Пусть звенит колокольчик / Райна Праудина (Москва)

Выпуск № 1-181/2015, Лица

Пусть звенит колокольчик / Райна Праудина (Москва)

Несколько раз начинала писать этот материал и откладывала. Потому что не знала, как найти точные, не банальные слова, из которых сложился бы портрет актрисы - хрупкой и сильной, способной брать самые высокие ноты в комедийных и трагических ролях, отмеченной даром божьим Райны Праудиной.

Я не могла видеть ее в спектаклях Рижского театра русской драмы, где она служила почти тридцать лет, и об этом нужно только сожалеть. Но, вглядываясь в черно-белые фотографии спектаклей с участием Райны Борисовны Праудиной из книги Аркадия Каца «Похвала бессоннице», вдруг почувствовала, что внутри этих остановленных мгновений продолжается жизнь. В «Жанне д'Арк», где у Праудиной главная роль, в «Вишневом саде», где она Раневская, а в «На дне» - Настя... И еще стоп-кадры из других спектаклей, где реально ощутим потрясающий кураж Райны Праудиной - «Дни портных в Силмачах», «Ревизор», «Скупой». Как это объяснить - не знаю. В актерской профессии вообще много мистического.

В Риге за три десятилетия Райна Борисовна стала самой признанной актрисой театра русской драмы. Она приехала сюда в 1960 году, и впервые публика оценила ее в спектакле Леонида Белявского «Разорванный рубль», где исполнительница центральной роли Райна Праудина играла в дуэте с Владимиром Боголюбовым. Потом было множество других ярких и очень разных работ, из которых лучшей называют Груше в «Кавказском меловом круге» Брехта. Творческий ген, перешедший к ней от родителей, замечательных актеров Бориса Праудина и Эльвиры Кронберг, во много раз усилился благодаря ее собственным качествам характера - трудолюбию и ответственности за свое дело. Репетируя, Райна Борисовна всегда часами сидела над пьесой, переписывала в специальные тетради текст роли, сочиняла биографии для своих героинь. Так, через слово и образ, вживалась в персонаж. Прошло немало времени, состоялось огромное число спектаклей на самых разных театральных подмостках - с 1989 по 2001 год Праудина играла в Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова, с 2001-го по сегодняшний день служит в Театре «У Никитских ворот» - но в профессиональных привычках народной артистки Латвии ничего не изменилось.

Все эти знаки настоящей театральной школы - из семьи, из ЛГИТМиКа, где Райна Праудина училась на курсе Л.Ф. Макарьева. Оттуда же и чудесное прозвище, присвоенное ей за красивый голос и чистый, звенящий смех - «девочка с колокольчиком». Как-то на лекции по марксизму-ленинизму этот «колокольчик» вывел из себя лектора, и тот попросил Праудину удалиться. Вместе с ней аудиторию покинул другой студент - он просто не мог не пойти на этот голос. С той поры они не расстаются - Райна Праудина и Аркадий Кац. Идут по жизни, смотрят в одном направлении, дарят нам свои новые работы.

Одна из недавних - спектакль «Софья Петровна», поставленный Аркадием Кацем по мотивам одноименной повести Лидии Чуковской в Театре «У Никитских ворот». Неожиданный, иной образ главной героини сложился из потрясающего жизнелюбия, которое вложила в него Праудина. Ее Софья Петровна совсем не чопорная дама, привыкшая жить в рамках определенных кем-то правил. Она сознательно не позволяет себе застрять в прошлом, и потому без сожаления говорит о когда-то комфортной и просторной квартире. Умение находить радость в мелочах каждого дня - будь то стихи, музыка, хорошая погода или пирожки с яблоками - помогает принять чуждое пространство жизни, в котором ей приходится существовать. Когда на ее маленький мир обрушится беда, сын окажется в тюрьме, и придется узнать всю подноготную советского правосудия, эта способность аккумулировать радость перерастет в мощную силу и даст надежду, что все в конечном итоге будет хорошо. Поэтому Софья Петровна Райны Праудиной, дойдя, казалось бы, до последней черты материнского горя, не превратится в безумную старуху, не сломается.

Дважды видела этот спектакль, и каждый раз кожей чувствовала боль, страх, невероятную силу духа главной героини. Казалось, что вместе с ней тоже расстаюсь со своим сыном, борюсь за его жизнь, постигаю бессмысленность происходящего. Энергия актрисы растворяла в театральном действе, стирая грань между сценическим произведением и реальностью. Позднее узнала, сколько эмоциональных сил вкладывает Райна Борисовна Праудина в свою Софью Петровну. Напряжение настолько велико, что после спектакля ей требуется время, чтобы включиться в обычный ритм жизни, начать говорить...

Эта же неуемная жажда жизни, искрящийся юмор переполняют Эсфирь Райны Праудиной из «Незабудок» по пьесе Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин» в постановке Марка Розовского. Когда линия судьбы героини внезапно, на полуслове, обрывается, кажется, выключили свет, лишили воздуха. И такое же ощущение огромной, невосполнимой потери в финале спектакля «Я, Бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе, поставленном Аркадием Кацем. В акварельном, таком земном и по-настоящему добром мире гурийцев, с их сочным языком, наивными шутками и искренними эмоциями, бабушка Ольга - главный центр притяжения. С ее потрясающей легкостью, изысканной пластикой рук, молодым голосом, звенящим то праведным гневом, то бескрайней нежностью. По ней, по героине Райны Праудиной, мы сверяем свое понимание главных ценностей этой жизни.

Каждой своей ролью она дарит радость. И потом ты еще долго носишь ее в себе, боясь расплескать искры замечательного юмора, которые переполняют ее бабушку Ольгу или Мерчуткину, блистательно сыгранную в чеховском «Юбилее» на сцене театра «Актерский Дом» в Центральном Доме актера им. А.А. Яблочкиной. Как точно об этом написал Аркадий Кац: «Праудина не актриса - она лицедей. Лицедей - не профессия - это способ жизни. Поэтому она так внимательна ко всему, что ее окружает, всегда подмечая то, что не умеют разглядеть другие. Чувство юмора безупречно. Смешное выуживается мгновенно и, рано или поздно, пропустив через себя, передает зрителю. Поэтому так много сыграно комедийных ролей. Как ни стараются нас отделить от Бога, дар лицедея - божий дар».

Для актеров Театра «У Никитских ворот», особенно молодых, возможность работать с такой актрисой большая удача. Об этом говорит и его художественный руководитель Марк Розовский: «Приход в театр Райны Борисовны Праудиной означал не просто грандиозное усиление труппы, а еще и возможность равняться на актерское искусство высшего класса, возможность учиться у выдающегося Мастера. Мы получили эту артистку, как подарок судьбы, свалившийся с неба».

Писать о Райне Праудиной трудно. Очень трудно. Ее личность не вмещается в рамки обычных словесных конструкций, и всегда будет что-то, оставшееся за этой гранью.

 


Фото предоставлены театром

и из книги А.Ф. Каца «Похвала бессоннице»


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.