Фантазии на тему. Молодежный проект IX театрального фестиваля им.Н.Х.Рыбакова (Тамбов)

Выпуск № 2-182/2015, Мастерская

Фантазии на тему. Молодежный проект IX театрального фестиваля им.Н.Х.Рыбакова (Тамбов)

Прославленный провинциальный актер Николай Хрисанфович Рыбаков (1811 - 1876) впервые вышел на сцену в пятнадцать лет. К тому времени он окончил четыре класса гимназии и поступил на службу в канцелярию Курской казенной палаты. Тогда же его приняли статистом в курскую труппу, которой руководил И.Ф. Штейн. Театр захватил до такой степени, что он оставил службу, решив посвятить себя сцене. Во время гастролей в Харькове на молодое дарование обратил внимание сам Мочалов. Встреча оказалась для Рыбакова счастливой - по настоянию Мочалова начинающему артисту впервые дали ответственную роль, положившую начало его яркой творческой судьбе.

История символична. Как и то, что уже не первый год в программе одного из крупнейших российских театральных фестивалей, который носит имя Н.Х. Рыбакова (его организаторы - Управление культуры и архивного дела Тамбовской области и Тамбовское областное государственное автономное учреждение культуры «Тамбовтеатр») важное место занимает Молодежный проект. Это особая творческая территория, где проходят показы дипломных спектаклей студентов театральных вузов Центрального федерального округа. И первую ноту, достаточно высокую, на IX Рыбаковском фестивале сыграли четверокурсники Ярославского государственного театрального института, представив драматические фантазии на тему «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.
Вслед за великим мистиком Пушкиным, которого нужно внимательно читать между строк, режиссер Олег Нагорничных отчетливо обозначает тему неизбежности и предопределенности. Сквозь все сцены красной нитью проходит образ многоликого и зловещего Беса в ярком исполнении Антона Полетаева. Он Мефистофель, хладнокровно заключающий сделку с Фаустом, Жид - толкающий сына на убийство отца. А вот мелькнул среди гостей Дон Гуана, оставаясь почти незаметным, но все так же властвуя над людьми и их поступками, неожиданно проявился в Моцарте, разжигая темную страсть в Сальери, подталкивая к страшному шагу. А когда мир рушится окончательно, Бес занимает пост Председателя пира во время чумы, дирижируя бесполой толпой приговоренных. Впрочем, и сам он обречен.
Говоря об этом спектакле, нужно отметить целый ряд интересных актерских работ, среди которых Барон в «Скупом рыцаре» (Антон Переверзев), Лепорелло (Никита Малков) и Дон Карлос (Дмитрий Чистов) в «Каменном госте», Фауст (Сергей Морозов), Сальери (Сергей Морозов), Мэри и ее антипод Луиза в «Пире во время чумы» (Анастасия Шемякина и Алевтина Хомякова). Благодаря педагогам (Наталья Волохович - хореография, Виталий Новик - постановка боев), студенты легко и свободно существуют в массовых сценах. Световое решение спектакля, сделанное Арманом Хаировым, практически стирает грань между сиюминутным и вечным, создавая новое измерение, где ожившие тени становятся реальными персонажами.
А вот история, рассказанная третьекурсниками театрального института Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, абсолютно земная. Пьесу Александра Галича и Константина Исаева «Вас вызывает Таймыр» поставила Любовь Баголей. Не пытаясь перешагнуть предложенное драматургами далекое советское время, авторы спектакля наполняют сценическое пространство интересными деталями интерьера и сделанными с большим вкусом костюмами (художник-постановщик Юрий Наместников, художник по свету Дмитрий Крылов). А главное, они искренно и достоверно говорят о том, что самое ценное в жизни - слышать и понимать друг друга.
Ироничный сюжет этой комедии-шутки сложился из множества недоразумений, которые к финалу легко разрешаются. В характерах персонажей много забавного - будь то директор филармонии Кирпичников (Никита Кузин) и его властная жена (Элина Сорокина), тамбовский пчеловод Бабурин (Дмитрий Ширин) и его сестра Дуня (Надежда Червонная), дежурная по тринадцатому этажу (Наталья Карпова), бабушка Фортунатова (Маша Немцева), певица и ее концертмейстер (Яна Дубровина и Сергей Бережной) и, наконец, приехавший с Таймыра товарищ Дюжиков (Дмитрий Кривоносов), вокруг которого и закрутилась вся эта история. Далекий Таймыр становится близким, а понятия дружбы и взаимовыручки не кажутся пафосными.
Впервые в 2015 году участником Молодежного проекта театрального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова стал Тамбовский молодежный театр, показав «Разбойников» Фридриха Шиллера в постановке Владимира Карпова. Музыку к спектаклю написал Евгений Корабельников, сценографию придумал Юрий Наместников, взяв за основу серый цвет. Она метафорична и во многом определяет главные акценты шиллеровской драмы - серые, струящиеся ленты превращаются в колонны, в стены замка, в лесную чащу, но в конечном итоге становятся страшными путами для главных действующих лиц. И все же эту работу Тамбовского молодежного театра не отнести к удачам. Потому что за внешним рисунком потерялось внутреннее наполнение, ушли главные смыслы. К сожалению, не всем актерам удалось освоить, почувствовать сложнейший материал. Хотя можно говорить об удачных работах Дмитрия Елтунова (Франц), Павла Шишлянникова (Карл), Вячеслава Шолохова (разбойник Косинский). Несомненным камертоном стал артист Тамбовского драматического театра Юрий Томилин, специально приглашенный на эту постановку. Уверена, работа с таким мастером для начинающих актеров - большая удача и хорошая школа.
Мрачный Петербург предстал в спектакле «Много на свете не княжеских детей» по роману «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, поставленном Натальей Беляковой со студентами второго и третьего курсов актерского факультета Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. И хотя не все еще получилось, попытка разобраться в природе человеческой любви, жестокости, равнодушия вызывает уважение. Юрию Романову, исполняющему центральную роль Ивана Петровича, с самого начала удалось найти истинные, лишенные нарочитых театральных красок интонации, и во многом это повлияло на общую атмосферу спектакля. Так же как и Нелли Ангелины Лукьяновой, в которой соединились обреченность и невероятная внутренняя сила. Она юная и хрупкая, но, кажется, уже все знает о несправедливости жизни. Чем больше стойкость Нелли, тем яростней Бубнова (Наталья Гомонова), потому что не может ее сломать. И только искреннее сочувствие Ивана Петровича высвечивает в одинокой и озлобившейся девочке другую сторону души - доброту, верность, всепрощение, человеческое достоинство. Эта героиня со смешными рыжими косичками врывается в его жизнь, переворачивает ее и заставляет поверить в неслучайность всего происходящего.
Театральный колледж при «Московском театре п/р Олега Табакова» привез на фестиваль два дипломных спектакля. Первым сыграли «Две стрелы» по пьесе Александра Володина (режиссер-педагог - В. Егоров, зав. постановочной частью Т. Ермолин, художники по свету - Д. Панакин и Т. Ермолин). Действие происходит в каменном веке. В мире первых людей так сочны первые страсти - радость, гнев. Предельно точны хореографические рисунки первобытных плясок и ритуалов, в которых студенты колледжа демонстрируют замечательную пластическую школу. Интересным дополнением к музыкальному ряду спектакля (звукооператоры Д. Панакин и Н. Филимонов) стала песня, которую герои этой почти детективной истории исполняют на каком-то праславянском языке. Как потом выяснилось, это удмуртский из группы финно-угорских языков, принадлежащий народам, которые пусть и не были первыми людьми, но населяют среднюю полосу России с глубокой древности.
«Дети солнца» по пьесе Максима Горького поставила заслуженная артистка России А. Гуляренко, художественное оформление сделала В. Воронова, музыкальное - А. Андриенко. Этот материал с внешне очень простым рисунком, но затрагивающий тонкие психологические пласты, показал актерские возможности ребят, их способность взаимодействовать друг с другом. Сильные, запоминающиеся сцены купчихи с нежной душой Мелании (Алена Гончарова) и погруженного в науку, внешне культурного, но абсолютно равнодушного Протасова (Денис Парамонов). Впрочем, здесь многие «положительные» персонажи равнодушны друг к другу, но стараются «держать лицо». Это история о людях, которые, может быть, и хотят любви, но сами любить не способны. Потому и роман Елены Николаевны, жены Протасова (Алина Ващенко) и Вагина (Александр Бильданов) исключительно от скуки. И все эти размышления о всеобщей любви к людям не больше чем декламация. На самом деле в глубине души «дети солнца» осознают огромную разницу между их рафинированным миром и реальной жизнью простого народа, которому так сочувствует Лиза (Анастасия Тимушкова), осознавая при этом, что взрыв неминуем. Время показало, какими страшными оказываются его последствия.
 
 
Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.