Александр Белинский: "И тут выхожу Я!"

Выпуск № 3-183/2015, Книжная полка

Александр Белинский: "И тут выхожу Я!"

Название этой книги действительно невольно вызывает ассоциации с бенефисом. Да это и есть бенефис. Только «окрашенный» в минорные «тона». Ведь перед нами - сборник воспоминаний.

Причем воспоминаний отнюдь не рядового толка. Потому что их герой уникален, будучи режиссером театра, кино и телевидения, сценаристом, педагогом и литератором, автором и ведущим телевизионных и радиопрограмм. Он столько раз рассказывал о других, порой, буквально из небытия возвращая своим зрителям и слушателям забытые имена, и вот теперь его коллеги и друзья решили поведать о нем - об Александре Аркадьевиче Белинском, которого за компетентность в целом ряде областей искусства они зачастую и абсолютно всерьез именовали «человеком-оркестром».

Александра Аркадьевича не стало чуть более полутора лет назад, 2 марта 2014 года, но его присутствие в российской культурной среде ощущается по сей день (поэтому, к слову «бенефис» в заголовке рецензии на книгу не хочется добавлять прилагательное «прощальный», что, впрочем, наверняка, было бы эффектно - все-таки именно так именовался художественный фильм Белинского, снятый им по мотивам пьес А.Н. Островского). Благодаря еще выходящим в свет его книгам, включая и «Записки старого сплетника», которым, вероятно, по причине популярности инициаторы выхода настоящего издания решили отвести его первую часть.

И не прогадали - перечитать «Записки...» не просто интересно, а полезно.

Особенно театроведам, театральным критикам, которые в отзывах о спектаклях, об актерских и режиссерских работах сегодня нередко отдают приоритет исключительно собственному мнению. Для Белинского же (имевшего, кстати, годичный опыт учебы на театроведческом факультете ГИТИСа, на курсе Павла Александровича Маркова) первичным всегда оставался театр, потрясшие его спектакли и артисты.

Среди них - «Чайка» А.П. Чехова в Театре имени Моссовета в постановке Юрия Завадского, с Валентиной Караваевой - Ниной Заречной и Михаилом Астанговым в роли Треплева, «Мадемуазель Нитуш» у вахтанговцев в режиссуре Рубена Симонова, с Галиной Пашковой - Денизой и Владимиром Осеневым - Флоридором, балеты с участием Галины Улановой, постановки Ленинградского Театра Миниатюр с участием Аркадия Райкина, режиссерские шедевры Георгия Товстоногова....

С Аркадием Исааковичем Райкиным Александр Белинский сотрудничал с 1949-го и перед дарованием этого артиста преклонялся всю жизнь (недаром и передачу о нем вел стоя). Георгию Александровичу Товстоногову был признателен до конца своих дней. Потому что именно Товстоногов способствовал его возвращению в «знакомый до слез» родной город на Неве, откуда после окончания режиссерского факультета Ленинградского театрального института (мастерская Бориса Вольфовича Зона) он был, по сути, изгнан партийными властями за острые, злободневные капустники, которые вместе с концертмейстером и композитором Юрием Аптекманом организовывал в Доме актера на Невском проспекте.

О Райкине, Товстоногове и обо всех своих кумирах Белинский писал восторженно, не скупясь на самые громкие эпитеты. К личным же режиссерским изысканиям относился более чем трезво, считая себя не совсем режиссером, а больше «сочинителем» - «новой роли для артиста или эксцентрического хода для эстрадного номера, либретто балета или мюзикла». Он даже умудрился проставить каждому своему созданию определенную оценку по пятибалльной системе. И список этот опубликован в приложениях к книге.

Есть здесь и полный перечень всего того, что сделал Белинский. И как же этот перечень разнообразен и огромен! Он занимает тридцать шесть страниц! Изучая его, трудно сдержать вздох восхищения, которым, кстати, справедливости ради стоит отметить, проникнуты вошедшие в книгу все высказывания об Александре Аркадьевиче тех, кому посчастливилось встретиться с ним на жизненном пути.

А это - Татьяна Пилецкая, которую судьба свела с Белинским в начале 50-х годов ХХ века, когда тот служил в Мурманске, в Театре Северного флота; Лариса Малеванная, снимавшаяся у Александра Аркадьевича лишь один раз, но запомнившая это надолго; Сергей Юрский - соратник Белинского по «капустной» и телевизионной деятельности, Олег Басилашвили, игравший у Александра Аркадьевича и в театральных, и в телевизионных постановках Владимир Васильев (в содружестве с ним Александр Белинский придумывал свои знаменитые, революционные для отечественного телевидения фильмы-балеты «Анюта», «Дом у дороги»), другие мастера экрана и сцены. А также - театральные деятели, одному из которых, Сергею Шубу, генеральному директору Театра-фестиваля «Балтийский дом» (где, к слову, Александр Аркадьевич выпустил в 2013-м свой последний спектакль - «Горе уму» по А. С. Грибоедову), принадлежит ценное наблюдение. Наблюдение, объясняющее такую искреннюю симпатию артистов к режиссеру Белинскому тем, что Александр Аркадьевич очень их любил, и только через артистов предпочитал выражать свои идеи.

А ими душа Александра Белинского, казалось, была переполнена до краев. И можно предположить, что именно руководившая всеми начинаниями Александра Аркадьевича неуемная энергия творчества помогала ему преодолевать многочисленные трагические испытания, из которых, безусловно, самым тяжелым стала гибель сына Павла.

Однако необходимо сказать, что о личных аспектах биографии Белинского близкие ему люди рассуждают так, как в своих «сплетнях» делал сам Александр Аркадьевич, то есть тактично, деликатно, что является неоспоримым достоинством новой книги, которая призвана дать нам возможность посмотреть на личность этого человека во всем ее объеме и противоречиях. И свою задачу она, без сомнения, выполняет.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.