Запоздалая дань любви. Вспоминая Андрея Толубеева (Санкт-Петербург)

Выпуск №8-178/2015, Вспоминая

Запоздалая дань любви. Вспоминая Андрея Толубеева (Санкт-Петербург)

30 марта исполнилось бы 70 лет замечательному артисту театра, кинематографа, телевидения, радио, общественному деятелю Андрею Юрьевичу Толубееву. Он ушел из жизни настолько рано, всего в 63 года, что, даже зная о его тяжелой болезни, смириться с утратой невозможно и годы спустя. Наверное, и от того еще, что Андрей Толубеев был не просто известным и любимым артистом, но неотъемлемой частью культуры Ленинграда, Санкт-Петербурга, с которым был связан пожизненно. Именно поэтому цикл телевизионных передач о музеях родного города звучал в устах артиста не «текстом», а личным пристрастием, любовью к своему городу и - гордостью за него...

Андрей Толубеев обладал совершенно завораживающим голосом, услышав который однажды, забыть нельзя было уже никогда - интонации, тембр Толубеева можно было сравнить, пожалуй, лишь с интонациями и тембром лишь одного человека: его отца, выдающегося советского артиста театра и кино Юрия Владимировича Толубеева. Но природа таланта сына была несколько иной - глубоко индивидуальной. Как верно отметила в своей статье Елена Горфункель, Андрей Юрьевич был «актером активного сопротивления». Этот вывод сделала критик на основании рассказанного ей Толубеевым эпизода работы над образом Алексея в «Оптимистической трагедии». Роль не пришлась артисту по душе, но именно от этого во многом и родился неожиданный и яркий характер рыцаря революции.

Я помню Андрея Толубеева во многих его ролях - от Джорджа в «Нашем городке», Тома в «Стеклянном зверинце» до лермонтовского Арбенина, шиллеровского Вурма из «Коварства и любви», шекспировского Банко, миллеровского Джона Проктора, Лопахина из «Вишневого сада», Счастливцева из «Леса»... В упомянутой уже статье Елена Горфункель очень точно обозначила: Андрей Толубеев сыграл первого «сердитого» современника в «Жестоких играх» и последнего делового человека советской эпохи в «Последнем посетителе». Он формировался, взрослел, мудрел вместе со своими героями, всегда наделяя их собственными чертами личности - интеллигентностью и юмором, иронией и сложным, никогда не однозначным восприятием мироустройства, чувствами благородства, ответственности и собственного достоинства. Даже когда его персонажи пытались сопротивляться этому.

Андрей Толубеев легко и мощно воздействовал не только на зрительный зал Большого драматического театра, которому прослужил всю свою недолгую жизнь, но и радиоаудиторию, но и кинозрителей, хотя кинематограф, как особенно отчетливо видится из дня сегодняшнего, использовал незаурядный талант этого артиста едва ли на 50 процентов. Мне особенно помнится полковник Ващанов в сериале «Бандитский Петербург», где на протяжении всех серий герой Толубеева является настолько разным и порой непредсказуемым, что оторвать от него глаз было невозможно. И хотя на протяжении десятилетий он играл героев и подлецов, императоров и простолюдинов, каждая его работа была отмечена тем особым знаком породы, что дана далеко не каждому.

А каким он был Нероном в спектакле «Театр времен Нерона и Сенеки»! А каким непривычным, начисто лишенным стереотипа Лопахиным или шиллеровским Вурмом!.. Одна из недооцененных критикой работ - Арбенин в «Маскараде». Непривычный, лишенный романтического (в привычном смысле) ореола яростного ревнивца и страстного игрока, Андрей Толубеев сыграл трагедию человека, столкнувшегося с предательством там, где меньше всего ожидал, потому что, пережив бурную молодость, мечтал лишь о душевном покое и гармонии. Но судьба подшутила над ним... Толубеев играл Арбенина до такой степени просто и естественно, что вся эстетика лермонтовского юношеского произведения приобретала иную окраску, и становилось жутко и больно от переживаний героя, отзывавшихся в зрительном зале.

Изумительный артист, неповторимый - такое сегодня очень мало о ком скажешь... Но он, если воспользоваться шекспировскими строчками, «человеком был» - незаурядным, наделенным чувством высокого служения своему делу. Делу Председателя Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ, Секретаря Союза театральных деятелей РФ, ощущая неподдельную ответственность за артистов и режиссеров, за ветеранов сцены и Великой Отечественной войны, за все, к чему призывали его многочисленные обязанности. И он умел отдаваться этим обязанностям всей душой, а не просто по велению долга, потому что был всегда человеком высочайшей порядочности и честности.

А еще Андрей Толубеев писал пьесы и книги, собирал материалы об ушедших из жизни коллегах, артистах БДТ. А еще он писал картины. Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. При одном только условии - когда он чист душой и умеет отдаваться своему делу всеми помыслами. Вот таким он и был, Андрей Юрьевич Толубеев, чей 70-летний юбилей мы празднуем без него, отдавая запоздалую дань любви...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.