Кинешма. Счастливые юродивые

Выпуск № 2-182/2015, В России

Кинешма. Счастливые юродивые

В Кинешемском драматическом театре им. А.Н. Островского состоялась премьера спектакля «Гнездо воробья» по пьесе современного израильского драматурга Леона Агулянского. Это имя в российских театральных кругах еще почти неизвестно. В России до недавнего времени пьесы автора не ставились - только в конце прошлого года в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова появился моноспектакль «Дирижер». «Гнездо воробья» с успехом идет в Литве, Казахстане, Израиле. Настал черед России. Хорошо, что мы оказались первыми. Хорошо, прежде всего, потому, что это по-настоящему качественная пьеса. Сложная, неоднозначная. Материал, над которым надо думать и сопереживать героям. В таких пьесах любят «копаться» режиссеры. Там есть глубина, есть неоднородность материала, нелинейное течение времени. Вот такую непростую драму для бенефиса Заслуженной артистки Чеченской Республики Натальи Гоголевой и выбрал ее муж и партнер по сцене Дмитрий Чередниченко.

Брать ли пьесу к постановке, у актеров сомнений не было - конечно же, брать. Нечасто попадается материал такого уровня. И вот долгожданная премьера. О чем же получился спектакль? О любви и одиночестве. О том, что никто не знает, что такое «норма» с точки зрения психического здоровья человека. Кому решать? Что жизнь у человека одна и он сам вправе выбирать, как поступить ему с этим бесценным даром небес, природы ли, Господа, называйте, как хотите. О том, как трудно в одиночестве противостоять толпе. О том, что такое счастье.

Усталый врач, уже немолодой, несчастный и, по большому счету, никому не нужный, однажды сталкивается с женщиной - корректором, маленьким клерком из бесчисленных офисов, которой не нравится унылая регламентированная жизнь. И тут начинается кружение, в которое попадает сам доктор, и, в конечном итоге, зрители. Публика на удивление точно, быстро и легко идет на контакт. Вначале зрители не знают, как реагировать, поэтому раздаются смешки, впрочем, там, где им и положено быть. И неожиданно теплые и бурные аплодисменты после почти каждой сцены. Наталья Гоголева - бенефициант не только номинально. Ей в спектакле отведено главное место, и внимание зрителей сосредоточено на ней. Актриса играет сложно, тонко, в мечтах вместе с публикой перемещаясь из «психушки» в Париж на лучшие сценические площадки мира. Кто она? Обыкновенный человек. Но воображение делает с ней то, чего не понять остальным людям, тем, кто никогда не любил, не был чем-то по-настоящему увлечен. Любовь и страдание всегда ходят вместе. Героиня воображает себя Эдит Пиаф - великой певицей по прозвищу «воробушек» (отсюда - и название пьесы). И воображает так явственно, что ни о чем не жалеет, ей не страшно умирать - она прожила такую жизнь, которая редко кому удается и редко кому «по плечу». По-настоящему сильные личности редки. И именно под влиянием ее масштаба, ее увлеченности меняется Доктор, тоже по ходу действия - не поймешь, реальность ли это или вымысел - становясь Луи Лепле, владельцем кабаре или Марселем Серданом, боксером, большой любовью Пиаф. Эта жизнь перевернула его, рядового врача психиатрической клиники. Он никогда уже не станет таким, каким был до встречи с ней.

Великая сила искусства - принять вымысел и желание за правду, за действительность. Наступает момент, когда обратной дороги нет ни для того, ни для другого. Но им и не надо назад, в мир так называемых «нормальных» людей. В старину таких называли юродивыми. Они добровольно отказывались от обычной жизни и нередко изображали (или были такими на самом деле) помешанных, психически неуравновешенных. Герои спектакля, Он и Она, юродивые ради творчества. Ведь когда человек творит, он приближается к Творцу, к Богу.

Личность Эдит Пиаф, не только великой певицы, но и великой женщины, индивидуальности, как планета притягивает спутники, притягивает тех, кто когда-то оказался на ее пути. Как такое происходит? Кто знает? Да и может ли кто-нибудь знать? Природа творчества необъяснима, это - сопричастие к Создателю и Его делам. «Гнездо воробья» - пьеса про каждого, как для каждого, а не для всех, пела свои песни великая Эдит Пиаф.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.