Минусинск

Выпуск №7-117/2009, В России

Минусинск Премьера спектакля «Портрет» по повести Н.В.Гоголя стала самым обсуждаемым событием Минусинского драматического театра. Режиссер-постановщик Михаил Воронцов (очередной режиссер театра) нашел свое решение одного из самых сложных и загадочных произведений русского классика.

Спектакль полон сравнений, противопоставлений и символов. Портрет Ростовщика противопоставлен святому лику Христа. Петербургские уличные фонари, загорающиеся в такт страстным мечтаниям героев, противопоставляются церковным свечам, у которых творит молитвы монах-художник, жаждущий очищения души. За полупрозрачными стенами скрываются образы с картин или тени из иного мира.

Жанр спектакля – галерея чудес и ужасов в 2-х частях. Галерея портретов-набросков представлена средствами пластики, музыки, света и слова. Сценография Александра Кузнецова лаконична и выразительна. Картины одна за другой стремительно сменяют друг друга: будь то аукцион, картинная лавочка в Щукином дворе, каморка Чарткова или келья монаха. В спектакле, как и в повести Н.В.Гоголя, присутствуют две сюжетные линии: художника Чарткова, купившего злосчастный портрет, и художника, написавшего портрет. Первый погибает духовно и физически под влиянием тех искушений, которыми одаривает портрет своих хозяев. Второй уходит в монастырь, чтобы спасти свою и чужие души. Художник Б. (Анатолий Кузьмин) умело ведет спектакль, соединяя истории в единое целое.

Каждая роль в спектакле «Портрет» функциональна и действенна. Артем Лопатин в роли Чарткова сумел показать, как талант мстит за предательство и отворачивается от творца, если тот продал душу дьяволу. Коварного и алчного Ростовщика, чей портрет увековечил Чартков, сыграл Николай Кокконен. Им удачно поданы сцены, когда картина оживает, из нее выходит давно умерший Ростовщик.

Ростовщику противопоставлен образ прекрасной и юной Психеи - музы, преданной Чартковым и покинувшей его. Этот образ ярко пластически изображен в спектакле Ольгой Смеховой. Интересно решен образ художника А. (он же брат Григорий), которого играет Александр Израэльсон. Он проживает на сцене непростую жизнь своего героя. Всего раз вступив на путь соблазна, художник А. теряет все, видя единственное спасение в молитве и покаянии. Пройдя через испытания, он решает созданное им посредством искусства зло уничтожить. И перед зрителями появляется чудесный образ Христа…

Хочется отметить монументальную, строгую и точную работу актера Сергея Усикова, сыгравшего настоятеля монастыря. Сцены в келье монаха - одни из самых сильных и эмоциональных в спектакле.

Группа странных господ, присутствующих на аукционе, иллюстрирует рассказ художника Б., перевоплощается по ходу спектакля в героев двух историй. Аукционист (Игорь Герман), 1-й господин (Юрий Химченко), 2-й господин (Игорь Фадеев), 1-я дама (Галина Архипенкова), 2-я дама (Светлана Черкашина) – это люди-маски, люди-манекены, олицетворяющие собой человеческие страсти и пороки. Благодаря им искушение в виде загадочного портрета не уничтожено, а лишь растворилось до поры, чтобы через некоторое время возникнуть на пути другого.

Режиссер М.Воронцов тонко и умело привел художника А. от роскоши к покаянию. Тема искреннего раскаяния в совершенных грехах проходит через весь спектакль. В финале к художнику А. возвращается своей бессмертной душой жена и напоминает Деву Марию с младенцем на руках. В ту же секунду в темном углу церкви появляется Ростовщик, намекая на то, что зло неистребимо и всегда ходит рядом с нами, а то и живет где-то в нас самих.

Спектакль «Портрет» Минусинского драматического театра можно назвать удачей режиссера и актеров, которые четко расставили акценты и обозначили важную мысль Н.В. Гоголя: нельзя продавать талант даже за очень большие деньги. Дар, полученный свыше, возможно реализовать, только основываясь на любви, доброте и великодушии…

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.