Курск

Выпуск №7-117/2009, В России

Курск Про Курский театр кукол говорят. Он часто бывает на фестивалях. Имена его руководителей – главного режиссера Валерия Бугаева и директора Александры Кондратовой – на слуху. Известны и другие члены творческой команды: завмуз театра, композитор Александр Москаленко, художник из Днепропетровска Виктор Никитин, постоянный соавтор Бугаева. Оттуда, из украинского Днепропетровска, собственно, родом и нынешняя премьера, состоявшаяся в самом конце февраля, – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Когда-то, во времена кукольного расцвета в стране тогдашних еще Советов, поставленный Бугаевым и Никитиным в Днепропетровске «Маленький принц» стал одним из знаковых спектаклей, где на сцену вместе с куклой вышли люди, изменив эстетику, да и само представление о кукольном театре. Его видеоверсию не раз показывали по ЦТ. Сегодня «Принц» (и Принц) повзрослел. Его играют – за одним, заглавным, исключением (невероятная Наталия Бугаева) – другие артисты, иначе сделаны декорации и решены многие куклы, в другой аранжировке звучит музыка Эдуарда Артемьева, А.Москаленко написал и новую, важную оригинальную тему о любви и печали. Впрочем, протагонист автора знаменитой философской сказки и автора спектакля, Летчик (в днепропетровском варианте его играл ныне импозантный, седовласый Бугаев) наоборот помолодел. Никите Шмитько – 25. Законный вопрос: зачем сегодня возвращаться в другом театре к спектаклю, ставшему событием много лет назад, ведь не ради же повторения успеха, не ради же пополнения репертуара – отпал сразу после того, как в зале погас свет.

Зал Курского театра кукол подобен многим залам приспособленных помещений: длинный, как кишка, с недостаточно приподнятым амфитеатром и маленькой, неглубокой сценой. Конечно, бывает и хуже. Театр занимает часть бывшего двухэтажного доходного дома, построенного в первой половине XIX века, в котором потом располагалась женская гимназия, какой-то техникум и проч. В общем – место десятилетиями было культурное. Но все-таки не театральное. Оставим за скобками условия, в которых, в тесноте, да не в обиде, готовятся к спектаклям артисты, где хранятся куклы (вот тут обид предостаточно – многие декорации старых спектаклей и куклы приходится продавать, раздаривать, вместо того чтобы, например, устроить выставку на радость зрителям). Но вот зал и сцена…

Как только в зале погас свет, оказались забыты опасения, вызванные их несовершенством. Воистину, недостатки оказались превращены в достоинства умом и фантазией авторов. Тесноту сцены они компенсировали, вынеся часть оформления в зал. Зрители вмиг очутились в бесконечном и живом космическом пространстве, стали соучастниками происходящего – звезды зажглись не только на заднике сцены, но и на месте погасшей люстры. Летчик, появившийся у правого портала, такой большой и настоящий, был одним из нас. Явно не премьерные «организованные» зрители – буйные тинейджеры, которых нужно было «взять», затихли. А когда закружились по сцене планеты, кто-то выдохнул: «Компьютерная графика?» – «Ты чего!? Это настоящее».

Это было настоящее. В умело сделанной режиссером инсценировке все было понятно и на месте. Нам рассказали историю про то, что каждый человек – Вселенная, в которой мерцают живые звезды и живут целые планеты, в каждом человеке есть Король, Честолюбец, Делец, Пьяница, Фонарщик. И Маленький Принц, конечно, душа, ребенок, которому должно встретить Розу, Лиса, Змею – любовь, мудрую печаль, последний выбор: уйти. Это было тем более понятно и больно, что Летчик так молод, Роза – почти ребенок, а музыка и пространство так прекрасны. В Днепропетровске пространство было организовано проще, хотя черный кабинет и две наклонные ставки, укрывавшие кукольников, использовались и там. Маленький принц был более романтическим, даже что-то героическое было в гордо откинутой золотой головке и огромных глазах куклы. Сегодняшний Принц мудрее и печальнее. Текст в первом спектакле звучал более многозначительно, афоризмы педалировались, а жителей планет играли люди-маски, выглядывавшие из домиков-шаров. В Курске в живую играет только Шмитько – Летчик и во время рассказа Маленького принца о Розе из темноты возникает юная девушка. Свет выделяет две пары: Принц и цветок – рядом на крошечной планете, Роза-девушка с цветком в руках и Летчик, разделенные темнотой. И в этот миг становилось ясно, что речь идет не только о любви Принца и Розы.

В курском спектакле сразу начинается цирковое волшебство. Когда Летчик рассказывал о своем детстве и взрослых разочарованиях, из воздуха, как по заклинанию фокусника, материализовывались его рисунки и предметы, которые он примерял на себя: цилиндр Фонарщика, бабочка Честолюбца… У кукол были абсолютно живые лица, которые высвечивались крупным планом с помощью четко направленного пучка света – в нем вспыхивали выразительные глаза, холодные или грустные, несчастные или пустые. За всех «планетарных» персонажей говорил тот же Никита Шмитько (удивительна способность молодого актера изменять голос в зависимости от характера персонажа!). Принц летал среди планет, как печальная птица (как удавалось так управлять куклой-марионеткой – чудесная загадка театра и актрисы) и говорил голосом, который мы слышим внутри себя в миг между явью и сном.

У Лиса – рыжей меховой муфты с настоящим хвостом – было скорбное человеческое лицо, подвижное и выразительное, и живая человеческая рука (единственная перчаточная кукла несла живое тепло и доброту, а актер виртуозно владеет голосом, буквально воссоединяясь со своим персонажем – браво Вадиму Козлову). Как полузанавес опускались из черноты головками вниз алые розы, живая, равнодушная материя, пока что чуждая любви, а потому не выделяющая индивидуальности.

Змея (Мария Саввина) затевала изысканный угрожающий танец, соблазняя своими изгибами, как Саломея.

Были недостатки в спектакле? Конечно. Кому-то из молодых артистов надо работать над дикцией. Кому-то – над пластикой голоса. Когда в полет пускается Лис, хотелось бы, чтобы у него были лапы, а то он теряет свою живость. Когда Летчик брал на руки Маленького принца, кукла становилась безжизненной, хотелось, чтобы она чуть-чуть пошевелила головой, вздрогнула. Но увы. В Днепропетровске Бугаеву удавалось держать куклу так, что она оставалась живой.

Но это – частности.

Когда в финале на заднем плане возникали лица жителей планет, которые, теперь уже с помощью компьютерной графики, преображались в лицо Летчика, когда звезды на заднике и над залом, кажется, теплели после рассказанной Летчиком истории, теплые слезы просились из глаз: какое счастье, что мы родились на свет, были вызваны из мрака в эту живую Вселенную. Не социальные акценты сегодня стали главными в истории про Маленького принца. А огромная благодарность за дарованную жизнь.

P.S. Постановка спектакля была осуществлена на грант СТД РФ в рамках государственной программы поддержки театра для детей и подростков под патронатом Президента России.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.