Дорогой Анатолий Васильевич, приветствуем вас в XXI веке!

Выпуск № 1-181/2015, Событие

Дорогой Анатолий Васильевич, приветствуем вас в XXI веке!

В этом году театральная общественность отмечает 90-летний юбилей со дня рождения выдающегося русского режиссера - Анатолия Васильевича Эфроса.

Первым на это событие откликнулся Театральный музей им. А. Бахрушина. Масштабный проект «Анатолий Эфрос. Пространство мастер-класса» помимо фото-, аудио-, видео-, мультимедийной выставки включал в себя серию встреч с ведущими режиссерами и театроведами современности и три презентации - новой книги об одной театральной работе режиссера - спектакле «Месяц в деревне», веб-сайта, посвященного жизни и творчеству Анатолия Эфроса (1925-1987) и известного театрального критика Натальи Крымовой (1930-2003) - его верной спутницы и в горе, и в радости, а также диск с записями теле- и радиопередач Натальи Крымовой, собеседниками которой были Георгий Товстоногов и Фаина Раневская, Олег Ефремов и Ия Саввина, Виктор Розов и Иннокентий Смоктуновский.

Огромное пространство Каретного сарая с высокими потоками и белыми стенами вместило целую эпоху под названием «Эфрос», которую бережно хранят и продолжают собирать по крупицам родные и близкие по духу и крови люди. В первую очередь сын Дмитрий Крымов и завлит Анатолия Васильевича Нонна Скегина. Сказать про нее «бывший» даже не поворачивается язык, поскольку прошло почти тридцать лет со дня смерти режиссера, а она продолжает свою завлитскую работу! Как сказал Леонид Хейфец, редко какая жена будет так долго хранить память о муже, как Нонна Скегина - память об Эфросе.

Архивы начали собираться еще при жизни Анатолия Васильевича. Фотографии, видео-, аудиоматериалы, стенографические записи репетиций, статьи. И все это продолжает накапливаться до сих пор. Например, совсем недавно стало известно, что есть около ста записей мастер-классов Анатолия Эфроса для провинциальных режиссеров. Этот массив, конечно же, невозможно вместить ни в один самый грандиозный проект, но то, что было представлено на этот раз, просто поразило.

Организаторы разрушили привычное представление о мероприятиях подобного рода. Здесь не было фотографий в рамках на стенах и витрин с личными вещами. Да, определенное количество оригинально оформленных фото было представлено, но главное - здесь был... живой Анатолий Васильевич. Мы видели его и слышали его благодаря мультимедийным современным технологиям при помощи 3D очков или кусочков магической пленки. Приложишь такой кусочек к белому экрану и увидишь отрывок из спектакля, на другом экране - фрагмент из телеспектакля, на третьем - интервью Анатолия Васильевича в Америке, дальше - его мастер-класс в Стокгольме и т. д. И так по кругу можно было возвращаться бесконечное количество раз к одному и тому же фрагменту. Вслушаешься в то, что и как говорил Анатолий Васильевич, и поразишься, насколько все это современно! Потому что Эфрос, как и все гении, был вне времени. Мы переносились в прошлое и становились свидетелями того, что, к огромному сожалению, не успели увидеть и услышать при жизни режиссера в силу того, что родились намного позже. И вслед за Нинель Исмаиловой тоже хочется сказать: «Дорогой Анатолий Васильевич, приветствуем Вас в XXI веке».

Здесь удивительным образом удалось органично соединить суперсовременные технологии с ретро, которое «проявилось» из прошлого в белых канцелярских папках с тканевыми тесемочками (сейчас такие найти уже достаточно трудно). Белые папки, на которых карандашом написаны названия спектаклей, авторы пьес, театр, в котором они были поставлены, год, имя режиссера и художника. Например, «"Счастливые дни несчастливого человека". А.Н. Арбузов. Московский драматический театр на Малой Бронной. 1969. Режиссер - А. Эфрос. Художник - В. Петров». Или: «"Дальше - тишина". В. Дельмар. Московский театр им. Моссовета. 1969. Режиссер - А. Эфрос. Художник - Б. Мессерер» и т. д. Развязываешь тесемочки, открываешь папку, а там - ворох фотографий из спектакля, запечатленный процесс репетиций, постановочные кадры. И папок этих было не сосчитать! Смотрите, изучайте, вспоминайте или знакомьтесь и делайте открытия. Можно было часами пересматривать этот «старый альбом», в котором что ни фото, то история в лицах. В лучших лицах русского театра!

Увиденное и услышанное не оставило равнодушным никого, тем более тех, кто имел счастье общаться с режиссером. Анатолий Смелянский признался, что «это поразительный эффект возвращения» и вспомнил, как Эфрос объяснял природу современного искусства, как он гениально играл за актеров и говорил, что каждый спектакль должен быть не только как первый, а как единственный.

Александру Калягину судьба тоже подарила встречу с этим изумительным художником. Актер мечтал работать с Эфросом. И когда это случилось, в его биографии появились «Живой труп», «Тартюф», репетиции «Гамлета»: «Репетировать с Эфросом для меня было именно счастьем. Бывает, что мужчина встречает женщину и говорит: я вас ждал всю жизнь! Так у меня было с Эфросом. В моем отношении к нему была влюбленность. Мне все в нем нравилось: как он складывает губы, как жестикулирует, как смахивает слезы. В этом смысле я, наверное, самый счастливый человек, счастливее его многолетних учеников, потому что в его присутствии я ощущал не только радость творчества, но и биологическую радость от присутствия любимого человека.

А это очень важно в нашей профессии - биологическая связь: привыкание к голосу, капризам другого, его физиологии. Вся легкость, вся приподнятость наших отношений (а так было даже в самых трудных репетициях) основывались на том, что мы шли навстречу друг другу. Каждый со своими сложностями, со своим багажом, но навстречу».

Леонид Хейфец признался, что сейчас остро ощутил: было время Эфроса. И многие, присутствовавшие на выставке, из этого времени: «Скажите это себе, и потечет, забьется какая-то ниточка... И будет грустно обязательно. Никуда от этого не денешься».

Нонна Скегина не смогла не поделиться своим счастьем в том, что после Анатолия Васильевича есть сын Дмитрий и невестка Инна, которые приняли эстафету и продолжают собирать архив. И появилось огромное количество молодых людей, которые поняли, что был такой режиссер и стали им интересоваться. И именно это позволяет сегодня издавать книги и делать подобные выставки.

По воспоминаниям Дмитрия Крымова, Анатолий Васильевич больше всего боялся убогости: что никто не придет на связанное с ним, или что-то не случится: «Я уверен, что всем сегодня здесь происходящим папа был бы доволен. Вы его помните, а значит, все это имеет смысл».

А потом в этом же пространстве в течение двадцати дней проходили встречи с Алексеем Бартошевичем, Инной Соловьевой, Алексеем Бородиным, Юрием Бутусовым, Римасом Туминасом, Сергеем Женовачом, Евгением Каменьковичем, Дмитрием Крымовым, где вспоминали об Анатолии Эфросе как о режиссере, человеке и Мастере с большой буквы.

И закончу словами Анатолия Эфроса: «Мне хотелось бы сочинить свой собственный театр, свою художественность, которая будет являться плодом моих наблюдений, плодом моих собственных рассуждений. Но это так трудно. Это почти невозможно. Мне кажется, что в искусстве должна существовать правда, самая что ни на есть подлинная правда, и полная свобода стилистических и жанровых, постановочных, режиссерских приемов». И Мастер свой театр сочинил.


Ассоль ОВСЯННИКОВА-МЕЛЕНТЬЕВА

Фото автора

 

История "первой трещины" 

 

Одной из серьезнейших составляющих празднования юбилея Анатолия Васильевича Эфроса стала книга «Месяц в деревне» (Московский культурный центр АРТ МИФ, ГЦТМ им.А.А. Бахрушина при участии СТД РФ, при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках целевой Федеральной программы «Культура России. 2012 - 2018». Автор проекта - Нонна Скегина, автор дизайн-проекта Дмитрий Крымов, художник Александр Трифонов, 2014 г.).

Изданная с большим вкусом, эта книга отличается подлинной глубиной проникновения в лабораторию выдающегося режиссера (записи репетиций О. Полозковой) - читатель может не только подробно и последовательно, день за днем, следить за процессом рождения одного из значительных спектаклей эпохи, но и познакомиться со свидетельствами современников и участников премьеры, погрузиться в документы, свидетельствующие о том, как зарождался этот замысел Эфроса, какими порой мучительными путями шел режиссер к воплощению - к премьере, состоявшейся 21 апреля 1977 года, и, по справедливому наблюдению Нонны Скегиной, «кардинально изменившей сценическую жизнь тургеневской пьесы», благодаря тому, что «А. Эфрос заинтересовался И.С. Тургеневым, почувствовав в его творчестве предтечу нового драматургического письма - театра А.П. Чехова».

В своем кратком и емком предисловии Н. Скегина приводит дневниковую запись режиссера: «Две эти пьесы замечательны. Они друг друга продолжают и дополняют. «Вишневый сад» - разбитая чашка, а «Месяц в деревне» - первая трещина в ней. Мне кажется, что Тургенев вовсе не такой элегичный и спокойный, как многие его воспринимают. Ведь там, в «Месяце в деревне», уже начало того, что произойдет затем с людьми в «Вишневом саде».

И далее перед нами предстает путь - увлекательнейший, глубоко и всесторонне осмысленный вслед за режиссером составителем книги, путь одного из судьбоносных для отечественного театра спектаклей не только через записи репетиций, но и через дневниковые и рабочие записи Анатолия Васильевича, через иконографический материал, хронику сценической жизни «Месяца в деревне», постановку этой пьесы в Японии, восприятие известными театральными критиками...

Это издание приятно держать в руках, листать, читать, возвращаясь время от времени к уже прочитанным страницам, чтобы, погрузившись в чистую и светлую глубину, вынырнуть для вдоха, так остро необходимого для наслаждения, с ощущением которого живешь, впитывая забытое чувство подлинного Театра.

Н.С.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.