Счастье актрисы. Ирена Синькевич (Сарапул)

Выпуск №8-178/2015, Лица

Счастье актрисы. Ирена Синькевич (Сарапул)

От Риги до одинокого хутора Вамжишки - три часа езды. От старинного купеческого города на Каме - Сарапула - до Вамжишек - почти две тысячи километров. Но для народной артистки Удмуртской Республики Ирены Синькевич - ветерана сцены Сарапульского драматического театра - время и расстояние до «малой родины» в Латвии измеряется - всей ее жизнью. Где-то там, далеко за огнями Сарапульской рампы, там - за горизонтом (никому невидимая, кроме нее самой) все еще поет на крестьянском поле латышская девочка, шагнувшая из отцовского дома на сцену - сначала оперную, потом оперетты, а затем и драматическую. И сцена, какой бы она ни была, стала ее полем, ее нивой, на которой она работает по-крестьянски неутомимо и по-актерски вдохновенно. В нынешнем году у актрисы старейшего театра Удмуртии Ирены Людвиговны Синькевич тройной юбилей: 80 лет «натикали» часы ее жизни, 55 из них она посвятила сцене, 45 отдано Сарапульскому драматическому (и нет в его труппе более известного имени).

Природа щедро наделила ее яркой индивидуальностью - выразительная внешность, сильный голос. Синькевич - острохарактерная актриса. Когда она появляется на сцене, зал живо реагирует на нее как на личность. И актриса создает предельно правдивый, достоверный образ, умея придать ему эмоциональную выразительность, наделить его конкретными чертами, донести до ума и сердца зрителей всю гамму чувств - от отчаяния до азарта. Не потому ли уже не одно поколение любителей сценического искусства идет в театр «на Синькевич» и неизменно дарит ей свою любовь и признательность.

Ветеран труда, Ирена Синькевич из когорты носителей высокой артистической культуры и подлинности человеческих отношений, хранителей памяти и традиций Сарапульской драмы. Ей посчастливилось дружить с легендой провинциальной сцены актрисой Верой Николаевной Дальской, выступавшей еще на заре Сарапульской драмы. Она партнерствовала в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1972) с любимцем публики Урала и Прикамья 30-50-х годов заслуженным артистом УАССР Иадором Александровичем Эльским. Ее судьба тесно переплелась и с историей театра, и с историей страны

Разумеется, не всякий поворот в судьбе Ирены Людвиговны был счастливой случайностью. И, прежде всего, опалившая ее детство война. Вместе с родителями, братьями и сестрами она пережила оккупацию. «А ведь могла бы и умереть - с потенциально блестящим будущим...» Ибо и сейчас помнит, как пряталась под кроватью, когда человек в чужой военной форме, тыча пистолетом то в отца, то в мать, что-то угрожающее говорил им. Помнит, как они укрывались в овраге от ожесточенной артиллерийской дуэли между гитлеровцами и наступающими частями Красной Армии. Снаряды проносились над самыми головами, а хутор, оказавшийся на линии фронта, был тогда просто сметен...

С годами остались и глубоко спрятанные воспоминания: например, очень красивая всенощная служба в костеле, куда она, комсомолка и отличница, рискнула прийти со школьной подругой уже после войны.

- Мои родители были верующими людьми, всегда жившими по принципу: и работать, и поступать надо так, чтобы не стыдно было людям в глаза смотреть. Этот главный урок, полученный от них, я усвоила на всю жизнь... А любовь к Театру у меня со школы, с занятий в драматическом кружке, где особенно запомнилась роль Простаковой в фонвизинском «Недоросле»...

В драмкружке заметили, как Ирена поет. И то, что после школы она отправляется в Даугавпилс поступать в музыкальное училище - ни для кого тогда не явилось неожиданностью.

- С самого раннего детства я пела - и потому поступила на вокальное отделение с театральным уклоном. Еще во время учебы работала «на разовых» - в Музыкальном театре Даугавпилса. Была участницей Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в составе вокального коллектива из Латвии, занявшего на этом международном смотре второе место. Так что в Даугавпилсе с Фестиваля нас встречали на перроне с оркестром, несмотря на глубокую ночь... И когда в то время я приезжала к родителям, соседки шушукались: «Актриса, актриса идет». Но я ни на йоту не заносилась. Такой черты в моем характере не было и нет.

Сразу же по окончании училища в 1959 году Ирену (тогда еще Силова - это ее девичья фамилия) приняли в Музыкальный театр, в труппу Даугавпилской оперы.

- Помимо оперы, в Музыкальном театре Даугавпилса была оперетта, а также - латышская и русская драма. Но, как говорится, недолго музыка играла. Получилось так, что оперу, а в 1963-м и сам Музыкальный театр Даугавпилса, закрыли. И мы, целая группа актеров, по приглашению руководства Бобруйского музыкально-драматического театра, только что созданного на базе драматического, отправились в Белоруссию.

Актеры - народ мигрирующий. Сама судьба подставляет им плечо, сводит с хорошими людьми. Вот и на сцене бобруйского театра, в первой же его оперетте «Поцелуй Чаниты» судьба свела Ирену (Чаниту) с хорошим человеком, талантливым актером Георгием Синькевичем, исполнявшим в премьерной постановке роль сержанта полиции.

Став Синькевич, Ирена выкраивала свободные часы между репетициями, спектаклями и гастролями «для дома, для семьи»... Впрочем, самого дома в то время как раз и не было.

- Из-за отсутствия жилья два театральных сезона мы провели врозь: я работала в Риге, в Латвийской Государственной филармонии, муж - в Пскове. В 1968-м вернулись в Бобруйск, в Могилевский областной театр музыкальной комедии, но уже в 1970-м его закрыли на капитальный ремонт. И мы поехали в Сарапул. Туда нас позвал Франц Антонович Пухович, в то время худрук Сарапульского театра драмы.

Вот так, поздней осенью 1970 года Ирену Людвиговну и Георгия Иосифовича Синькевичей, уроженцев Латвии и Белоруссии, судьба забросила в Удмуртию, в город на берегу величавой красавицы Камы.

- Город и Каму мы практически не видели. Труппа Сарапульского театра драмы была тогда сильная, репертуар был богатый, очень много ставилось спектаклей, и нас постоянно занимали.

Несомненно, коллектив пополнился тогда двумя яркими актерами, блистательно выступавшими как в комедиях («История одной любви» К. Симонова, «Всеми забытый» Назыма Хикмета, «Таблетку под язык» А. Макаенка), так и в драматических спектаклях («Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, «Память сердца» А. Корнейчука, «Цыган» Н. Провоторова, «Дети Ванюшина» С. Найденова). Уже первые роли Ирены Синькевич на сарапульской сцене - Зинаида («Опасные игры» К. Финн) и Тузова («Не верьте мужчинам» А. Софронова) открыли зрителю потрясающую характерную актрису. Она быстро приобрела популярность на этой стезе. Ее мастерство было отмечено. Однако творческая энергия все громче призывала выйти за предназначенные ей рамки. Ее, как и Георгия Иосифовича, влекла уже психологическая сложность характера, а не его внешние броские черты. И они оба не играли, а жили в ролях (как говорят на театре - тратились): Разметнов и Дарья - «Поднятая целина» М. Шолохова, Шабинский и Фаина - «Волчья тропа» В. Максимова и Р. Романовского, Иовель и Кисария - «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани.

Так были сыграны Иреной Синькевич и роли в спектаклях, ставших памятной частью ее жизни. Надя («Любовь и голуби» В. Гуркина) - практичная, приземленная и окрылено-великая в своей верности, в своем чувстве (Республиканский диплом «Лучшая роль года» - 1984). Трагический образ женщины-старосты Сычихи («Последний грех души моей» Н. Глазовой), собственноручно покаравшей сына-предателя (актерская удача, получившая высокую оценку: имя Ирены Людвиговны Синькевич было занесено на республиканскую Доску почета - 1986). И, наконец, Памела Кронки («Дорогая Памела» Дж. Патрика) - с первого слова и взгляда захватывающее душу в плен чудаковатое создание, с ее девизом: «С любовь и только с любовь к людям» (2003).

- Каждую роль нужно любить. Для актрисы, как и для актера, самое интересное - играть разные характеры. И самое трудное - не повториться, быть каждый раз новой. В каждой роли быть другой, находить свою изюминку.

Таково кредо Ирены Синькевич. С одинаковой степенью ответственности и творческой самоотдачи она играет и маленький проходной эпизод, и центральную роль. И сегодня уже невозможно представить минувшие четыре с половиной десятилетия (ровно половину в истории Сарапульского драмтеатра под эгидой города) без целой галереи образов, живых женских характеров, созданных Иреной Людвиговной в пьесах Островского и Шекспира, Мережко и Вампилова, Чехова и Гоголя. Сарапульский театр стал «главным театром» всей ее творческой биографии. Именно здесь сыграны полторы сотни ролей, десятки спектаклей, запавших в память зрительских поколений. Именно здесь за творческие достижения Ирена Людвиговна Синькевич была удостоена высоких званий - заслуженная артистка Удмуртской Республики (1996) и народная артистка Удмуртской Республики (2006).

Впрочем, служа одному театру, она, по собственному убеждению, сменила многие: ведь за эти годы в Сарапульской драме был не один директор и побывал не один режиссер.

- Когда жизнь театра неотъемлема от твоей жизни, то все перипетии - радости и горести, триумфы и драмы - проходят через твое сердце.

Помнит Ирена Людвиговна и «годы скитаний» с 1978 по 1983-й, когда здание театра было снесено. Сезон за сезоном на колесах, в гастрольных поездках по республике и району. Старенький театральный автобус, случалось, попадал в метель, переворачивался, проваливался на камском льду... В ту пору Ирена и Георгий Синькевичи были в числе тех, кто мечтал начать новый театральный сезон на своей сцене в Сарапуле, кто своими руками перестраивал под театр пустующее здание музыкальной школы. И кто методом народной стройки воссоздал в 1984-м Сарапульский драмтеатр в доме купца Пенькина по улице Первомайской, 22-а, где он находится и поныне.

Надо сказать, что Георгию Иосифовичу все эти строительные работы стоили здоровья: случился инсульт, а спустя два года - еще один. Ирена Людвиговна, очень сильный человек, делала все возможное: боролась за жизнь мужа. Не оставляла одного, забирала с собой на гастроли в инвалидном кресле. Но чуда не произошло: в 1994 году Георгия Иосифовича не стало...

- В день смерти мужа хожу в церковь, ставлю свечки. Бог-то у нас - и католиков, и православных - один. Для верующего человека, на мой взгляд, нет принципиальной разницы в том, какой храм посещать, главное, чтобы вера в душе была.

Но какие бы личные невзгоды ни обрушивались на актрису, какие бы внутренние бури ни сотрясали театр, Ирена Синькевич остается верна себе - она работает. Активно участвует в культурных мероприятиях театра и города, став в 2011 году лауреатом городского конкурса работников культуры «Браво». Передает свой богатый творческий и жизненный опыт молодым. К ее мнению внимательно прислушиваются на заседаниях художественного совета театра. В числе ее недавних замечательных работ - коронная роль свахи - в гоголевской «Женитьбе», поставленной на сцене Сарапульского драматического театра его главным режиссером О. Степановым с большим размахом.

Биография народной артистки Удмуртии Ирены Синькевич, как долгая дорога, пройденная с большим достоинством. Впрочем, почему пройденная? Она продолжается, обретая все новые качества. Ныне Сарапульский театр восстанавливает свои позиции в республиканском и российском культурном пространстве. И принадлежать ему, участвовать в его судьбе - счастье актрисы Ирены Синькевич.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.