Что сохраняет память. Вечер, посвященный творчеству Ю.П.Любимова

Выпуск №8-178/2015, Событие

Что сохраняет память. Вечер, посвященный творчеству Ю.П.Любимова

18 марта 2015 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына состоялся вечер, посвященный творчеству Ю. П. Любимова.

Его подготовили Дом русского зарубежья и Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова. Фонд, созданный Юрием Петровичем, был действенным подспорьем в делах театра, в реализации культурных проектов. В год 50-летия театра и 80 летия творческой деятельности его создателя Фонд выступил инициатором проведения международной конференции, посвященной творчеству Юрия Любимова и подготовил уникальную книгу «Юрий Любимов. 80 лет в мировом сценическом искусстве» (автор предисловия Е. Абелюк, составитель С. Сидорина). По сути - это энциклопедия творческих находок мастера, летопись его многогранной деятельности не только в России, но во многих зарубежных странах. Любимов поставил около двухсот драматических и оперных спектаклей, каждый из которых - открытие, уникальный вклад в мировую культуру. И теперь, когда Юрия Петровича уже нет с нами, главная забота Председателя правления Фонда Каталин Любимовой - сохранить наследие режиссера, сделать его доступным для изучения новыми поколениями служителей театра, и именно так увековечить память о режиссере-новаторе.

Вечер «Что сохраняет память» в Доме русского зарубежья стал первым в цикле к 100 летию Юрия Любимова, которое будет отмечаться в 2017 году. С приветственным словом к тем, кто пришел поделиться воспоминаниями о мастере, обратился директор ДРЗ Виктор Александрович Москвин. Он говорил о символической связи Театра на Таганке и Дома русского зарубежья как двух центров Таганского холма, о творческой дружбе Любимова и Солженицына, укрепившейся во время постановки спектакля «Шарашка» по роману Солженицына «В круге первом», вспоминал о вечерах, на которых Юрий Петрович бывал в ДРЗ и о том, как принимали супруги Любимовы гостей нашего Дома в легендарном кабинете Юрия Петровича.

Сейчас в Театре на Таганке начался ремонт, будет ли учтена специфика кабинета Любимова с автографами выдающихся людей ХХ века на стенах? Не повредят ли эти уникальные стены стандартные действия строителей? И главный вопрос - как создать здесь не просто мемориальную комнату, а активно действующий научно-методический центр? Ведь с советских времен к слову «кабинет» приросло значение - приемная чиновника. Выступая на вечере, представитель Попечительского совета Фонда Любимова профессор Юрий Владимирович Манн включил понятие «кабинет» в историческую традицию, идущую от Античности и Средневековья, определил его как своеобразную лабораторию ученого, художника, как личное пространство для размышлений и творческих занятий. Именно в таком качестве должен быть воссоздан Кабинет Юрия Петровича Любимова в помещении Театра на Таганке - таким было единодушное решение Попечительского совета Фонда Ю. Любимова, рабочее собрание которого состоялось в период организации вечера здесь же в Доме русского зарубежья. В Попечительском совете Фонда - люди творческие и деятельные: художник и сценограф Борис Асафович Мессерер, режиссер Андрей Юрьевич Хржановский, критик и литературовед Евгений Юрьевич Сидоров, филолог Юрий Владимирович Манн, композитор Владимир Иванович Мартынов. Согласилась войти в Попечительский совет Фонда Ю. Любимова и Наталия Дмитриевна Солженицына, чей опыт в подготовке 100 летия со дня рождения А. И. Солженицына в 2018 году - очень важен для подготовки столетия Любимова в 2017 году.

А в тот день на собрании в ДРЗ каким-то чудом оказалась и Лора Гуэрра (она тоже в Попечительском совете Фонда, как и японский режиссер Тадаши Сузуки, представители Франции и других стран). Лора Гуэрра тут же предложила поставить в Италии спектакль «Мед» по сценической композиции Юрия Любимова на основе поэмы Тонино Гуэрра. Это будет своеобразный подарок итальянских актеров, которые продолжат жизнь спектакля, с успехом шедшего несколько лет на Таганке. Именно так, разрабатывая программы вечеров, мастер-классов, проекты книжных и электронных изданий, сохраняют память о Юрии Петровиче те, кто с ним работал, кто был его собеседником за дружеским столом, кто когда-то учился у него, кому вместе с ним посчастливилось ставить спектакли. Именно такое, деятельное общение всегда было по душе Юрию Петровичу Любимову.

Конечно же, память не может не быть и со слезами на глазах. Так, благодарила Каталин Любимова на вечере в ДРЗ Римаса Туминаса за то, что он продлил Юрию Петровичу жизнь, пригласив поставить спектакль «Бесы» в Театре им.Евг.Вахтангова, где Любимов начинал свой творческий путь. А художественный руководитель Вахтанговского театра рассказал, как познакомился с Любимовым, когда тот ставил на Таганке спектакль «Мастер и Маргарита», как невольно оказался «наглядным пособием» во время демонстрации режиссером необходимой актерам пластики и с каким удовольствием до сих пор вспоминает эти уроки.

О других уроках-беседах Любимова во время, а иногда и вместо традиционной репетиции поведал исполнитель роли Степана Трофимовича Верховенского Юрий Шлыков. В его же исполнении гостям вечера посчастливилось услышать монолог о роли красоты как высшей жизненной ценности из спектакля «Бесы». А показанные на вечере фрагменты репетиций и сцен из спектакля (подготовленные Светланой Сидориной) стали своего рода мастер-классом для студентов ГИТИСа и других театральных вузов, которые пришли на вечер в ДРЗ.

Выступления Бориса Мессерера, Владимира Мартынова вместе с глубоко личностными воспоминаниями о Юрии Петровиче раскрывали творческие принципы работы с мастером, что, наверняка, станет темой будущих мастер-классов, которые планирует проводить Фонд Ю. Любимова.

Интересными размышлениями о работе Любимова над оперой Бородина «Князь Игорь» в Большом театре и «Школой жен» по Мольеру в Новой опере поделился режиссер Игорь Ушаков. А благодаря находке студии «Ракурс» и ее сотруднику-энтузиасту Игорю Рахманову гостям вечера впервые в России удалось увидеть фрагмент из спектакля «Гамлет» с Владимиром Высоцким, отснятый на цветной пленке в 1976 году во время Театрального фестиваля в Белграде. Участниками этого театрального форума были спектакли таких выдающихся режиссеров как Питер Брук, Ингмар Бергман, Дж. Стрелер. Но все-таки пальмы первенства был удостоен «Гамлет» в постановке Юрия Любимова. И едва ли не самое интересное - запись беседы Юрия Любимова и Владимира Высоцкого. Юрий Петрович раскрыл «тайну» замысла этой постановки, возникшей вроде бы спонтанно в споре с советскими чиновниками, но на самом деле - в результате длительных настойчивых просьб Высоцкого «сыграть Гамлета». А Владимир Семенович с удивительной глубиной раскрыл в этом, как будто бы непринужденном, разговоре суть творческого метода Любимова - импровизационность и выбор из множества вариантов самого неожиданного и самого точного.

Начался и завершился вечер выступлением ансамбля Дмитрия Покровского, который не распался после ранней смерти своего создателя благодаря Любимову. Юрий Петрович пригласил исполнителей народной песни в свой театр, и живая музыка стала одним из незаменимых голосов в его полифонических постановках. Ансамбль Дмитрия Покровского поддержал атмосферу серьезного творческого и непринужденного дружеского общения, которой всегда дорожил Юрий Петрович Любимов и которую в память о Мастере удалось создать на вечере в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.

 

Фото Дениса СМИРНОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.