"Счастье - в пути". Олег Шулепов

Выпуск № 2-182/2015, Гость редакции

"Счастье - в пути". Олег Шулепов

Олег Шулепов, ведущий артист Волгоградского ТЮЗа, обладает удивительной внешностью. Худое, смуглое от природы лицо с глубоко посаженными черными глазами и крупным носом. Острый взгляд исподлобья придает ему довольно зловещее выражение. Но вдруг появляется улыбка, и взгляд становится мягким, светлым. Эта внешняя переменчивость позволяет артисту не только создавать абсолютно полярные сценические образы, но даже в одном персонаже показыть человеческую неоднозначность. В зрительской памяти остались уже довольно давние роли Олега Шулепова - бессловесная обезьянка из сказки-притчи Н. Гумилева «Дерево превращений», директор школы в спектакле «Завтра была война» Б. Васильева. Первая продемонстрировала как внешнюю, так и внутреннюю пластичность актера. Когда из демона Астарота он превращался в четвероногое создание, низшее по развитию сравнительно с человеком, но в результате оказывался существом глубоко нравственным, страдающим от несовершенства мира. В роли директора школы молодому тогда актеру удалось передать мучительный внутренний конфликт романтика-интеллигента, умного, энергичного человека, попавшего вместе со своими учениками в смутное время предвоенных сталинских репрессии. Убежденного, что не должны быть изуродованы детские души, попраны представления о чести и порядочности.

В этом году Олег Шулепов отметил 50-летие.

- 50 лет... Олег, как ты ощущаешь себя в этом рубежном возрасте?

- Я его как-то и не ощущаю. К тому же, мне кажется, что я еще не овладел профессией по-настоящему. Почти каждая новая роль создается мучительно, через бессонницу и постоянные сомнения.

- А ты мог бы жить вне театра, вне актерской профессии?

- Не знаю, не пробовал. Хотя многое умею делать, в том числе и руками. Куклы могу конструировать, макраме плести, тапочки вязать, занавески из бамбука... Эти умения очень помогли, когда переживали с семьей времена безденежья.

- Знаю, что еще картины пишешь и стихи. Видела, читала.

- Давно уже не писал ни того, ни другого. Но если серьезно, вряд ли бы смог прожить без театра. Все-таки самое большое удовольствие я получаю на сцене. Знаешь, я ведь человек закомплексованный - вечно не уверен в себе, так вот именно сцена помогает, именно там приходят смелость и свобода. Хотя путь к ним не простой, надо постоянно держать себя в форме, много работать, наращивать мастерство.

- Ты достаточно много занят в сегодняшнем репертуаре. Есть ли роли, которые доставляют наибольшую радость?

- Не хочу обидеть ни одну свою роль - они мне все родные. Но, наверное, все же те, над которыми труднее было работать. Назову директора клуба Марка Анатольевича из «Фронтовички» А. Батуриной. Я долго не мог понять, что он за человек. Вроде солидный такой, уважаемый мужчина, болеющий душой за свое дело, желающий наладить культурный досуг жителей городка, в том числе детей. Активный борец за дисциплину и нравственную чистоту своих сотрудников. В то же время сам-то не больно безупречен в моральном отношении. И не очень умен, и бывает, как баба, скандален. Его легко зацепить вопросом: «А почему вы не были на фронте?» И это для меня как актера тоже важно понять.

- Да, личность Марка Анатольевича весьма противоречивая. Ты его не щадишь, как и сама героиня спектакля фронтовичка Мария. Для зрителей важно, что это живой человек, который может вызывать и неприязнь, и сочувствие, и даже смех.

- Если назвать других персонажей, с кем мне особенно интересно на сцене, то это, конечно, и мои условные «старички» из классических французских комедий. Надеюсь, что они не очень похожи друг на друга, хотя сходство в их натурах есть. Паскино из «Романтиков» Э. Ростана больше всего озабочен судьбой своей доченьки, при этом скупердяй и интриган. Ансельм из мольеровской ранней комедии «Шалый, или Все невпопад» тоже жаден до денег, и еще его делает уязвимым слабость к женскому полу, что позволяет хитроумному герою спектакля облегчить кошелек старичка.

- В пьесе «Шалый» задан «масочный» прием - она написана Мольером под влиянием итальянского театра дель арте. И особенность твоего существования в роли - сохранять комическую «маску» и одновременно проявлять живые человеческие чувства. Что отлично получается.

- Спасибо, для меня это действительно самое трудное здесь.

- Олег, а как ты пришел в актерскую профессию, как оказался в Волгоградском ТЮЗе?

- В Волгограде жили мои бабушка с дедушкой, я в детстве часто гостил у них, мама отсюда. А я родился и вырос в Узбекистане, в городе Ургенч, что рядом с древней Хивой. Туда направили на работу отца. В семье любили рыбалку, меня родители часто прямо из школы забирали, и мы уезжали на озера. Мама даже вела на местном радио программу о природе Узбекистана. А вообще она всегда мечтала быть актрисой, но не сложилось, ее мечту осуществил я. В школьных спектаклях всегда играл, потом пробовал поступить в «Щуку», к Ю.В. Катину-Ярцеву, не получилось, пошел в армию служить. И оттуда удалось вырваться раньше срока, чтобы успеть к экзаменам в Ташкентский театральный институт и чтобы к отцу быть поближе после смерти мамы. «Попробуй, не поступи!» - так меня напутствовал командир воинской части. Я попал в очень хорошие руки, к талантливому режиссеру Вячеславу Гвоздкову, тогдашнему руководителю Ташкентсткого драмтеатра.

- А что за история была с учебой в ЛГИТМИКе?

- На втором курсе Гвоздков предложил мне и Владику Граковскому (он сейчас живет в Германии, пишет пьесы, свой театр открыл) поехать на месяц в Ленинградский институт театра, музыки и кино, где сам он учился на курсе Г. Товстоногова, походить на занятия к А.И. Кацману.

- Это знаменитый педагог, воспитавший многих мастеров. И не убоялся Гвоздков сравнений?

- Значит, не убоялся. Он и сам был прекрасный педагог. Потом спросил: «Ну что, обалдели?» Мы-таки сильно «обалдели» - это был такой глоток воздуха! Сами занятия по мастерству, в которых участвовали вместе со студентами уникального Аркадия Иосифовича, атмосфера города, спектакли, которые смотрели в БДТ у Г. Товстоногова, в Малом драматическом у Л. Додина, в других театрах. Помню, после «Истории лошади» просто разговаривать долго не могли. На всю жизнь запомнил этот потрясающий месяц в Ленинграде.

- Гвоздков оставлял тебя в своем театре?

- Оставлял. Но жить было негде, и жена моя Света, актриса-кукольница, тоже была иногородняя, без квартиры. Решили уехать в Волгоград, к знакомым местам. Потом узнали, что и режиссер наш вскоре покинул Ташкент, все ребята-однокурсники разъехались.

- Я помню твое появление в ТЮЗе. Это совпало с постановкой очень значимого для театра спектакля «Одлян, или Воздух свободы» по знаменитой книге Л. Габышева. Ты сыграл в нем роль Цыгана-малолетки. А потом вдруг исчез почти на год.

- Да, меня пригласил на съемки фильма «Пешаварский вальс» об афганской войне знакомый по Ташкенту, теперь очень известный режиссер Т. Бикмамбетов. Жили в горах, недалеко от Алма-Аты в условиях, приближенных к военным. Тоже незабываемый кусок жизни.


- Олег, ты уже почти 10 лет преподаешь актерское мастерство в Волгоградском институте искусства и культуры (ВГИИКе). Что тебе дает эта сфера деятельности? Что ты думаешь о новом актерском поколении?

- Прежде всего я осознаю, какая лежит на мне ответственность. Хочется максимально отдать ребятам все, чему меня научили, что я сам понял, работая в театре более двадцати пяти лет. Они, конечно, другие. Отличаются от меня, от моего поколения, в чем-то более «продвинутые», в чем-то абсолютно «темные», но все равно не случайно пришедшие в эту профессию. Для меня главное - внушить им необходимость много и постоянно трудиться, а не мечтать лишь о «звездной» карьере. Мне педагогическая деятельность помогает и самому находиться в форме. Сложность заключается в том, что нынешние, в большинстве очень одаренные студенты, к сожалению, мало читают, мало видят настоящие образцы театрального искусства (хотя бы в Интернете), невнимательны к красоте и богатству самой жизни.

Я когда-то увидел замечательный фильм по книге Дэна Милмана «Путь мирного воина». Это как раз про то, что человека делает счастливым его путь, в котором каждое мгновение открывает что-то новое, надо только уметь увидеть и удивиться. Актер должен быть открыт к познанию, как ребенок. Должен копить духовный багаж и учиться свободно его выражать. Чтобы быть интересным зрителю. Все это очень сложно, конечно. Я сам вместе с ними учусь.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.