Браво, конферансье! Браво, артист! / Владимир Тютюнник (Уссурийск)

Выпуск № 1-181/2015, Лица

Браво, конферансье! Браво, артист! / Владимир Тютюнник (Уссурийск)

Когда-то Белинский девять раз смотрел Мочалова в роли Гамлета, чтобы потом сделать блистательный анализ роли, рассмотрев все ее части как под микроскопом. Естественно, ваша покорная слуга далеко не Белинский и мой герой не Мочалов. Но, видит Бог, как хотелось бы увидеть народного артиста России Владимира Тютюнника в роли горинского конферансье не раз и не два. Увы, нет такой возможности: живем в разных городах, да и спектакль идет крайне редко.

К 60-летнему юбилею артиста в Уссурийске в театре Восточного военного округа снайперски точно была выбрана старая, но никак не устаревшая пьеса - концерт Григория Горина «Браво, конферансье!», и исполнение роли конферансье Николая Буркини стало поистине звездным часом большого мастера. Известно, что пьеса писалась драматургом ради этой поистине бенефисной роли для волшебного артиста Андрея Миронова (кстати, одного из любимых артистов моего героя). Так вот эта роль, как хорошо сшитый фрак, пришлась точно впору Владимиру Тютюннику.

Стройный, подтянутый появляется на сцене конферансье и изящно и в то же время предельно просто читает первый монолог героя: откуда взялась его странная нерусская фамилия Буркини, да что это за деревня такая Бурки, да кто были деды и прадеды, и так далее и так далее. И сразу с первого нехитрого монолога берет незнамо каким способом наши зрительские сердца в плен, плен, с которым не хочется расстаться до конца спектакля. Хорошая речь (не такая уж частая гостья на провинциальной сцене), полное отсутствие пафоса и умиления собственной персоной, легкая, изящная ирония, которая удивительным образом подчеркивает чувство достоинства. Начало спектакля оставляет впечатление незаметности персонажа. Кажется, появился на сцене такой же простой нормальный человек, какие сидят в зрительном зале. Может быть, лишь глаза повнимательней, и проглядывает в них какая-то уходящая в прошлые времена совестливость. Органика Тютюнника в роли конферансье необыкновенна. Вот уж поистине актер ничего, кажется, не играет, и при этом его существование на сцене - чудо из чудес. Он прекрасно общается с партнерами, представляю, какое это счастье для актеров разных поколений - партнерствовать с такого уровня мастером. Он легок, подвижен и предельно естествен. И вдруг эпизод, когда Буркини надо помочь своему другу, автору его многочисленных реприз. Друг попал в беду, и наглый сосед по коммуналке, воспользовавшись этим, хочет оттяпать его законное жилье. В момент Буркини напяливает какие-то дурацкие гитлеровские усики и на наших глазах смело и легко начинает лицедействовать. Напоминает в эти моменты знаменитые молниеносные трансформации великого Райкина: с восторгом и упоением он импровизирует, издеваясь над соседом, изображая какого-то чиновника-коммунальщика, упивающегося своей маленькой, но властью, и в нем невозможно узнать милого скромного конферансье. Этюд, с восторгом разыгранный Тютюнником, - своеобразный урок актерского мастерства.

Второй акт - война. Буркини во главе фронтовой концертной бригады. Ни тени пафоса, обычная работа, просто условия труда изменились. Ни малейшей суеты, ни тени начальнических нот, нормальная человеческая забота о коллегах по цеху. Разве что усталости немного появилось в этом вобщем-то не очень молодом человеке, да во взгляде прибавилось тихой философской мудрости. И наконец, последний монолог конферансье, который он произносит в зале, заполненном фашистским генералитетом, точно зная, что через несколько секунд в зале прогремит мощный взрыв. Ни тени, боже избавь, сантимента, полное осознание конца, мудрость, разве что чуть жесткости больше в привычно мягких глазах. Наверное, это и есть истинный патриотизм, это и есть путь, пройденный человеком к подвигу. И во многом благодаря главному исполнителю спектакль, приуроченный к его бенефису, стал и вкладом военного театра в празднование 70-летия Великой Победы.

... А после спектакля мы сидим с актером в тихом театральном кабинете. И он напоминает шарик, из которого выпустили воздух. И нет элегантности человека во фраке, нет прямой спины и ироничной легкости в глазах, и он тянется к сигарете, и я вижу, что у него нет особого желания разговаривать. Не очень молодому, увы, не очень здоровому актеру просто бы прилечь да отдохнуть после работы, делая которую, он выложился весь, без остатка.

Я знаю Владимира Тютюнника много лет. Помню, как играл он в своем театре безусых солдат, сержантов, лейтенантов. И как постепенно с возрастом росли в чинах его военные персонажи. А уж в военном театре эти герои - одни из самых главных. Он играл комедии и драмы, сказки и водевили, играл классику и современную драматургию. И то сказать, 40 лет верой и правдой служит он одному театру, одной сцене. И выходили на эту сцену Хлестаков и Бальзаминов, герой «Трибунала» Макаенка и провинциальный актер Шмага, Бабс Баберлей в «Донне Люции» и жулик в «Мамуле». Да и надо ли перечислять его многочисленных героев. Актеру подвластны все жанры, кажется, он познал все тайны профессии. Кажется, вполне достаточно ему для достижения успеха обаяния, под которое попадают абсолютно все зрители, и уникальной природной органики, достаточно пластичности и внутренней подвижности. Так нет же, за каждой ролью стоит невидный зрителю въедливый анализ роли, тщательная работа на репетициях, недовольство партнерами, позволяющими себе расслабиться. Уж с его-то опытом, с его положением безусловного лидера труппы, мог бы и проехаться на своей популярности, мог и не тратиться в каждой роли (а их у него более 200!) Так нет же, каждый раз вместе с режиссером будет докапываться до самой сути, постановщика замучает, но и сам замучается не меньше. А потом появляется поразительная легкость на площадке и полное отсутствие актерского пота.

В его биографии нет ничего необычного для человека его поколения. Родился на Украине, в семье, далекой от театра, закончил Тюменский институт искусств, служил в армии, сержантом был направлен в Уссурийск в военный театр. Сегодня странно представить, что он служил монтировщиком сцены и заведовал музыкальной частью, ставил трюки и пластику. Одним словом, театр научил всему. Может быть, отсюда и его мужская рукастость, которой далеко не все господа актеры могут похвастаться. А Народный артист Тютюнник не понимает, как можно для исправления поломок в доме приглашать слесаря или столяра, он собственными руками построил дом на любимой даче и о помидорах и огурцах, опять же выращенных собственными руками, по-моему, говорит с большим удовольствием, чем об актерстве. У него одна жена на всю жизнь (она - медик), у него трое детей (согласитесь, не такое уж частое явление в актерской жизни) и внуки. Он больше играет в строгого отца и деда, но внуки из него могут вить веревки. Кстати, дочь Владимира Григорьевича - нынче актриса театра ВВО и его партнерша по сцене, а через год высшее театральное образование получит его внучка, и он, конечно, надеется и на встречу с ней на подмостках.

20 лет он преподает в родном городе в колледже искусств. Он учит молодых владеть телом, учит игре на баяне, учит азам актерского мастерства, а главное, умудренный опытом актер учится с ними заново сам. Удивительно, но это так.

А еще он пишет книгу. Нет, он не писатель. Он пишет историю родного театра. При его-то занятости, загруженности в репертуаре (а он еще не наигрался, хочет много успеть!) погрузился с головой в архивные материалы, изучает старые афиши, программки, газетные рецензии и т. д. и т. п. Как многие актеры его поколения он не очень дружен с современными техническими средствами, благо, на помощь приходят дети и внуки. На эту работу он получил Государственную стипендию Союза театральных деятелей Российской Федерации. Большой труд близится к завершению, а там начнутся хлопоты с изданием. Одним словом, жизнь передышки не дает. А между тем, Владимир Григорьевич Тютюнник, единственный Народный артист России в небольшом Приморском провинциальном городе Уссурийске, где, замечу, два профессиональных театра и пока этот «прецедент» никто не в силах изменить.

...Пусть не подводит здоровье. Пусть растут внуки. Пусть принесет радость новая роль, а это будет Сарафанов в вампиловском «Старшем сыне». Пусть получится книга о родном театре. Пусть радуют ученики. Пусть все сбудется у очень хорошего артиста Владимира Григорьевича Тютюнника.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.