Зеркало для героя

Выпуск №7-117/2009, Событие

Зеркало для героя Велика Россия, а проблемы у театров одни. Устаревшее оборудование, дефицит помещений. «Не хватает мужчин-героев!» — прозвучал вопль режиссерско-директорской души («душа ведь женщина»!) со сцены Екатеринбургского ТЮЗа, где состоялось торжественное открытие III Всероссийского форума «Театр: время перемен». А еще не хватает профессионального общения. Чтобы утолить «голод на специалистов», на уральскую землю высадился десант профессионалов самого высокого уровня. Учить концертмейстеров приехали из Мариинского театра, режиссеров, художников по гриму — из ГИТИСа. 53 театра Уральского федерального округа отправили своих сотрудников в Екатеринбург на мастер-классы, семинары, лаборатории, занятия по сценической речи и движению… Но форум не ограничился уроками мастерства.

Не услуга, а образ жизни

Говорят, сюжетов-первоисточников очень мало, чуть больше двух десятков, остальные — их производные. Противоречие между конторой и творчеством, чиновниками и художниками входит в это сакральное число — тема из разряда вечных. Когда на трибуну поднимаются представители власти, они рассказывают в основном о средствах, выделяемых на библиотеки, музеи и спектакли. Деятели же искусства обеспокоены не только финансовой составляющей, но местом культуры в жизни общества, причем законодательно закрепленным — в этом проявляется политическая оценка их труда. А место национального достояния пока таково: в разделе «прочие услуги», в одном ряду с фирмами по уборке, ритуальными службами и прачечными. Председатель СТД РФ Александр Калягин рассказал, что во время работы в Общественной палате он подготовил доклад о культуре как ресурсе развития страны. «Недавно я внимательно посмотрел материалы по Концепции развития России до 2020 года. Совершенно очевидно, что доклад Общественной палаты авторы Концепции проигнорировали. Неужели наша деятельность — «рынок услуг», меня в очередной раз сразила такая формулировка. Я уже говорил и опять повторю, услуги оказывают в парикмахерской, в ресторане, а в театре создают художественные произведения». На пресс-конференции А.А.Калягин тоже поднимал больную тему: «Культура не услуга, а способ жить: вот сидим мы с вами, не деремся, не плюемся... Как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев, культура создает качество народа. Она всепроникающа, она «делает людей». Упустишь ее — упустишь страну. Предстоит еще много и долго работать, чтобы объяснить властям роль культуры, роль театра».

Свобода или кошелек

В Свердловской области мы наблюдаем такую дилемму. С одной стороны, власть объявляет культуру одним из приоритетных направлений развития экономики. С другой –при пересмотре бюджета в первую очередь секвестрирует расходы именно на нее. Говорят о сокращении финансирования целевых программ до нуля. Театр получит деньги на содержание зданий и людей, но не получит на создание продукта, ради которого он и существует.

Жить в рынке и быть свободным от рынка нельзя. Культуре от того и сложно приходится в современных условиях, что ее трудно посчитать и просчитать, показателем «согласно проданным билетам» ее стоимость не определяется. «Возьмем здание, являющееся памятником архитектуры. Это недвижимость, материальный актив. Но стоимость его оказывается неизмеримо выше строительной и эксплуатационной, в нее вошел талант архитектора. Однако нет экономических показателей для такого расчета. Измерение основано на сравнении. Творческий же продукт уникален, его нематериальную составляющую не измерить в цифрах», — рассуждает директор Государственного института искусствознания Дмитрий Трубочкин. Вопрос о количественной и качественной оценке культуры пока остается открытым.

Многие критерии, что годятся для других сфер производства, требуют корректировки в отношении производства пищи духовной. Например, пресловутый «Закон № 94-ФЗ». Разумно ли объявлять тендер на режиссера, сценариста? Самый дешевый будет и самый плохой, мастера вообще не получат заказов. Все признают, что распространение этого закона на деятельность учреждений культуры было ошибкой. Недавно Госдума, наконец, внесла поправки.

Ситуация постепенно меняется — под воздействием, прежде всего, театральных деятелей. Когда несколько лет назад ими было инициировано обсуждение законопроекта «Об автономных учреждениях», его даже прозвали «театральным», хотя касался он всех бюджетников. Сейчас закон в действии, но театры не торопятся «выйти на свободу». В Свердловской области на перемены решилась пока лишь государственная филармония, о результатах говорить рано. А вот Тюменский драматический театр уже не первый год осваивает новый механизм хозяйствования. Его директор Владимир Коревицкий считает, что для коллектива, который желает свободно двигаться вперед, сегодня открыта единственная дверь с табличкой «автономное учреждение». На форуме специалисты подробно рассказали о плюсах и минусах бюджетного и автономного существования.

Что может СТД

Один из главных результатов театрального форума, на взгляд стороннего наблюдателя, в том, что он продемонстрировал не иллюзорную, а вполне реальную способность общественной организации влиять на ситуацию в обществе. Под воздействием СТД корректируются законы. Он помогает «разруливать» болезненные имущественные вопросы. Известна конфликтная ситуация вокруг здания екатеринбургского Дома актера. Александр Калягин встречался с полномочным представителем президента в УрФО Николаем Винниченко. Тот обещал содействие и высказал свою позицию: Дом актера должен остаться за СТД.

У Свердловского отделения Союза немало собственных примеров эффективного сотрудничества с властью. «Возникла сложная ситуация в Первоуральском театре драмы, СТД подключился и помог министерству культуры анализом и организацией работы комиссии. Сформировалось мнение творческого союза о том, что закон «О культурной деятельности» на территории Свердловской области безнадежно устарел — оно было услышано. Заместитель министра культуры области Петр Степанович Стражников объявил на предновогоднем заседании правления СО СТД, что поправки приняты, теперь закон может работать», — рассказывает председатель Свердловского отделения Владимир Мишарин.

Почему театральный союз оказывается наиболее эффективным в сравнении с другими творческими объединениями? Причин несколько. Он самый массовый: театр ориентирован на коллективную деятельность. Кроме того, Всероссийское театральное общество сформировалось еще в досоветскую пору, и СТД легче других избавился от «совковых» привычек. К тому же он не разорвался на части в период «революционной ломки 90-х», как союзы писателей, художников. Причина и в самом виде искусства: театр — активный вид творчества, он и отражает ситуацию в обществе, и влияет на нее.

Меня сосчитали!..

Споры о том, возможна ли чисто количественная оценка деятельности театров или обязательно должен присутствовать качественный критерий (какой?), не утихают. И все же статистика существует. Вот некоторые цифры.

В Уральском регионе 60 театров. Больше половины из них, 32, в Свердловской области. 7 театров на 1 миллион жителей — показатель в 2 раза выше, чем в среднем по России. Представлено 7 тысяч спектаклей и концертов за год, на них побывало 1,5 миллиона человек. Это значит, что каждый екатеринбуржец посетил 1 спектакль. (Если лично вы не были в театре, выходит, его дважды посетил ваш сосед.)

На втором месте по «обеспеченности театральным искусством» — Челябинская область: 12 театров. В Тюменской области театров меньше, но они финансово благополучны. К 150-летнему юбилею областной Тюменский драматический театр получил новую сценическую площадку: 32 тысячи квадратных метров, 2 основных зала, подземный паркинг, ресторан и т.д.

Еще цифры по Свердловской области. В 2008 году областной «культурный» бюджет составил более 4 млрд руб. Благодаря введению регионального компонента в приоритетные национальные проекты в сферу культуры дополнительно поступило около 800 млн руб. Конкретный бюджет одного из самых крупных и известных театральных коллективов — Свердловского театра музыкальной комедии. Динамика такова: 2007 год — 90 млн руб. 2008 год — 103,5 млн руб. 2009 год — 106,9 млн руб. Внебюджетные средства в минувшем году составили примерно 30% от бюджетной цифры. Данный пример, к сожалению, не типичный. Принципиально иные показатели в Курганской области. За год на постановку 6 драматических спектаклей там было получено всего 600 тыс. руб.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.