Северодвинск. У самого Белого моря

Выпуск № 1-181/2015, В России

Северодвинск. У самого Белого моря

Северодвинский драматический театр приближается к своему 80-летию. Созданный в 1937 году на базе Архангельского ТРАМа, он был реорганизован в драматический театр поселка Судстрой-402. А в 1938 году поселку Судстрой-402 был присвоен статус города, названного Молотовск (ставший позже Северодвинском). Таким образом, театр родился на год раньше самого города. Появился же он среди непроходимых северных болот и тайги всего через три месяца после того, как на берег Белого моря высадился первый отряд строителей, давших начало городу и крупнейшей судостроительной верфи, которой сегодня гордится вся Россия. Рабочим и будущим корабелам было, оказывается, очень важно, чтобы рядом с ними среди комарья, дождей, холода, между палатками и бараками, в которых они ютились, жило высокое искусство. Любят театр в Северодвинске и сейчас. Ведь он - единственный в этом северном городе, взявший на себя роль театра и для взрослых, и для детей.

Руководит им сегодня директор Алевтина Геннадьевна Голубева, и благодаря именно ей здесь создан очень интересный репертуар с яркой и разнообразной режиссурой. Постановщиков Алевтина Геннадьевна, человек с хорошим вкусом, находит и приглашает сама, поскольку привыкла держать руку «на пульсе» современной драматургии и режиссерского процесса. Она дружит с молодыми российскими режиссерами, не боясь постановочных экспериментов - и многие из этих людей становятся многолетними друзьями ее театра.

Проводя успешно и хозяйственную, и гастрольную политику, Алевтина Геннадьевна является председателем художественного совета своего театра. Она подарила мне двухтомник «Труды и дни Северодвинского театра» - прекрасное историко-просветительское издание, созданное при ее поддержке. Алевтина Голубева может говорить о своем театре бесконечно. Собственно, ему уже отдано одиннадцать лет из тех сорока, что она живет в Северодвинске, где она успела поработать и в горкоме партии, и в мэрии на должности советника мэра. Неудивительно, что ее знает весь город, а ее авторитет помогает театру жить и развиваться.

В те дни, когда я знакомилась с последними премьерами, сезон уже заканчивался, и труппа готовила большой праздничный вечер, венчающий прошедший год. На этот вечер по традиции съезжается весь город. Вручаются премии лучшим спектаклям и лучшим исполнителям. Зрители чествуют своих любимцев. В театре существует еще и зрительский совет, состоящий из видных людей Северодвинска - популяризирующий театр в городе и принимающий самое горячее участие в его буднях и праздниках.

Шесть последних премьер, которые мне пришлось увидеть, явили лишь небольшую часть здешнего репертуара - но явили его ярко.

Линию классики представила «Метель» (пьесу по повести А. Пушкина написал Василий Сигарев), поставленная молодым режиссером из Беларуси Антоном Гришкевичем. И она могла бы достойно представить Северодвинский театр на пушкинском фестивале во Пскове. Это изящное и стильное сочинение с тонкой призрачной атмосферой и инфернальным образом Метели - главного вершителя судеб и событий. «Снежное наваждение», сотканное из непрестанного кружения, вальсирующих пар и декламирующего хора («мчатся тучи, вьются тучи...»), из некоего непрерывного общего волнения, правит бал во всем: в поступках, в мыслях, в головокружительных решениях, в роковых стечениях обстоятельств. Это наваждение подхватывает и наших юных героев, Марию (Анна Венгерович) и Владимира (Павел Варенцов), неся их в роковом вихре непостижимой судьбы навстречу друг другу и роковым образом их разлучая. И так и не дав разгадки всему происшедшему.

К 70-летию Великой Победы отнюдь не в каждом столичном театре появился спектакль о войне. В Северодвинске же их оказалось целых три. «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина, поставленный Олегом Прониным, полюбила местная публика. Решенный в манере неторопливой, подробной и архаичной, этот спектакль возвращает нас к старому, забытому театру, где люди много и неспешно говорят, никуда не торопятся, подолгу распевают народные песни под деревенскую самогонку и соленые огурцы после баньки... Меж тем судьбы их, хоть и живущих в тылу на Урале, по-своему перекраивает война. А мы видим картины русской жизни военных времен. Скудость деревенского быта, суровую и нищую жизнь, усталых сельских женщин с суровыми лицами, в которых вечная забота и вечная готовность к тяжелому труду. И все это соединяет нас с нашей историей, когда призыв «Все для фронта, все для победы!» был главным девизом страны.

А непосредственно ко Дню Победы на малой сцене театра был поставлен спектакль «Чтоб не было забыто, что было на войне...». Это совместный проект четырех актрис - Людмилы Поваляшко, Ларисы Сыпко, Анны Венгерович и Юлии Корельской - сыгравших в собственных монологах пронзительные сюжеты из прозы Светланы Алексиевич, Василия Гроссмана, Вячеслава Кондратьева, Людмилы Улицкой. Этот женский квартет из двух молодых и двух зрелых героинь явил блестящую актерскую палитру северодвинской сцены, продемонстрировав к тому же и преемственность поколений.

Музыкальная комедия «Небесный тихоход», поставленная Игорем Лариным, также посвящена 70-летию Победы. Однако этот постмодернистский мюзикл наполнен не столько атмосферой войны, сколько ощущением полноты и радости бытия, пульсирующих в лихой и отчаянной жизни двух летных эскадрилий, женской и мужской. И летчики, и летчицы дают обет игнорировать противоположный пол, строго оберегая свое мужское и женской братство. Но все выходит как раз наоборот, и любовь кружит голову всем без исключения. И суровому, бывалому генералу Рыбакову (Сергей Варнашов), и бесстрашному майору Булочкину (Владимир Кулаков), и серьезному лейтенанту Туче (Вадим Мизин). Не говоря уже о прелестных летчицах, жаждущих любви и счастья - и в итоге находящих свою половину.

Этим ощущением торжества бытия пронизан весь сюжет, в ходе которого танец и песня становятся спонтанным выражением чувства, душевной силы, отчаянного желания жить - и, конечно же, побеждать. А огромный самолет, стоящий на сцене, у нас на глазах взмывает в небо, унося ввысь отважных пилотов.

Спектакль «Заповедная зона», поставленный Михаилом Апарцевым, соединил две довлатовских повести «Заповедник» и «Зона», инсценированных самим режиссером. Повести эти у Довлатова очень разные - но объединила их на сцене фигура самого автора, сыгранного Владимиром Кулаковым. Его изящный интеллектуализм и тонкая саркастичность без зазора сливались с известным нам всем довлатовским образом, и эта фигура могла бы быть в центре целого собрания довлатовских сочинений, поставленных на сцене. Ведь вся его проза - это «театр одного рассказчика». Ну, а в данном случае он рассказал нам два сюжета: о своем экскурсоводческом опыте в Пушкиногорье, пронизанном размышлениями об эмиграции, и эпизод из жизни зоны - тот, в котором заключенные готовят спектакль «Кремлевские звезды» к празднику Октябрьской революции. И репетиция этого спектакля стала убийственно смешным фарсом, в котором оживали сам Ленин (Сергей Черноглазов) и сам Дзержинский (Вадим Мизин), творившие наше светлое будущее.

«Невероятные приключения Юли и Наташи» Юрия Муравицкого и Георгия Грекова - это жутковатая сказка, инфантильное название которой не соответствует ее содержанию. В авантюрной истории, поставленной Владимиром Карповым, речь идет о двух подружках современного провинциального города, Юле (Анна Венгерович) и Наташе (Юлия Корельская), и об их жажде красивой жизни, столь свойственной юности. Но пути к этим мечтам неизвестны, а суровая реальность на каждом шагу готовит лишь подвох да разочарования. Тогда находится нестандартный выход - продать душу дьяволу в обмен на исполнение заветных желаний. И сам дьявол (осторожно, девочки!) как раз обнаруживается неподалеку, в лице загадочной и темной личности, соседа Михаила Ефимовича (Сергей Варнашов)...

В этой истории, иронично движущейся в стиле диско, нет нравоучений; скорее, она может являться практическим пособием по современной жизни, суровой и жесткой, полной искусов и опасностей для неопытных душ. Этот спектакль обращен к юным, но столь же необходим и взрослым, способным их понять и вовремя уберечь, оградить и помочь.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.