Создатель театра. Юбилей у Владимира Словохотова (Санкт-Петербург)

Выпуск №8-178/2015, Юбилей

Создатель театра. Юбилей у Владимира Словохотова (Санкт-Петербург)

В мае 2015 года отмечает 60-летие создатель и бессменный художественный руководитель Санкт-Петербургского драматического театра на Васильевском, заслуженный деятель искусств России Владимир Словохотов. А сам театр, дитя перестроечного энтузиазма, недавно отметил свое 25-летие. И это сближение юбилейных дат является убедительным свидетельством неразрывной связи творца и созданного им театрального детища. «Ребенок» получился вполне ничего себе, и в этом Словохотову помогал петербургский контекст, атмосфера культурной столицы.

Театральную карьеру Владимир Словохотов начинал как актер, после окончания Ташкентского театрального института им. А.Н. Островского работал в больших театральных центрах, ему аплодировали зрители Омска, Улан-Удэ, Рязани, Саранска, Ташкента, Тулы. Словохотов играл ведущие роли в спектаклях современного и классического репертуара: Глумова в комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Бориса в «Грозе», героев А. Вампилова, В. Розова, М. Шатрова и многих других. Переехав в Ленинград, стал успешным администратором популярного бит-квартета «Секрет». Но творческая натура требовала более активного и созидательного приложения сил. И Словохотов организовал экспериментальный Театр Сатиры, который с сентября 1989 г. приобрел самостоятельный юридический статус. Этот день считается датой основания Санкт-Петербургского государственного театра Сатиры на Васильевском острове (сейчас - Театр на Васильевском). С этого времени и по сей день он - на посту художественного руководителя и директора.

Театр, первоначально не имевший даже собственного помещения, усилиями В.Д. Словохотова превратился в один из заметных театральных коллективов России, стал неотъемлемой частью культурного ландшафта Петербурга. Сейчас Театр на Васильевском - желанный участник крупнейших международных фестивалей, его спектакли удостоены многих престижных наград. Успеху способствуют не только деловые, но и личностные качества руководителя: общительность, широта натуры, истинно национальное гостеприимство, умение найти общий язык с человеком любого возраста и профессии, что может подтвердить горячо любимая семья - жена Ольга Словохотова, дочь Алла Юдина (обе тоже работают в театральной сфере), дочь Ксения и пятеро внуков. Владимир Дмитриевич обладает выдающимся чувством юмора, ни при каких обстоятельствах за словом в карман не полезет, а при необходимости способен на резкую и категоричную отповедь оппоненту.

Говоря о каких-то юбилейных итогах, он прежде всего вспоминает своих учителей:

«Главное богатство - то, что в тебя вложили прекрасные спутники жизни. Мне в этом смысле фантастически повезло. Очень повезло с педагогами, наставлявшими меня, когда я уже работал в театре. Называю имена двух человек, которые вошли в мою жизнь главными людьми, наряду с родителями и моей семьей. Это Ксения Владимировна Грушевицкая и Давид Лазаревич Либуркин. Ксения Грушевицкая - коренная петербурженка, известный режиссер, человек высочайшего образования, утонченной культуры, настоящий просветитель и выдающийся педагог. Ксения Владимировна была первым человеком, рассказавшим мне, кто такой Александр Володин, она с ним близко дружила. И я, впервые услышав, что Володин пишет стихи, стал переписывать их от руки. А позже мне посчастливилось прочитать их Александру Моисеевичу уже здесь, у себя в кабинете на Васильевском.

Тогда же я познакомился с Давидом Лазаревичем Либуркиным, замечательным режиссером, который позже работал с Товстоноговым. Он пригласил меня к себе в Ташкентский театр, и я сыграл у него много интересных, запоминающихся ролей. Я счастлив, что дружил с Вениамином Баснером до конца его жизни. Замечательный Веничка Баснер, потрясающий питерский композитор, удивительно нежный, умный, талантливый, красивый человек, он так и ушел молодым, хотя ему было уже за семьдесят, но он сохранял молодость духа.

Наш театр 25 лет назад как бы врезался клином в культуру Петербурга. И наше счастье, что рядом оказались талантливейшие артисты, носители настоящей питерской культуры, которые принесли с собой атмосферу непостижимого города - Валентина Ковель, Антонина Шуранова, Александр Хочинский, Владимир Особик. Они оставили огромный след, думаю, без них молодой театр просто бы не состоялся».

Владимир Словохотов участвовал в съемках фильма «Прогулки с Бродским», был связующим звеном между поэтом и его родным городом. Ведь знаменитые строки «На Васильевский остров я приду умирать...» не могли не найти отклика в сердце худрука Театра на Васильевском. Он вспоминает: «С великими художниками происходят разные фантастические вещи. Те, кто видели фильм «Прогулки с Бродским», наверняка вспомнят эти кадры, непроизвольные, не постановочные. Это было на моих глазах. Мы долго ходили по Венеции, уже устали и вдруг видим: открывается дверь церкви на площади, оттуда выносят гроб, его сопровождает небольшая траурная процессия, гроб кладут в гондолу и везут на «остров мертвых». Я думаю, тогда и появилась у Бродского идея, чтобы его похоронили там, на кладбище Сан-Микеле. Не Васильевский, но все же остров...»

Владимир Словохотов признается: «Мне повезло на огромное количество встреч с незабываемыми, уникальными людьми, все вместе они сформировали меня, напитали духовно». Этот духовный опыт сказался на формировании созданного им театра, репертуар которого базируется на произведениях русской и мировой драматургии. Только за последнее время афишу пополнили «Дядя Ваня» Чехова, «Бесприданница» Островского, «Идиот» Достоевского, «Женитьба» Гоголя, «Глазами клоуна» Г. Бёлля, «Одинокие» Г. Гауптмана.

История Театра на Васильевском под руководством Владимира Словохотова продолжается!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.