коляды важен образ общества, так как в режиссерской концепции именно простые люди, а не правители, виноваты в зарождении подобной власти. Это общество воспитывает в правителе тирана. И зарождение этого ужаса Коляда видит в детстве. На это указывает множество деталей художественной ткани постановки. Герои наделены детскими атрибутами, такими как рогатки, детские бубны, лошадки-качалки, да и прищепки, которые возникают в самом начале спектакля и борьба за которые происходит по-детсадовски. Начало постановки напоминает детский утренник, когда дети сидят на лавочках по периметру актового зала в ожидании действа. Да и монолог Ричарда, в котором он обнажается полностью - и внутренне, раскрывая все тайны своей души, и внешне, раздеваясь догола, - именно о том, что все беды его родом из детства.

Таким образом на сцене рождается жуткая, необычайно актуальная история, которая забирается в самые далекие уголки души и разума, в которой переплетаются острые проблемы сегодняшнего дня и яркий юмор режиссера, от которого становится еще более жутко...

 

Фото Вадима БАЛАКИНА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.