Ироничный Лев. Вспоминая Льва Дурова

Выпуск № 2-182/2015, Вспоминая

Ироничный Лев. Вспоминая Льва Дурова

В судьбе Дурова было немало парадоксов. Начиная с сочетания его, мягко говоря, не богатырской внешности и такого солидного имени - Лев. К тому же, принадлежа к легендарной цирковой династии, но выбрав драматическую сцену, родство с цирком он внутренне не порывал. Всегда был готов к выполнению любых, самых невероятных по сложности режиссерских заданий, умел существовать на театральных подмостках или на экране на грани риска, не боялся предстать перед публикой смешным, нелепым. Недаром его часто называли клоуном. Клоуном в высоком, чаплиновском значении слова.

Сам же Лев Константинович относился к себе иронично, руководствуясь при этом четкими, абсолютно логичными критериями. Своих педагогов по Школе-студии МХАТ, а также знаменитых вахтанговцев, мастеров Малого театра и всех тех, кто справедливо считается кумирами зрителей разных возрастов, Лев Константинович причислял к «дворянскому» актерскому сословию. «Разночинцами», то есть рангом пониже, именовал поколение, к которому принадлежал он, как и большинство его ровесников, всего добившийся сам. Ведомый многогранным талантом, трудолюбием и верностью отечественному психологическому театру, одним из «первых сюжетов» которого являлся на протяжении едва ли не всего своего творческого пути, охватившего целых шестьдесят (!) лет.

Из них почти пятьдесят были отданы Театру на Малой Бронной, куда пришел вместе со своим кумиром - режиссером Анатолием Эфросом. С Анатолием Васильевичем Лев Дуров впервые встретился будучи артистом Центрального Детского театра, продолжив сотрудничество с ним в Театре имени Ленинского комсомола. Именно Эфросу Дуров был обязан доведением им практически до совершенства даром подробнейшего исследования характеров персонажей (а это было особенно важным, если учесть, что Льву Константиновичу в основном доставались роли «второго плана»), возможностью в полной мере проявить свой природный, «открытый» темперамент, попробовать себя в разных жанрах. И - в самом, наверное, трудном для любого актера жанре трагикомедии. Свидетельство тому - его огромный и невероятно пестрый «послужной список», где присутствовали и Яго из шекспировского «Отелло», и Сганарель из мольеровского «Дон Жуана», и Снегирев из спектакля «Брат Алеша» по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», и Жевакин из «Женитьбы» Н. В. Гоголя, и Бутон из булгаковского «Мольера»...

Роли Бутона и Павла Платонова в кинокартине Константина Худякова «Успех» предоставили Льву Константиновичу счастливый шанс воплотить образы людей театра, о котором он, кажется, знал все. И о парадных, праздничных, и о дурных, не слишком приглядных его сторонах. Однако, несмотря на последнее, театр Дуров любил. Поэтому вопреки серьезным проблемам со здоровьем не переставал много работать. И у себя, на Малой Бронной, и в «Школе современной пьесы» у Иосифа Райхельгауза, и в Новом драматическом театре у Вячеслава Долгачева, принимал участие в антрепризных проектах.

Параллельно успевал сниматься, преподавать, периодически выпускать книги. И, окончив в свое время Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, ставить спектакли, предпочитая обращаться исключительно к качественному драматургическому материалу, который обязательно должен был отвечать его мировоззрению, твердой жизненной позиции человека, верившего в то, что искусство призвано культивировать в зрителях только доброе и хорошее.

И этот позитив находил отклик в сердцах многочисленных почитателей и коллег Льва Дурова, которые недаром рассуждали о Льве Константиновиче с улыбкой в дни, когда пришло известие о его кончине. В столь скорбных обстоятельствах подобное явление - редкость.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.