Николай Большаков: "Когда прощают, становишься лучше" (Саранск)

Выпуск № 3-183/2015, Лица

Николай Большаков: "Когда прощают, становишься лучше" (Саранск)

Народному артисту Республики Мордовия Николаю Большакову, творческая судьба которого вот уже 35 лет связана с Государственным русским драматическим театром Республики Мордовия, исполнилось 60 лет.

- Николай Павлович, как получилось, что после учебы в Ярославском театральном училище уроженец Нерехты Костромской области приехал в Саранск?

- Я не думал, что буду работать в Саранске. Тогда хотелось попасть в Ярославский академический театр драмы им. Ф. Волкова, где еще студентом мне приходилось выходить на сцену, где подрабатывал монтировщиком. Не сложилось. Приезжали представители театров из Львова, Ставрополя. Но там не было жилья, а у меня уже на третьем курсе была семья. Представился случай устроиться в Петрозаводск. На тот момент в театре главным режиссером был Отар Иванович Джангишерашвили. Он принял меня очень хорошо. После прослушивания поинтересовался, есть ли у меня еще предложения работы. Совершенно неожиданно пришла телеграмма: «Приезжай. Квартира летом. Жена будет устроена в театре», - звал меня друг и однокурсник, сегодня уже заслуженный артист РФ, народный артист Татарстана Михаил Галицкий. «Поезжай туда, куда зовут», - дал мне совет Отар Иванович. Вот я и приехал. Думал, поработаю немного, наработаю репертуар и уеду. Хотелось всех сразить своим мастерством. Но когда в Саранске увидел работу великолепных актеров и актрис, мастеров своего дела Вячеслава Акашкина, Геннадия Мелехина, Геннадия Некрасова, Зинаиду Кириллову, Виктора Ширманова, Любовь Денисову, Евдокию Федяеву и других, понял: вот где она, истинная мощь театральной провинции. Получилось так, что остался здесь на всю жизнь.

- Вы жалеете об этом?

- Ничуть. Мордовская земля меня очень дружелюбно приняла. Народ мне здесь понравился. Если уж тебе верят, то навсегда. Нужна помощь - помогут, поддержат. А если говорить о профессии, наверное, «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Возможно, и к лучшему, что у меня именно так все сложилось. Можно всю жизнь проработать в столичном театре, но ничего существенного не сыграть или сыграть мало. Здесь же количество сыгранных мною ролей давно перевалило за сотню.


Пожалуй, самые значимые работы Николая Большакова - Тевье в «Поминальной молитве» Г. Горина (режиссер В. Варецкий), Ксанф в «Эзопе» Г. Фигейредо (режиссер В. Гунин), Дэвид Мортимер в «Чисто семейном деле» Р. Куни (режиссер А. Ермолин), Дон Кихот в «Дон Кихоте» М. Булгакова (режиссер В. Шарапов), Комкор в «Ты помнишь, Алеша...» А. Дударева, Несчастливцев в «Лесе» А. Островского, Буслай в «Пороге» А. Дударева, Тартюф в «Тартюфе» Ж.Б. Мольера режиссер А. Ермолин), Васька Пепел в «На дне» М. Горького, Треплев в «Чайке» А.П. Чехова (режиссер В. Королько).


- Николай Павлович, вы все, что хотели, уже сыграли или есть еще мечта?

- Актер сыграть все физически не сможет. Мировой репертуар огромен, не хватит одной жизни, чтобы охватить все, да и зависим актер от режиссера. Многие роли, которые хотелось бы сыграть, прошли мимо. Я счастлив, что в моем репертуаре теперь есть Тевье. С удовольствием работаю в этом спектакле. А у меня это не слишком часто бывает. Все время кажется не то, не то все. А в «Поминальной молитве» считаю, что это мое, именно то, что я хотел донести. И очень надеюсь, что появится у меня такая роль, через которую я еще захочу сказать то, что еще не высказано и не раскрыто мною в самом себе.

- В марте 2006 года в Саранске проходил Международный театральный фестиваль «Соотечественники». Ваша работа в роли Андрея Буслая в спектакле «Порог» по пьесе А. Дударева получила высокую оценку театральных критиков. Впоследствии театр принял участие во многих фестивалях с этим спектаклем, его посмотрели во всех отдаленных уголках нашей республики.

- Думаю, что можно условно разделить мою творческую жизнь на этапы «до Буслая» и «после». Но не могу сказать, что «до» все было плохо, были очень интересные работы. И я отдаю должное режиссерам, которые со мной работали в этот период - заслуженному деятелю искусств РМ Виктору Федоровичу Королько и заслуженному деятелю искусств РФ и РМ, народному артисту РМ Владимиру Васильевичу Долгову. Сейчас понимаешь, как нам всем их не хватает. Как они болели за театр, за спектакли, за актеров.

- Длительное время вы работали только с главным режиссером Государственного русского драматического театра РМ, заслуженным деятелем искусств РМ Андреем Ермолиным. Можно сказать, что вы нашли своего режиссера?

- У нас с Ермолиным был очень интересный и плодотворный период, и я во многом ему благодарен. В том, что у меня появились успехи в работе - его заслуга. Нечестно было бы сказать, что я всего достиг без него, один. Но сказать, что он мой режиссер, а я его актер, вряд ли мы оба можем.

- Чем вы руководствовались, когда впервые взялись за работу в качестве режиссера?

- Это было недовольство формой спектаклей того времени. Я считал, что это старый «бабушкин журнал». Вот и пошел ломать-ломать, не понимая что крушить «до основанья, а затем...» строить - нельзя. Старики всегда немножко консерваторы, молодежь - либералы. Одни сохраняют традиции, а другие, зная систему, взламывают и добавляют, привнося в нее новое.

- Ваша первая работа как режиссера по пьесе Ф. Дюрренматта «Геркулес и Авгиевы конюшни» достаточно смелый материал для того времени.

- Эту пьесу мне дал режиссер нашего театра В.В. Долгов, он был секретарем партийной организации и ни о каком Дюрренматте в его случае речи быть не могло. Но наступило время «перестройки», когда уже можно было говорить: «Воняет в нашей стране. Просто невыносимо. Кругом навоз. И больше ничего». За мной пошли коллеги по актерскому цеху. Самостоятельно поставили первый акт. Художественный совет обалдел от такой наглости. «Ну, теперь-то можно. Ставьте». Второй акт уже включили в план.

- А желания эпатировать, может быть, даже ввергнуть в шок, не появлялось?

- Я понимаю о чем вы говорите. Я считаю, что наша профессия касается всех сокровенных чувств человека - чувства веры, любви, верности, добра. Театр предназначен воспитывать, нести добро, чтобы человек вышел из зрительного зала, ощущая себя Человеком. Театр вскрывает проблемы, а не решает их. Но каждый имеет право выбирать смотреть или не смотреть, идти или не идти на постановку. Так же, как и режиссер имеет право на высказывание своего мировоззрения. Но мои личные «заскоки» никак не должны отражаться на тех, кому я несу искусство.

- И всему этому вы учите своих студентов?

- Я преподаю сцендвижение, фехтование. Набрать курс как мастер пока не готов. Нужно будет полностью окунуться в них, быть рядом от начала и до конца. В данный момент мне пока еще сложно это сделать, я действительно много занят в театре. Важно воспитать личность. У меня были очень хорошие педагоги. В школе - Александра Григорьевна Поспешная, заслуженный учитель РСФСР, преподаватель литературы - удивительнейший человек. Ей исполнилось 95 лет. Дай Бог ей здоровья! В те времена она приучила нас мыслить, иметь свое мнение, уметь отстаивать его, не идти слепо по учебнику, самому рассуждать о произведении. В Ярославском театральном училище мои мастера - народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Валерий Сергеевич Нельский и Герман Романович Сусанин много личного времени уделяли общению, вели нас по жизни, рассказывая нам не только о позитивных сторонах профессии актера. Что это каждодневный труд, когда доказываешь свое право и работаешь, работаешь. Тратишь себя, свои жилы, все свое эмоциональное существо. Это не простая прогулка по жизни, как мне казалось в свое время. Все это я стараюсь нести в себе и донести до учеников. И всегда повторяю студентам: если можешь не идти в эту профессию, не иди. Это не я сказал, это сказано до меня.

Профессия актера - это не зарабатывание денег. Если ты идешь служить в театр, не уповай на доходы, не уповай на то, что ты будешь играть главные роли, не уповай на то, что ты будешь весь в званиях и почестях. Просто честно служи.

«Неси свой крест и веруй. И я верую и не боюсь жизни», - эти слова героини пьесы А.П. Чехова «Чайка» Нины Заречной я пожелал бы сделать эпиграфом к творческому пути всем, кто хотел бы или хочет связать свою жизнь с профессией актера.

А еще - о личном. У актера должен быть надежный тыл. Если бы у меня не было моей Люси (Людмила Березина, заслуженный работник культуры РМ, лауреат Государственных премий РМ, жена Николая Большакова. - О. К.), не было бы и меня. Это я точно знаю. Меня не было бы и физически. Иногда я делаю очень много больных вещей словами, поступками. Чтобы быть второй половинкой актера надо, говоря словами молитвы оптинских старцев: «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Когда любят прощают. А когда прощают, ты становишься лучше.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.