Ульяновск. "Другой человек" в "Квартале"

Выпуск № 3-183/2015, В России

Ульяновск. "Другой человек" в "Квартале"

Иногда умные качественные книги издаются вызывающим уважение тиражом 100 или 200 экземпляров. Это показатель того, что для автора этот проект некоммерческий и что ему важно просто оставить след в мире, выпустить в ноосферу толику нового знания, оставить в мире приращение своего духа. Такое же уважение вызывает полноценный спектакль, изначально созданный в расчете на небольшую, но понимающую публику.

В августе в помещении креативного пространства «Квартал» в Ульяновске актеры Ульяновского областного драмтеатра Дарья Долматова и Алексей Вольный трижды сыграли спектакль по пьесе Петра Гладилина «Другой человек» и планируют играть его и впредь. Это полностью самостоятельный некоммерческий проект этих актеров, уже второй по счету (они основали творческое объединение под названием «Маленький человек»). Небольшой зал «Квартала» оказался удачной сценической площадкой для эксперимента, свидетелями которого стала избранная аудитория (в буквальном смысле избранная, потому что зал вмещает около 60 зрителей, поэтому на спектакль надо предварительно записываться). Удачной, потому что в этом спектакле в качестве реквизита «работают» даже окна здания: герои пьесы - Он и Она - появляются из этих окон, словно рождаются в жизнь для зрителей и в течение часа строят - сочиняют - свою жизнь у них на глазах практически с нуля.

Это слегка абсурдистская пьеса: встречаются двое, вначале ничего не знающие друг о друге и практически ничего - о себе самих. Почему так произошло - неважно: например, можно предположить, что у обоих - амнезия в результате пережитого потрясения или что оба - пациенты психушки. В начале спектакля Она знает о себе лишь свой возраст и от одиночества вслух разговаривает с покойной мамой, а Он знает лишь то, что он - ее муж. Дальше они вместе словно припоминают свою жизнь, импровизируют, складывают ее, как паззл (на протяжении спектакля на стене висят огромные фрагменты паззла, повернутого к зрителю обратной стороной). У них получается вымышленная, но - правдоподобная жизнь, потому что опирается она на конкретные детали и поэтому воспринимается как абсолютно реальная.

Сценическое пространство оформлено в виде комнаты, где идет ремонт: белые стены и потолок, ведро с белой краской - все белое, словно холст, подготовленный для картины. Таковы исходные данные: оба друг для друга - tabula rasa, оба в диалоге строят свою идентичность, потому что без нее человеку нельзя: человеку обязательно нужно знать, кто он такой. Осознание своего «я» - это предпосылка любого полноценного контакта с внешним миром. «Лучше быть последним мерзавцем, чем не знать ничего о том, что ты последний мерзавец», - говорит Он.

Эта небольшая пьеса, которая идет всего час, оказывается наполненной важными смыслами, которые проявляются благодаря игре актеров. Это история в первую очередь о женщине и вокруг женщины. Героиня Дарьи Долматовой появляется в этой белой пустой микровселенной ярким пятном - она в красном платье. Она - живая, но пока неосуществленная потенция, носитель не оплодотворенной Другим любви. А потом случается Большой Взрыв: появляется Он и говорит, что он - ее муж. Вселенная расширяется, в ней формируются галактики, звезды и планеты. Все остальные детали их выдуманной совместной жизни рождаются (то ли припоминаются, то ли импровизируются) по ходу дела: и то, что они женаты десять лет, что у них четверо детей, что он музыкант и алкоголик (и что, оказывается, можно быть счастливым в перерыве между запоями).

Женщина - центр притяжения этой вселенной, а женщине для счастья нужно, чтобы ей говорили, что ее любят. Банально, но верно. И когда героиня узнает, что у нее, оказывается, есть муж и четверо детей и жизнь проходит не зря, в этот момент лицо актрисы расцветает счастьем (возможно, супруги Вольный и Долматова отчасти играют себя), в котором даже семейная ссора - неотъемлемый элемент семейного счастья, и в какой-то момент рваный ритм спектакля напоминает танго.

Итак, женщина думала, что в ее доме жуткая, омерзительная тишина, как в могиле, а оказывается, совсем не тишина, а наоборот: дети визжат, собака лает, а муж играет на трубе. И женщина счастлива. Это почти дословная цитата из пьесы, и в этом месте радикальные феминистки должны вздрогнуть и поморщиться. Возможно, есть в этой ситуации некий антифеминистский запал: со спектакля уходишь с ощущением, что гендерное разделение все-таки прекрасно, но не в примитивно-бытовом смысле (ей - муж и дети, ему - жена и бутылка пива с воблой), а в высшем смысле: они - Адам и Ева, без них рай - пуст, ибо неосознаваем. Недаром в конце спектакля части паззла на стене актеры складывают в картину Яна Брейгеля «Эдем», и этот кульминационный акт обретения общей идентичности становится катарсисным: можно успокоиться и жить дальше, потому что жизнь обрела целостность, смысл, для полного счастья осталось только дождаться, когда домой вернутся дети. Но счастье это, как убеждают нас создатели спектакля, оказывается возможным благодаря гендерной разнице потенциалов: залог счастья этих одиноких, заурядных и, казалось бы, неудачливых людей в том, что она - женщина, а он - мужчина, и на этом фундаменте они создают общую биографию.

Да, спектакль иллюстрирует и расхожий тезис о том, что женщины с Венеры, а мужчины с Марса. Но в нем есть и другое. Как утверждает психолог Николай Козлов в своей знаменитой книге «Как относиться к себе и людям», любые два психически здоровых человека, мужчина и женщина, могут построить отношения на понимании, доверии, на умном равноправном договоре и быть в итоге счастливы. Вот и в этом спектакле между героями нет страсти, но там возникает любовь, которая, оказывается, имеет «обратную силу», то есть творится в процессе жизни. Герои договариваются о том, что любят друг друга, и договор магическим образом вступает в силу. Жизнь и любовь пишутся с чистого листа как самосбывающееся пророчество: у тебя будет то, о чем ты помечтал. И даже дети становятся реальностью: они есть, просто вышли погулять.

Этот спектакль можно рекомендовать как наглядное пособие для изучающих психологию. Построение идентичности, осознавание своего «я» в процессе контакта, опыт и ситуация как фактор личностного роста - все это разыграно актерами, как по нотам. Автор словно говорит: мы есть то, что мы чувствуем, и в этом смысле чувства реальны, им можно и нужно доверять. «Единственное, за что я могу ухватиться двумя руками, это за то, что я сейчас чувствую, вижу, слышу, осязаю», - говорит Он, и это оказывается необходимым условием счастья.

Необходимым, но не достаточным, потому что нужна еще разумная, волевая оценка ситуации контакта, привлечение житейской мудрости. Она (героиня) придает Ему уверенности тем, что убеждает его в своей любви. Вместо критики мужчине так важно получить именно эту поддержку, почувствовать свою значимость, ему важно услышать: «У тебя нет недостатков. А если они есть, то я о них забуду». Он же придает ей уверенности в себе, убеждая ее: она любима, она привлекательна, у нее красивые глаза и шея, у них была небогатая, но веселая свадьба, они прожили десять счастливых лет. Если это иллюзия, то это прекрасная иллюзия, которую стоит поддерживать, потому что чувства, вызванные этой иллюзией, - реальны. Эта иллюзия - антитеза одиночеству, которое, в отличие от уединения, есть все-таки зло, должно быть преодолено. Потому что награда - счастливая женщина, сидящая рядом.


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.