Прослушайте обращение! / "Обращение в слух" в Театре "Сфера"

Выпуск № 2-182/2015, Премьеры Москвы

Прослушайте обращение! / "Обращение в слух" в Театре "Сфера"

Театральный режиссер Марина Брусникина, известная своими пронзительными и яркими постановками в МХТ им Чехова, представила в театре «Сфера» сценическую версию романа Антона Понизовского «Обращение в слух». Это продолжительное - около трех часов - действо даже для «Сферы» с ее склонностью к экспериментам кажется неординарным.

Вот как бывает: приходишь в театр, а попадаешь в кино. На экранах, что развешаны по окружности зала, - крупный план женщины (Надежда Перцева). Как в купе плацкартного вагона перед случайным соседом, она просто и без прикрас говорит о себе: рождена была незаконно, девочкой собирала милостыню по деревням. Потом выучилась, вышла замуж, зажила по-людски... Мгновение, вспышка - и вот уже эта женщина сидит в зале. Видеопроекция человеческой судьбы - это только прием. На самом деле, артисты - среди зрителей. Электросварщик из Одинцово (Виктор Барченко) из третьего ряда в голос кричит о наболевшем: молодые парни на стройке теряют пальцы и головы, работают за гроши. Но скоро, обещает смутьян, с этим будет покончено - на страну надвигается очередной русский бунт. И в числе его зачинщиков легко представить бойкую женщину, которая в четыре года научилась доить корову, а в четырнадцать спасла в пьяной драке родного брата (Инга Оболдина)...

В своей постановке режиссер Марина Брусникина воплотила и укрепила традиции театра «Сферы». Часть действующих лиц смешались с публикой, рассредоточились в ней, создавая чувство сопричастности. У них даже нет имен, зато - есть истории, трагические, светлые, невероятные. Одна из них - о женском прошлом (Виктория Склянченкова), в котором было голодное, но доброе детство в военном городке, гибель матери, неустроенный быт. Другая - о буднях стриптизера (Алексей Суренский) с признаниями о том, как попал в сомнительный бизнес. Герои «Обращения в слух» - реальные люди, чьи судьбы «собрал» в своей одноименной книге журналист Антон Понизовский. Он изложил все без фильтра и ретуши - так, как услышал из первых уст от случайных прохожих на Москворецком рынке.

По сюжету - этот «калейдоскоп русской жизни» просматривают и анализируют четверо туристов, которые из-за непогоды застряли в отеле в Альпах. Они - соотечественники безымянных героев. Такие же русские, только другие, «новые». У юной Лели (Ольга Аксенова) - богатые родители в качестве тыла и эффектная внешность вместо орудия. У обаятельной супружеской пары средних лет Анны (Мария Аврамкова) и Дмитрия Всеволодовича (Сергей Рудзевич) в арсенале привязанность, опыт и деньги. Козыри Федора (Дмитрий Бероев) - диплом престижного иностранного вуза и научные перспективы. Федор - главный аналитик душ. Именно он предлагает остальным просмотреть и прослушать видеозаписи живых людей, с их открытыми ранами-судьбами.

Все начинается как развлечение под изысканную выпивку и легкую закуску. А оборачивается - собственными исповедями альпийских путешественников. У каждого из них - свой надрыв, который открывается, болит здесь и сейчас. И уже не понятно, кому ты сочувствуешь больше: простофиле-пареньку «из народа», чьим самым ярким впечатлением стал заяц, заскочивший на взлетную полосу аэродрома (Александр Пацевич) или пресыщенному Дмитрию Всеволодовичу с его вспышками кризиса среднего возраста.

Сдержанная сценография спектакля - стол и диваны для постояльцев отеля - помогает сосредоточиться на главном: на человеческих чувствах, скрытых, явных, подавленных, и все-таки - живых. Актеры «Сферы» и под руководством приглашенного режиссера играют как слаженный оркестр. Ни нотки фальши. Все - от себя, через сердце. Они «присваивают» истории и проживают их до каждой запятой. Порой даже кажется, что многовато этой пронзительной искренности. А отдельные рассказы тяжелы, беспросветны настолько, что хочется по примеру Лёли выкрикнуть: «Надо как-то помочь всем этим людям!» Впрочем - само появление подобного спектакля с филигранными актерскими работами и фактурными монологами - уже и есть своего рода помощь. Ведь «Обращение в слух» - это не просто сценическое действо. Это - призыв к тому, чтобы задуматься, оглядеться, посмотреть внутрь себя. И если повезет, получить ответы на жизненно важные вопросы.

У этой неоднозначной и сложной истории - абсолютно светлый финал: Федор и Лёля признаются во взаимной нежности, Анна и Дмитрий Всеволодович понимают и прощают друг друга. Главное, что становится очевидно героям по ходу пьесы, - это скрытые в глубине чувства. Стоило прослушать полтора десятка незнакомцев, чтобы уловить биение собственных сердец и познакомиться с любовью, которая давно в них живет.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.