Господин Артист. Ефим Байковский

Выпуск №8-178/2015, Скорбная весть

Господин Артист. Ефим Байковский

Ефим БАЙКОВСКИЙ прожил в театре и театром почти всю свою жизнь. Он мыслил его категориями, видел мир сквозь его призму, спешил в театр, не хотел с ним расставаться. Никак не хотел.

Окончив в 1947 году студию при театре им. Ленсовета, много работал в провинции: в 60-е на Урале, в 70-е в Грузии, потом в Ленинграде в Александринке, в 80-е в Москве. До сих пор репертуар Театра им. Маяковского полон названиями его спектаклей.

Порой он несколько раз играл в одних и тех же пьесах. Трижды в «Плодах просвещения» Толстого. Сначала Звездинцева, потом Федора Ивановича. Как-то на репетиции по секрету признался: «Мне очень трудно, я играл барина, хозяина дома. И вдруг слуга. Посмотри на меня, какой я слуга?!» Но зато истинной правдой было его признание в «Талантах и поклонниках»: «Я могу сказать тебе, как Лир: каждый вершок меня - барин».

Байковский был мастером. Он мог быть очень разным: сдержанным, статуарным, строгим, наивным, скорбным, озорным до хулиганства. Невозможно забыть его лихой канкан на столе госпожи Министерши в пьесе Нушича. «Старый дурак, щас помру», - ругал он себя за кулисами, задыхаясь после танца. Но глаза его горели, он ждал этого выхода и желал повторить свой залихватский дивертисмент с непременными аплодисментами и благодарным смехом зрителей. Когда Ефим Исаакович слышал это, уходя со сцены в гримерную, он порывисто и крепко сжимал мне руку, и было понятно, что ему важна эта ответная реакция публики. И что всю свою долгую творческую жизнь он не может к этому привыкнуть и ждет, и волнуется, и радуется встрече. «От театра отстать не хочется, искусство люблю очень», - словно вновь и вновь признается Господин Артист.

В энциклопедическом словаре Театра им. Маяковского о Ефиме Исааковиче написано: «Случай появления Байковского в труппе уникален. После 60-ти лет актеров, как правило, забывают, а не вербуют. К тому же у него не было статуса звезды и шлейфа популярности». Но Андрей Гончаров именно завербовал этого артиста, и режиссеры театра завалили его ролями. Он играл много и охотно. Не любил и боялся пауз между премьерами.

А любил он своих коллег, знал их секреты и тайны, радовался успехам и мучился неудачами. Всегда находил слова, которые заставляли поверить в то, что театр все-таки твой дом, где старые актеры способны дарить чуткость и тепло. А еще они могут сказать то, что тебе необходимо услышать, чем можно жить потом целый день, неделю, месяц. Ефим Исаакович знал, что без такого своевременно сказанного слова в театре очень трудно. Он чувствовал свою ответственность за тех, кто выходит с ним вместе на сцену. Согреть любовью - было потребностью его души.

Байковский всегда подробно и интересно говорил о своих впечатлениях. Мог звонить ночью, переполненный ими, и поздравлять, и восторгаться, и удивляться, и советовать, и внушать веру и бесконечно радоваться за тебя.

Господин Артист Ефим Байковский был страстным поклонником человеческого таланта. И как его герой в пьесе Островского Мартын Прокофьич был уверен: «Талант есть лучшее богатство, лучшее счастье человека». И еще, я думаю, одна реплика его героя стала исповедью не только автора пьесы, но и самого Ефима Исааковича Байковского: «...счастье, что я делал любимое дело. Я люблю театр, люблю искусство, люблю артистов, понимаешь ты?»

Низкий Вам поклон, Господин Артист...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.