Многая лета! Юбилей у Генриетты Яновской

Выпуск № 1-181/2015, Юбилей

Многая лета! Юбилей у Генриетты Яновской

Это имя - Генриетта ЯНОВСКАЯ - я впервые услышала в 1971 году в Санкт-Петербурге, в ту пору еще - Ленинграде, когда вокруг гастролей Красноярского ТЮЗа со спектаклями двух молодых режиссеров, выпускников ЛГИТМиКа, поднялся небывалый ажиотаж. Генриетта Яновская и Кама Гинкас, недавние выпускники Г.А.Товстоногова вызвали шквал публикаций, восторженных обсуждений. А уж в их аlma мater волна всеобщего энтузиазма не спадала долго, повлияв на сознание тогдашних студентов и представление о том, что такое современный театр.

И «Плутни Скапена», и «Сотворившая чудо» Яновской впечатались в память навсегда, став своего рода эталонами театральной подлинности. А потом - постановки в Малом Драматическом задолго до того, как его прославили Е. Падве и Л. Додин, в Риге и Пскове, о которых мы знали лишь понаслышке, с жадностью внимая рассказам очевидцев и живо интересуясь творческой судьбой этой удивительной пары. И Питер, где они создали едва ли не первый театр андеграунда - «Синий мост», многими чертами определивший вектор развития, круг тем, стиль нового сценического искусства.

Женщины-режиссеры в ту пору были редкостью. Захватившие эту сферу деятельности мужчины старались убедить и зрителей, и себя, что женщина-режиссер - это нонсенс: она потонет в эмоциях, ненужных подробностях, забыв о мысли и логике. К тому же, не в ее природе - руководство таким сложным коллективом, как сборище творческих людей, требующее твердой руки. К счастью, набирая свой курс, Г.А. Товстоногов для Генриетты Яновской сделал исключение: мало того, что красавица необыкновенная, так еще и диплом радиотехника получила, и поработать успела. И не ошибся: ученица оказалась достойна имени великого учителя, из спектакля в спектакль проявляя и высокое мастерство, и недюжинную фантазию, и глубокое чувство, и неожиданные мысли, и яркую образность, неизменно оставаясь верной одному из важнейших принципов - быть искренней, не делая уступок моде. Она по-прежнему верна своей гражданской позиции, даже если это мешает карьере и противоречит официальной идеологии.

На волне перестройки - в 1987 году она, наконец, получила «свой» театр, Московский ТЮЗ с привычным для советских лет репертуаром. И вновь - ошеломляет, выбирая для первой постановки «Собачье сердце» М. Булгакова. А постепенно полностью меняет репертуар, ставя для подростков и молодых зрителей Т. Уильямса, Ш. Дилени, Ф. Кроммелинка, А. П. Чехова, А. Володина. Из школьной программы - разве что «Грозу» А.Н. Островского, но отличающуюся такой новизной интерпретации, что вызывает бурные споры. Да, были и есть спектакли для малышей, но поставленные так, что и взрослые, смотря, к примеру, на приключения Мистера Твистера и его семьи в России в инсценировке знаменитой поэмы С.Маршака «Good bye, Amerika!», превращались в детей. В ее трактовке в корне изменено и содержание, и неразрывно слитая с ним форма. И все - с азартом, с фантазией, то искрящейся юмором, то погружающей в бездну памяти, в бездну тяжелых ассоциаций с пронзительной нотой о пережитом. Ее театр - это театр возвращения в юного зрителя, где все оборачивается первооткрытием, театр для детей и «взрослых любого возраста», способных отрешиться от привычных стереотипов и суждений. Театр, где самые трудные вопросы о жизни можно обсудить с взрослыми, где формируется мировоззрение. Театр-дом. И домом своим руководит умело, свидетельством чему - многочисленные награды на престижных фестивалях и конкурсах. Среди них - и ее личные: и «Хрустальная Турандот», и «Чайка», и «Золотая Маска».

Все эти годы рядом с ней - друг, единомышленник, однокурсник, муж Кама Гинкас, близкий настолько, что, называя одного, тут же мыслится другой. Гинкас, при всей своей сдержанности, признается, что ему с женой очень повезло, хотя она и строга очень. Но, - шутит он, - все умеет. Даже электричество починить. А самой главной ее чертой полагает способность «всегда говорить о людях с нежностью». И он, вероятно, прав.

Да, несмотря на весь сарказм и горечь, что так ощутимы в интонациях Яновской, сквозь все ее творчество проходит такое неравнодушное внимание, такая сострадательная заинтересованность в судьбах своих персонажей, что не отозваться на это живое участие невозможно. Не в этой ли человечности, искренности - причина того, что ее спектакли становятся - который год - значительными событиями культурной жизни?

В эту важную для всех нас юбилейную дату присоединяю свой голос к хору поздравлений, желая многая лета и счастливого, ничем не омраченного семейно-творческого союза, процветания театру, ею возглавляемому, и, конечно же, множество спектаклей, одухотворенных безграничными талантом и умом удивительной женщины, яркой личности - народной артистки РФ, заслуженного деятеля искусств Генриетты Наумовны Яновской.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.