"Горячее сердце" / II Международный фестиваль русской классической драматургии

Выпуск № 1-181/2015, Фестивали

"Горячее сердце" / II Международный фестиваль русской классической драматургии

Старинный провинциальный город Кинешма становится центром фестивального движения Ивановской области. Два года назад здесь состоялся I Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце», в прошлом году - III Всероссийский театральный фестиваль для детей и юношества «Здравствуй, сказка!» и вот в году нынешнем - II фестиваль «Горячее сердце». За два года три фестиваля - это, согласитесь, дорогого стоит.

На нынешнее «Горячее сердце» были приглашены театры из разных городов и весей - Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Костромы, Орла, Иваново, Элисты, а также театр из Израиля.

Но обо всем по порядку. Костромской государственный драматический театр им. А. Н. Островского открывал фестиваль спектаклем по пьесе А.Н.Островского «Невольницы». Пьеса нечасто ставится на театральных подмостках, тем любопытнее было посмотреть спектакль костромичей. Режиссер-постановщик главный режиссер театра Сергей Кузьмич увидел пьесу во вневременном пространстве, наполнив действие и сцену мелким и не очень мелким «говорящим» реквизитом, с особым смыслом, который пришлось разгадывать (художник-постановщик спектакля Елена Сафонова). Действие спектакля происходит то ли на подиуме, то ли на барной стойке, то ли на борту бронированного парохода или паровоза. Евдоким Егорыч Стыров (Алексей Галушко) сыгран крупно, размашисто, хозяином не только своей, но и чужих жизней, который может распоряжаться деньгами, людьми, имуществом. Но лишь до определенного времени. На самом деле людей купить невозможно - каждый человек по природе своей свободен и по принуждению ничего не бывает. Это - главная мысль спектакля «Невольницы». Как ни всемогущ Стыров, все его подчиненные и домочадцы живут своей жизнью, и без любви дом пуст и не имеет смысла. Интересно прослеживать трансформацию Стырова. Обычно пьесу «Невольницы» решают незатейливо, легко и не нагружая смыслами. У костромичей не так. Главный герой оказался способен понять другого, даже самого, казалось бы, на первый взгляд, незначительного человека, и этим открыл дорогу к себе всех тех, кто его окружает. Прежде всего, молодой жене, Евлалии Андреевне (Евгения Некрасова). Без любви и доверия не бывает ничего. Вроде бы успешный современный человек, богач, все ему принадлежит. Говорящая деталь - на подиуме - бронированном столе - игрушечный паровозик, какими играют дети. Герои спектакля не наигрались им, детство у них продолжается, вернее, они не хотят взрослеть, взрослость - это, прежде всего, ответственность. И паровозик бегает и бегает по кругу. Круг через какое-то время начинает казаться заколдованным. Все ходы, что совершают герои спектакля, предсказуемы, они не могут выйти из колеи, которую сами себе выбрали. И Коблов, компаньон Стырова (Андрей Щелкунов), и Мулин (Всеволод Еремин), и экономка Марфа Севостьяновна (Татьяна Никитина), и даже камердинер Стырова запойный пьяница Мирон Липатыч (Игорь Гниденко). Стыров очень похож на медведя, голова которого висит у него в доме как охотничий трофей - и повадками, и даже внешне. Звериное есть в каждом человеке, важно, что в нем побеждает. Нет, с таким Стыровым можно иметь дело, он - живой человек, а не плакат, до него можно донести простую человеческую мысль, что каждый достоин того, чтобы с ним обращались по-человечески. В конце спектакля понимаешь, что точка поставлена только в спектакле, дальше у героев - иная жизнь, дальше все будет по-другому, счастливый человек и других делает счастливее. Спектакль получился тонким, изящным, с хорошим послевкусием и неоднозначным, наполненным множеством загадок и интересных, кому-то показавшимися спорными, ходов.

«Своего» Островского привез в Кинешму Московский академический театр им. В. Маяковского. «Бесприданница» в постановке Льва Эренбурга получилась по-современному жесткой и агрессивной. Лариса Огудалова в спектакле - не та барышня, которую надо жалеть, вернее она и жертва, и палач, а Хариту Игнатьевну, оказывается, во времена ее юности вот так же соблазнил и бросил Кнуров. Есть в спектакле и пытки утюгом, и романсы, и любовь. Все подано с избытком, не скупясь на театральные приемы и краски.

Пьесу Л. Н. Толстого «Власть тьмы» нельзя назвать очень часто идущей на сценах российских театров. Она тяжеловесная, большая, многие театры с осторожностью берут ее в репертуар. Орловский Государственный академический театр имени И. С. Тургенева привез на фестиваль спектакль, изрядно сократив текст. Все действие «убралось» в час сорок сценического времени. Как оказалось, это пошло только на пользу. Оставив линию сюжета, Орловский театр сумел за столь малое время внятно рассказать историю, описанную Толстым. Труппа театра показала себя профессионально грамотной, крепко сбитой. (Постановка и сценография И. М. Кондрашова). В спектакле декорации одновременно и функциональны, и ненавязчивы, хотя на первый взгляд кажутся громоздкими. Зрители спектакля смогли убедиться, насколько удобно работать с деревянными ящиками, которые по ходу действия легко трансформируются в табуретки, столы и прочие предметы обихода крестьянской избы. Дерево на самом деле редко используется в сценографии, а зря. Выполненный из бруса дом, в какой-то момент напоминающий крест и одновременно с ним плаху, воплощен убедительно и достоверно. Из актеров выделяется А. Карташев (Никита) и Н. Чупров (Аким).

Проза и драматургия А. П. Чехова были представлены на фестивале двумя театрами - Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького привез в Кинешму спектакль «Вишневый сад», театр Zero (Израиль, Кириат-Оно) - инсценировку рассказов.

«Вишневый сад» нижегородцев получился очень чеховским, акварельным, тонким. Театр использовал прием, который уже становится в театре не то чтобы избитым, но довольно распространенным - в углу сцены висит экран, на котором время от времени демонстрируются кадры, стилизованные под начало ХХ века наряду с документальными и игровыми. На сцене перед экраном, который, кстати, закрывается занавесом, стоят несколько рядов стульев. Актеры смотрят на экран, оставаясь спиной к зрительному залу (перекличка с «Чайкой»). Трогательно нелеп Гаев (Анатолий Фирстов), интеллигентна Раневская (Ольга Берегова). Им, словно несмышленым детям, Лопахин (Сергей Блохин) пытается внушить мысль о том, что надо спасать имение, едва ли не при помощи гипноза - все тщетно. Они и думать об этом не хотят. Интересен Епиходов (Николай Игнатьев). Прекрасен финал «Вишневого сада» - Фирса (Валерий Никитин) забыли в имении, а перед смертью у него в голове проносятся лучшие моменты его жизни, когда господа, молодые и беззаботные, бегали по лугам. Под кадры этой кинохроники Фирс умирает счастливым. В спектакле удалось передать ужас надвигающейся на Россию катастрофы. Режиссер спектакля Валерий Саркисов мастерски создает сгущающиеся сумерки чеховской пьесы, художник Александр Орлов воплотил замысел спектакля в великолепных декорациях.

Инсценировать Чехова, казалось бы, легко, только далеко не каждый театр за это берется - мнимая легкость на самом деле обманчива. Театр Zero инсценировал, поставил и сыграл три рассказа Антона Павловича - «Супруга», «Следователь» и «Враги». Мобильный коллектив театра - частый гость в России и в других странах. В Кинешму, например, израильтяне приехали из Петербурга с XVII Международного театрального фестиваля стран СНГ и Балтии «Встречи в России». Камерный спектакль, который появился в репертуаре театра совсем недавно, уже успели увидеть и оценить зрители многих городов. Мастерски срежиссированный и сыгранный спектакль, очень чеховский и по духу, и по сути. Актеры великолепно владеют сценической речью, что уже становится редкостью у их российских коллег. Прекрасный свет, звук, - все идет во благо спектаклю. Кто-то из великих сказал, что Чехова должны играть интеллигентные артисты. Здесь - тот самый случай. Декорации непритязательны, но это как раз хорошо - они не мешают, а, наоборот, помогают погрузиться в происходящее. Никакого нажима в игре, все предельно достойно и высокопрофессионально, театр Zero убеждает, что именно так и должно быть, именно так и видел происходящее сам Чехов. Безупречно выстроенные мизансцены, великолепная пластика, с точки зрения драматургии тоже все сделано очень убедительно. (Актер, режиссер и художественный руководитель театра Олег Родовильский с актерами Мариной Белявцевой и Борисом Шифом, свет и звук - Вероника Габриэль и Юлия Ким). Маленький дружный коллектив оставил о себе на фестивале только самые добрые впечатления. Театр приехал в Кинешму не случайно: оказывается, у Юлии Ким до войны в Кинешемском театре служил родной дед, Сергей Семенович Рябов, который в 1941 году с другими актерами театра ушел на фронт и очень скоро погиб. А сейчас в театре висит мемориальная доска, где Юлия отыскала фамилию деда, а в музее истории театра - его фотография. Вероника Габриэль в девичестве была Кабанова, как она рассказала «по секрету», одноклассники ее дразнили Кабанихой, кроме того, муж ее сестры носит фамилию Островский. И после всего этого кто-то скажет, что театр приехал в Кинешму случайно?

Спектакль «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя в постановке Национального драматического театра имени Б. Басангова (Элиста), уже полюбившегося зрителями еще на Первом фестивале. У Национального театра из Калмыкии из актеров, безусловно, выделяется Марина Кикеева, которая играет Агафью Тихоновну. Невероятно органичная, обаятельная и гиперактивная, как пятилетний ребенок. Трогательная, непосредственная актриса покорила сердца кинешемских зрителей. Спектакль был очень тепло принят публикой, а Кикееву просто засыпали цветами.

Еще один спектакль по Гоголю привез Санкт-Петербургский государственный академический театр Комедии имени Н. П. Акимова - «Игроки». Постановка Заслуженного деятеля искусств России Татьяны Казаковой покорила и зрителей, и жюри - по итогам фестиваля этот спектакль получил Гран-При. Молодые актеры театра показали очень высокий уровень своего мастерства. Хорош Ихарев (Денис Зайцев), Глов-старший и Замухрышкин (обе роли блистательно исполнил Александр Корнеев), у Геннадия Блинова (Глов-младший) потрясающая пластика. Спектакль показал, что в театре есть перспективная талантливая молодежь. За будущее акимовцев можно быть спокойным.

Московский драматический театр на Перовской на фестиваль в Кинешму привез «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. В роли Арбенина - Виктор Никитин, Нина - Ольга Рожкова. Спектакль Кирилла Панченко решен через непрерывный бал - почти все время действия, даже если нет бала, то тут, то там возникают фигуры в масках. Этим подчеркивается мысль режиссера, что игра уместна далеко не всегда, что бездумная игра может привести к трагедии.

Хозяева фестиваля - Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского - дал спектакль «Белые ночи» по повести Ф. М. Достоевского. Инсценировку повести написала режиссер спектакля Наталья Тимофеева, художник спектакля - Дина Тарасенко. «Белые ночи» - одно из самых поэтических произведений раннего Достоевского. Знакомство, встречи, расставания молодых людей происходят в Петербурге, пожалуй, в самое прекрасное время года - в конце весны или в начале лета, когда весь город окутан дымкой белых ночей. И неясно, что здесь сон, а что - явь. Но главное - это чувство первой любви, воспоминания о которой остаются на всю жизнь...

Инсценировку повести В. Распутина «Живи и помни» на фестивале показал Ивановский областной драматический театр. Декорации спектакля почти сплошь состоят из неструганых досок (постановка, инсценировка, сценография, костюмы и музыкальное оформление Татьяны Ворониной). Война. Старики и женщины... Театр не дает готовых ответов, он ставит вопросы о предательстве, человечности, любви...

Гостем фестиваля стал Русский духовный театр «Глас». Театр показал на фестивале спектакль «Живы будем - не помрем!» по рассказам В. М. Шукшина. Рассказы Шукшина о «чудиках» покорили многих читателей еще во второй половине XX века. Именно на этих людях стоит и держится наша земля.

Фестиваль прошел с большим успехом. Следующий, уже третий фестиваль «Горячее сердце» должен состояться через два года.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.