Синие горы Кавказа приветствуют нас!/ Московский областной театр драмы и комедии в Пятигорске

Выпуск № 3-183/2015, Гастроли

Синие горы Кавказа приветствуют нас!/ Московский областной театр драмы и комедии в Пятигорске

Гастрольные театральные маршруты измеряются не только километрами, но впечатлениями и ощущениями от встреч и общения со зрителем и коллегами, от посещения новых мест и возможностью узнать что-то новое.

Такими уникальными во всех отношениях, подарившими творческой группе радость и от того, и от другого, были гастроли Московского областного театра драмы и комедии из Ногинска по городам Северного Кавказа - региона, который славится не только самой высокой в России и Европе горной вершиной Эльбрус, привлекающей туристов и спортсменов со всего мира, кавказскими минеральными водами, чистейшим воздухом и прекраснейшими видами, но и богатейшей культурой и огромным количеством мест, связанных с величайшими личностями в истории русской культуры и литературы: Михаилом Лермонтовым, Александром Пушкиным, Львом Толстым, Велимиром Хлебниковым, Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, декабристом Александром Одоевским и многими другими.

Но у того, кто не нашел времени на все это, обыкновенная прогулка, скажем, по Пятигорску, стала запоминающимся событием, поскольку практически каждый квадратный метр тут связан с именем Лермонтова. С высоты горы Машук, как на ладони, можно увидеть весь город и его окрестности (а 10-километровый пеший спуск - это еще одно интересное приключение), отсюда же открывается потрясающий вид на гору Бештау (в переводе - пять гор), которая и дала название городу, чуть дальше - Кисловодск, Железноводск, а если повезет с погодой - и сам величественный Эльбрус. К слову скажу, что в один из дней нам повезло увидеть его из окон гостиницы! Зрелище потрясающее. О том, где побывали и могли побывать, что увидели и что могли увидеть, сколько минеральной воды в многочисленных, на каждом шагу бюветах выпили - в следующий раз. А сейчас о гастрольном туре.

Как рассказали директор театра заслуженный работник культуры МО Юрий Педенко и главный режиссер театра Вера Анненкова, к этим гастролям театр готовился очень ответственно в течение года, поскольку это была первая поездка на Северный Кавказ за всю 85-летнюю историю театра. Велись переговоры, составлялся репертуар с учетом того, что публика в эти города приезжает со всей России отдыхать и подлечиться, определялись с актерским составом. Предусмотрели все. Конечно, пришлось играть на разных сценических площадках, которые подчас очень отличались от родной и размерами, и наличием оркестровых ям, что требовало от актеров дополнительных физических затрат, дабы быть услышанным «в последнем ряду».

В репертуарной афише было пять названий: трагикомедия Григория Горина «Поминальная молитва», комедия из мещанского быта Михайла Старицкого «За двумя зайцами», французская комедия Клода Манье «Три безумных дня в Париже», мюзикл для детей и взрослых Аркадия Хайта и Бориса Савельева «День рождения кота Леопольда» и сказочный детектив Марии Клару Машаду «Сокровище Бразилии». Одним словом, для всех возрастов и вкусов. Как результат - ежевечерне заполненные зрительные залы, цветы и надежды, что еще предоставится возможность увидеть новые спектакли этого театрального коллектива.

В Нальчике - столице Кабардино-Балкарии - гастроли проходили на сцене Государственного музыкального театра КБР, в Пятигорске - Ставропольского государственного театра оперетты. Везде встречали полными залами и провожали продолжительными аплодисментами, поскольку театр оправдал все ожидания зрителя и подарил массу положительных эмоций на своих лучших постановках последних лет.

Открылись гастроли в Нальчике трагикомедией Григория Горина «Поминальная молитва» в сценической версии Михаила Рыбака, которая уже стала визитной карточкой театра и на этот раз не оставила никого равнодушным. Ну а как можно не откликнуться душой и сердцем на эту трагическую историю, наполненную блестящим национальным юмором и житейской мудростью евреев, украинцев, русских? Народов, которые жили в деревне Анатовка вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище... И сегодня, к огромному сожалению, нам снова надо напоминать о том, что мы близки друг другу по культуре, вере, менталитету, что нужно быть терпимей друг к другу, уважать друг друга и стараться сохранить самое ценное, что может быть - человеческие отношения.

«Поминальная молитва» - это всегда по-новому рассказанная история, потому что каждый Художник (режиссер, сценограф, актер, композитор) слышит в ней свои ноты. У ногинцев - это ноты высокой октавы. Иногда звонкие и сильные, как в сцене феерического танца в трактире, иногда - приглушенные, иногда - чуть слышные, как в сцене смерти Голды (Елена Охапкина), но всегда звучащие тремоло в каждом зрительском сердце.

Спектакль крепко и красиво скроен и сшит (в отличие от изделий портного Мотла в исполнении Данила Музипова). В нем все - и сценография Андрея Троицкого и Валерия Лиховида, и костюмы Елены Пиотровской, и световое решение Николая Пыркина, и хореография Михаила Кругликова, и музыкальное оформление Юрия Пикунова и Александра Сабова - это элементы одного цельного организма, который не будет работать даже без одной составляющей. Каждая сцена буквально «дышит» бережным отношением к драматургическому материалу и, главное, к теме, которой он посвящен.

Сколоченное из досок, сценическое пространство напоминает ветхое временное жилье. Здесь живут небогатые, но добрые, уважительные, отзывчивые, счастливые своими детьми, соседями и друзьями люди. Живут трудно, но честно и по совести, а если обстоятельства или должность вынуждают совершать несправедливость, то делают это через силу и с... извинениями. А в центре - вековой дуб, древо рода человеческого, символ нашей памяти, нашего генетического рода. И когда в финале Тевье (Валерий Лиховид) в отчаянии начинает его рубить, это воспринимается не только как сиюминутное желание выплеснуть свое горе, но как попытка закончить случившуюся трагедию как можно быстрее: «Вот дуб растет. Его отец сажал, я растил... Как его с собой взять? Корни не выкопать, да и не приживется он на новом месте... Что остается? Рубить?.. Все отняли: жену, дочерей, дом, а теперь и землю... Зачем жить дереву, если нет у него листьев и ветвей?!»

Центр всего повествования, конечно же, Тевье и Голда. В них - мудрость и жизненный опыт. Валерий Лиховид и Елена Охапкина создали два уникальных в своей простоте и сложности образа, передав силу настоящей любви земной и духовной, силу безграничного горя от потери близкого человека (сцена смерти Голды), радость от того, что дали жизнь пяти «бриллиантам»-дочерям (Цейтл - Марианна Лукина, Годл - Алла Орлова, Хава - Анна Юзыч, Шпринца - София Касымова, Бейлке - Миа Севастьянова) и разочарование от невозможности увидеть их счастливыми. Чувственная палитра обоих героев насыщена и многоо́бразна. По этим ролям можно учиться воспитывать детей, развивать свое умение быть терпимым к другим, учиться вести себя в обществе... У них можно поучиться чувству юмора, умению достойно переносить жизненные испытания и искренне радоваться счастью ближнего.

Спектакль - многосюжетный, многоплановый, с большим количеством действующих лиц и интересных ролей, среди которых особый отклик у зрителя вызывает роль Менахема-Мендла в исполнении Александра Мишина. Актер играет, как дышит, этого «человека-воздух», судорожно пытающегося выбраться из нужды, доверчивого, непрактичного и в общем-то недалекого. Вот уж у кого, что ни слово - то перл, на лету расхватывающийся публикой. Чтобы выжить, он становится то сватом, то продавцом женского белья, то страховым агентом. По случаю последнего Тевье говорит: «Бедный Менахем! Нашел кого страховать от несчастных случаев. Да вся наша жизнь - один сплошной несчастный случай».

Еще одним ярким гастрольным событием стала комедия «За двумя зайцами» в постановке Валентина Варецкого.

С одной стороны, этот драматургический материал предоставляет режиссерской и актерской фантазии безграничный простор, но с другой, как же трудно избавиться от влияния ставшего уже классикой фильма с Олегом Борисовым и Маргаритой Криницыной в главных ролях. Скорее всего, совершенно сознательно режиссер-постановщик не единожды цитирует фильм 1961 года - и в музыкальных фразах, и в интонациях персонажей, да и в костюмах не обошлось без узнаваемых элементов (художник по костюмам Елена Пиотровская). Но постановочную группу ни в коем случае не обвиняем в плагиате, а наоборот - только благодарим за подзабытые ощущения от просмотра фильма Виктора Иванова.

Первое, с чем знакомится зритель, это, конечно же, оформление (сценограф Валерий Болдырев): над сценой - четыре красивейших украинских рушника, а в центре, чуть в глубине - деревянный мост, который в финале... (об этом чуть позже). И над этим всем, как будто в предрассветной дымке, плывет потрясающей красоты украинская песня «Туман яром, туман долыною», разливая в душе покой и благодать. Как вдруг в эту тихую и душевную атмосферу врывается знаменитая «Канареечка» в исполнении Свирида Петровича Голохвостого собственной персоной (Иван Подымахин) и его друзей-соратников, прогуливающихся Подолом: «В небе канареечка литае / И спивает прямо в горизонт, / А мы пидэм выпьем погуляем, / В цёму смысл жизни нашойи резон!» Вот так культура низшая убивает культуру высшую. Извечный закон, к сожалению, работающий и по сей день.

А пока перед нами сцена за сценой разворачивается комедия из мещанского быта, уже давно разобранная на цитаты, но по-прежнему с восторгом воспринимающаяся зрителем. Ну просто невозможно не улыбнуться, когда на сцене появляется «трошки страннувата» Проня (Светлана Максимова), которой для большей комичности художники добавили длинный-длинный нос, и ее горемычные, несчастные в силу своей «темности» родители (Прокоп Серко - Андрей Троицкий, Явдокия Пилиповна - Ирина Рыжакова). Дуэт потрясающий! Ведь их «темность» только в том, что не имеют образования (а таких героев на сцене практически все сто процентов), а ведь они - яркие представители украинского села с их природной доверчивостью, наивностью, простотой, бесхитростностью. Такие же, как и Секлита Лымариха (Елена Охапкина) и дочь ее Галя (Елена Пашкова). А то, что любят чарочку хильнуть, так эта любовь народа испокон веков наблюдается. Куда ж от нее деться?

Этот яркий, эмоциональный, музыкально-танцевальный, поставленный в лучших традициях украинского музыкально-драматического театра (музыкальное оформление Олега Королева, режиссер по пластике - Алишер Хасанов) спектакль в то же время «поднят» до философской темы поиска неземной и искренней любви. Постановку смело можно назвать гимном любви, а не легкой комедией о прохвосте и авантюристе. И в этом спектакле такая любовь состоялась. Между самыми комичными персонажами - Проней и Голохвостым. Финал спектакля, когда главные герои после раскрытия всех авантюр оказываются на мосту, он разводится, разделяя эти две, по-настоящему, оказывается, влюбленных друг в друга половинки.

Порадовал театр и еще одной, но на этот раз французской, комедией «Три дня в Париже» («Блэз»), поставленной Анной Шевчук по пьесе Клода Манье.

Это классическая комедия положений, когда друг друга принимают не за тех, кто есть на самом деле, оказываются не там, где нужно и в совершенно неподходящий момент. А главному герою - Блэзу (Александр Мишин) выкручивайся из этих неудобных ситуаций. Впрочем, сам же он эту кашу и заварил. А потому пришлось «вычерпывать» последствия даже не ложками, а поварешками. Сюжет, в принципе, не так уж и важен. Ведь во французской комедии что самое главное? Легкость, непринужденность, обязательно наличие романтической любви, желательно французская музыка. И всего этого в спектакле - сполна.

В подобных спектаклях одну из важнейших функций выполняет оформление. Сценограф и художник по костюмам Анастасия Глебова справилась с поставленной задачей «на пять», создав интерьер многокомнатной квартиры, надо полагать, в самом центре Парижа с видом на Эйфелеву башню, в виде крутящейся конструкции со множеством дверей. Дверей, конечно, на самом деле не так уж и много, но постоянное движение по кругу создает как раз необходимый эффект - все в этом доме запуталось до такой степени, что... И между всеми - Мари (Анна Юзыч), Женевьевой (Алла Орлова), Арианой Кларенс (Ирина Рыжакова), месье Клебером Карлье (Федор Казаков), мадам Карлье (Татьяна Иванова), Лаурой Карлье (Марина Авдеенко) и Пепитой (Марианна Лукина) - мечется в сумасшедшем темпе создатель всего этого «хаоса» Блэз.

Восемь персонажей - восемь совершенно разных по характеру и стилистике персонажей: наивная и грубая в начале, но мягкая и влюбленная в финале Мари; не очень умная, но дочь очень богатого папаши Лаура; любвеобильный, но до сих пор умело скрывающий это от жены месье Карлье; дородная мать семейства, уверенная, что все держит под контролем и в своем кулаке (особенно мужа) мадам Кларье; девица достаточно легкого поведения, манекенщица и любовница сразу двух персонажей Женевьева; сумасшедшая, супертемпераментная испанка Пепита; неуравновешенная хозяйка квартиры Ариана Кларенс и, конечно же, главный герой - симпатичный, предприимчивый (как ему кажется), умный и верткий Блэз. Вот такая компашка.

Шарма, тонкости и лиричности комедии придают волнующий голос французской певицы ZAZ и пластика Алишера Хасанова, с помощью которых были созданы красивые, образные и графически точные пластические сцены Блэза и Мари.

Самые же маленькие зрители принимали активное участие в распутывании детективной истории и поиске «Сокровищ Бразилии», а также в «разборках» кота Леопольда с извечными его «врагами», мелкими пакостниками мышками.

Сюжет спектакля «Сокровища Бразилии» - довольно запутанная история, которая разворачивается вокруг похищенных волшебных луковиц, появившихся на участке у дедушки (Михаил Руденко). Как только главные герои узнали о магических свойствах этого плода, той же ночью луковицы были похищены неизвестным. Сыщик Леон, вызвавшийся помочь, пытается обвинить верного пса Гаспара (Данил Музипов) в совершенном преступлении. Однако именно сыщик, он же бессердечный вор Хамелеон (Валерий Болдырев), оказался похитителем. Но как и во всех хороших сказках - добро побеждает зло, и настоящий вор оказывается разоблачен.

Режиссер-постановщик, сценограф и художник по костюмам Валерий Лиховид вместе с хореографом Михаилом Кругликовым, художником по свету Николаем Пыркиным и композитором Олегом Королевым в ярком театральном пространстве рассказали историю, которая могла произойти где угодно - даже в соседнем дворе. Ведь не в волшебных луковицах дело. Настоящее волшебство - это когда рядом честные, открытые и верящие в тебя люди.

Доброте, прощению и взаимовыручке учит сказка-мюзикл «День рождения кота Леопольда» по пьесе Аркадия Хайта на музыку Бориса Савельева. Признаюсь, что это одна из моих самых любимых сказок в детстве.

Конечно, в 80-х годах прошлого столетия это была совершенна другая история. Мыши разговаривали по надувному телефону, а не по мобильному, как сейчас, и ездили на входивших тогда в моду скейтах, и одеты были, как... мыши (я имею ввиду костюмы). А сегодня это три современных тинейджера в джинсах и кедах, только с нарисованными носиками и усиками, ушками на макушках и длинными хвостиками. А во всем остальном - такие же проказники и непослушники, как и большинство сидящих в зале. Они - полная противоположность спокойному, рассудительному, играющему на гитаре и безумно любящему свою бабушку коту Леопольду (Александр Фон-Рабе).

Не верьте, что современного ребенка невозможно в театре удивить. Удивляются малыши. И еще как! Но вот удержать их внимание - задача куда сложнее. Для них каждую минуту должен происходить на сцене какой-то «взрыв» - песня, танец, неожиданное превращение или же появление любимого персонажа, как, например, бабушки Леопольда Мурлыковны (Ирина Рыжакова), которая привнесла в сказку домашний уют. Зная природу детской психики, режиссер-постановщик Михаил Рыбак и режиссер Дарья Вилкова-Гончарова наполнили постановку многочисленными интерактивами, а появления персоналий в зрительном зале приводило детей в бешеный восторг - ведь можно было героя «пощупать»!

Выразительные и пластичные актрисы - исполнительницы мышек - Мария Авдеенко, Евгения Пирязева и Ксения Назарова в своих шалостях нашли много единомышленников. Не могу не заметить, что режиссеры немного «скорректировали» оригинальный сценарий и вместо двух - Серой и Белой - вывели на сцену сразу трех мышек! Ну, чтобы коту уж точно мало не показалось. Но знаменитое предложение Леопольда:«Ребята, давайте жить дружно!» - все-таки было услышано проказницами. На время, конечно.

Гастроли закончились. Отыгран последний спектакль, сказаны слова благодарности и высказаны надежды, что театр еще не единожды приедет в этот чудесный и величественный край. И сюда действительно хочется вернуться, потому что многое еще не увидели, о многом не услышали, хоть и побывали и на экскурсии по Пятигорску, и в Музее-заповеднике Михаила Лермонтова, и по Лермонтовским местам походили, и на Чегемские водопады съездили, и сделали на память огромное количество фотографий. А, как известно, чем больше видишь, тем больше еще не увиденного остается. До встречи на Кавказе?

 

Фото Алексея САВОНИНА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.