Мытищи. Правда в памяти

Выпуск №8-178/2015, В России

Мытищи. Правда в памяти

Мытищинский театр кукол «Огниво» обратился к повести недавно ушедшего из жизни Валентина Распутина «Прощание с Матерой», основанной на реальных событиях - родная деревня писателя Аталанка попала в зону затопления при строительстве Братской ГЭС.

«Прощание с Матерой» - обобщенно-символическая по смыслу драма народной жизни, в которой речь идет о человеческой памяти, совести, о верности своему роду, о нравственных ценностях. Прошло без малого сорок лет с момента написания повести, но сегодня она звучит куда острее, чем в 70-80-е годы ушедшего столетия. «Каждый человек, а в особенности художник, должен ответить на вопросы о том, не как, а зачем он живет на земле и что оставит после себя, - отмечает художественный руководитель «Огнива» народный артист России Станислав Железкин. - К сожалению, прикрываясь благими намерениями, мы потеряли многое, чего нельзя вернуть. Но мы должны знать про это, иначе будем обречены на повтор подобных деяний. Эта тема идет лейтмотивом в нашей новой постановке: что бы ни делал человек и в каком бы ни был возрасте, он должен нести ответственность за себя лично и свои поступки, за дом, семью и Родину».

Премьерный спектакль «Прощание с Матерой», выпуск которого стал возможен благодаря поддержке Министерства культуры РФ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», получился очень атмосферным и трагическим. Режиссер-постановщик Станислав Железкин нащупал болевые точки, освещенные в повести Валентина Распутина, и смог перенести их на сцену и в сердца зрителей. Горькая, красивая, нужная притча о нравственном и духовном оскудении нации, о вечном конфликте отцов и детей, о столкновении традиций и прогресса, о хаосе в жизни, в памяти, в головах, о подмене истинных ценностей громкими лозунгами - так можно охарактеризовать пятнадцатую постановку для взрослых в театре «Огниво», осуществленную по инсценировке заведующей литературной частью Курганского театра кукол «Гулливер» драматурга Татьяны Андреевой.

Оригинальное визуальное воплощение произведению придумал художник-постановщик, главный художник Ульяновского областного театра кукол Дмитрий Бобрович, взявший за основу своей работы мысль о том, что старое дерево не пересаживают - мы все корнями уходим в свою землю. И в спектакле используется живой реквизит - то самое старое, без ретуши и покраски, дерево, которое смогло передать образы простых деревенских старух, символизирующих прошлое и не способных сдержать напор нового поколения. Примечательно, что в куклах молодых жителей Матеры есть железные элементы - часть мясорубки или светильника, тем самым подчеркивая не только их стремление к прогрессу, но и закостенелость сердец, искореженность душ, утрату родовых корней. Постановочная группа добивалась не имитации старины, а правдивости во всем, в том числе в сценографии. Многие вещи покупались на блошиных рынках и в антикварных магазинах. Среди уникальных предметов быта, задействованных в спектакле, есть самовар, коромысло, ухват, чугунки и даже работающий телевизор выпуска 1960-х годов.

Особый колорит действию придают музыкальное оформление, подобранное звукорежиссером театра Андреем Мироновым, одежда героев, характерный деревенский говорок, повадки, исполнение вживую русских народных песен и частушек. В спектакле «Прощание с Матерой» задействована вся небольшая труппа «Огнива», и каждому из актеров удалось перевоплотиться в конкретных персонажей повести Валентина Распутина. Главную роль - самую старую из старух Дарью - не исполняет, а проживает заслуженная артистка России Наталья Котлярова. Ее героиня - сильная, волевая, мудрая женщина, почитающая традиции, ощущающая собственную и всеобщую виновность в происходящих событиях и - главное - сохранившая в себе веру в Бога. Неслучайно на афише и программке спектакля изображен фрагмент Владимирской иконы Божией Матери - одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви. Утратив веру - в Господа, в добро, в созидание - человек приходит к духовной пустыне. То, что в спектакле и происходит с героями заслуженного артиста Московской области Александра Едукова, играющего приспособленца и гуляку Петруху, и Марии Кузнецовой, исполняющей роль разбитной девки Клавки.

Однако не все представители молодого поколения показаны в спектакле однозначно. У внука Дарьи Андрея, образ которого успешно создал заслуженный артист Московской области Сергей Синев, сложный характер. С одной стороны, он хочет оказаться в гуще стройки ГЭС, искренне считая это правым и нужным делом, с другой - в нем еще не до конца умерло чувство единства с природой. Ему жалко остров. И, несмотря на споры, он все-таки внимательно слушает свою ворчливую бабушку, стараясь впитать, понять, принять ее мнение о предназначении человека.

Жизненно, правдиво, талантливо сыграны роли и других жителей Матеры - Симы (заслуженная артистка Московской области Татьяна Касумова), Катерины (заслуженная артистка Московской области Ирина Шаламова), Настасьи (Елена Бирюкова) и Егора (Сергей Котарев) Карповых, Афанасия Кошкина (Иван Соловьев), Веры Косаревой (Ольга Амосова), которые с молоком матери впитали любовь к земле и считают, что та дана человеку «на подержание»: с ней нужно обращаться бережно и сохранить ее для потомков. Одиннадцать артистов «Огнива» создали целую галерею ярких характеров, причем некоторым из них приходилось перевоплощаться по нескольку раз. Например, заслуженный артист России Алексей Гущук играет сына Дарьи добродушного Павла, который понимает горе матери, но не находит ни сил, ни времени, чтобы помочь ей, а также представителя местной власти Воронцова - человека беззаботного, не обремененного «корнями».

В новом спектакле Мытищинского театра кукол «Огниво» много эмоционально сильных сцен. Это и прощание Дарьи с могилками предков, и сожжение мельницы, и, безусловно, финал, когда непоколебимые старухи оказываются под пологом то ли тумана, то ли воды... Припозднившаяся молодежь не успела забрать их с острова и оказалась навсегда отгороженной от них стеной непонимания. И совсем по-другому звучат слова Дарьи: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни».

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.