"Бродячей собачке" 25 лет

Выпуск № 2-182/2015, Портрет театра

"Бродячей собачке" 25 лет

Юбилей! Кем-то когда-то обусловленная магия цифр взывает: много это или мало? Что сделано и чего не случилось за такой значительный и, кажется, так быстро промелькнувший исторический период времени? Четверть века - это детство почти трех поколений зрителей... Традиционно любой творческий коллектив, чье искусство хрупко и мало предсказуемо, юбилейная дата заставляет остановиться, оглянуться, проанализировать прошедшее, чтобы получить дополнительный импульс к будущему творчеству, вдохновившись откликами друзей, коллег и зрителей.

Для меня Санкт-Петербургский государственный театр «Бродячая собачка», конечно же, в ряду самых своеобразных коллективов России нового постперестроечного времени, любящих куклу и работающих для детей. Несмотря на разный уровень спектаклей, постоянно чувствуется, что «Бродячая собачка» находится в неустанном поиске новых друзей-соавторов, стремится включать в свою художественную орбиту все самое новое и интересное. Не случайно обширный репертуар театра - а это более 20 спектаклей, создан преимущественно приглашенными режиссерами и художниками, очень разными по возрасту и профессиональному опыту, но, как правило, всегда очень яркими и талантливыми. Художественный руководитель театра Альфия Абдулина, являясь и режиссером, и автором некоторых спектаклей в своем театре, не боится и даже активно стремится приглашать к работе таких ярких и самобытных постановщиков, как режиссеры Н.Ю.Боровков, Б.А.Константинов, Р.Кудашов, художник А.Торик. Кстати, ближайшая премьера спектакля «Снегурочка» представит работу в театре кукол художника-сценографа Юрия Харикова. Насколько я знаю, это будет первый опыт работы прославленного художника в театре кукол.

Благодаря неустанному поиску новых идей и интересных соавторов у театра сформировался весьма эстетически разнообразный репертуар, не дающий скучать ни зрителю, ни труппе театра. А это, в свою очередь, привлекает в театр молодых, талантливых и красивых актеров. Всем понятно, насколько это важно для детского театра и как на сегодняшний день проблематично для современного театра кукол.

Впрочем, у театра есть еще одна весьма притягательная для молодых актеров деятельность. Это насыщенная гастрольно-фестивальная жизнь, которая позволяет актерам не только посетить другие страны, что особенно важно для молодых людей, но и увидеть зарубежный театр кукол, что необходимо для профессионального самосовершенствования и развития. Во многом эта возможность открылась со времени появления в репертуаре спектакля «Гадкий утенок», поставленного датским режиссером Жаком Матиссеном в рамках Совместного проекта с NordScen Nordisk Center for Scenekunst и Датским Институтом культуры. Эта поистине нетипичная для российского театра кукол работа не только номинировалась как «лучший спектакль» на Национальную премию «Золотая Маска» в 2004 году, а художник Алевтина Торик получила эту премию в номинации «Лучший художник театра кукол», но до сих пор желанна на многих российских и зарубежных фестивалях. Кажется, благодаря этой работе театр объехал полмира. Об изысканно лаконичном, тонком спектакле без слов по хрестоматийной сказке Х.-К. Андерсена много писали. За давностью лет трудно точно описать то живое ощущение чуда, рождаемого при оживлении актерами казалось бы очень простых скульптурных кукол из дерева и при этом вызывающего пронзительное ощущение сострадания, сопереживания и подлинности жизни.

Для зарубежных зрителей и коллег этот спектакль был не только эмоционально понятен, но и открывал лучшее в российском театре, а может быть, и в России, за что невозможно не благодарить театр «Бродячая собачка».

Для жителей Кировского района Петербурга, где театр «Бродячая собачка» давно обжил уютное помещение на первом этаже в жилом доме 59 по проспекту Стачек, он стал и местом первой встречи маленького зрителя с театром, и с удивительным миром оживающей куклы - миром, способным много поведать о жизни и о человеке. Ведь Кукла удивительным образом умеет помочь рассказать и объяснить ребенку то, что порой трудно сделать самым родным и близким людям...

Очевидно, в 1990 году это понимали и основатели театра: драматург Борис Коган и художник Мария Прокофьева - супруги и единомышленники, которые сейчас живут в другой стране, но о которых стоит с благодарностью впомнить. Тогда - в уже почти подзабытое революционное время «перестройки» - театр «Бродячая собачка» был одним из первых, возникших по инициативе «снизу». Видимо, для молодых питерских интеллигентов и выбор названия театра был не случаен, хоть по преданию был подсказан ведущим мастером сценографии на Кафедре театра кукол ЛГИТМиКа (ныне СПГАТИ) Валентиной Григорьевной Ховралевой. Безусловно, уменьшительная форма названия легендарного театрально-поэтического кафе Петербурга начала ХХ века вдохновляла, а может, и до сих пор вдохновляет коллектив театра, напоминая о важности поиска нового художественного языка, созвучного времени. Впрочем, эта интеллектуальная аллюзия с исторической перекличкой смыслов вполне способна уживаться и с трогательной привязанностью детей к «братьям нашим меньшим», особенно бездомным, а значит, бродячим... Как бы то ни было, наш юбиляр - носитель на редкость удачного и многозначного имени.

С 2000 года театр возглавляет художественный руководитель Альфия Абдулина и во многом благодаря ее неутомимому творческому азарту поле деятельности театра расширяется. Помимо спектаклей театр предлагает своим зрителям помощь в организации торжественных мероприятий по случаю особых семейных и школьных торжеств и событий. А разве это плохо для театра, который стремится быть ближе к своему зрителю? В 2011 году Альфия Абдулина с художником Лилией Жамалетдиновой поставили необычный интерактивный по форме спектакль, урок для больших и маленьких артистов «КУК-АЗ-БУК». И это замечательно, что театр популяризирует знания о видах театра кукол, о системе кукол, раскрывает в доходчивой форме азы актерского мастерства, учит детей и их родителей создавать свой кукольный театр. Думается, именно театр кукол должен делиться этим опытом с детьми, которые если и не станут профессионалами, то от работы с куклой обязательно получат и особый культурный багаж и психологическую поддержку.

По случаю юбилея в театре готовится книга, посвященная этапам его творчества. Любопытно, что эту книгу пишут сами сотрудники театра: будь то актер, осветитель или руководитель. Пишут те, для кого театр стал или становится семьей - неистребима в России семейная закваска, особенно, в театральных коллективах. Хорошо это или плохо - нужно рассматривать в каждом конкретном случае. А у нас будет возможность почитать эту книгу, чтобы порадоваться за коллектив, который в свои двадцать пять живет активно, много трудится, неустанно перемещается по миру и хочет продолжать радоваться своему творчеству и радовать своих зрителей.

Если мое юбилейное высказывание кому-то покажется слишком елейным, то я готова принять эту критику только в том случае, если этот «кто-то» сможет доказать, что такой театр не нужен Петербургу и России. А я и сама, находясь далеко от Петербурга и редко посещая этот театр, знаю, что в любой семье есть трудности и проблемы, но они решаются трудом и любовью к своему делу. «Бродячая собачка» это уже переживала и переживет еще не раз, продолжая свой путь в искусстве самого простого и одновременно самого трудного и загадочного искусства театра кукол - театра для детей всех возрастов от 3 лет и... до старости...

Вот только бы нам оставаться детьми!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.