Бесконечная мелодия / III Международный фестиваль современной хореографии в Краснодаре

Выпуск № 3-183/2015, Мир музыки

Бесконечная мелодия / III Международный фестиваль современной хореографии в Краснодаре

Не успели стихнуть фанфары II фестиваля оперного искусства и Международного конкурса оперных певцов «Опера без границ», как в Музыкальном театре открылся III Международный фестиваль современной хореографии. Оба фестиваля проводятся при поддержке администрации Краснодарского края.


Опера - музыка богов

Тон фестивалю задавала его художественный руководитель и председатель жюри конкурса народная артистка России, народная артистка Украины, художественный руководитель Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия - Алания и художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева.

Своеобразную арку-обрамление фестивалю составили спектакли-легенды Музыкального театра: оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло и «Травиата» Дж. Верди, оба в постановке Алексея Степанюка. В «Паяцах» напряжение в любовном многоугольнике составил блистательный ансамбль артистов: в спектакле приняли участие солисты Мариинского театра Михаил Макаров (Канио) и Александр Никитин (Тонио, Директор театра), а также солисты Музыкального театра заслуженная артистка Кубани Гюльнара Низамова (Недда), заслуженный артист Кубани Владимир Кузнецов (Сильвио) и заслуженный артист Кубани Владислав Емелин (Беппо). Тон опере задавал выразительный оркестр Музыкального театра под управлением дирижера Владислава Карклина (Михайловский театр, Санкт-Петербург). «Травиата» (дирижер Карен Дургарян, главный дирижер Армянского национального театра оперы и балета им. А. Спендиарова) порадовала замечательным дуэтом солистов Мариинского театра Марии Баянкиной (Виолетта Валери) и Дмитрия Воропаева (Альфред Жермон). Статус оперного премьера в очередной раз подтвердил заслуженный артист Кубани Владимир Кузнецов (Жорж Жермон). В концерте «Чайковский - Гала», посвященном 175-летию гения русской музыки, принял участие Театр балета Юрия Григоровича (главный дирижер - заслуженный артист России Александр Лавренюк). В оперной части концерта, прошедшей в сопровождении оркестра Музыкального театра под управлением главного дирижера Виктора Олина, прозвучали как оперные шлягеры, так и редко идущие произведения. Опера-драма Г.Ф. Генделя «Агриппина» в исполнении солистов Мариинского театра и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия - Алания (в спектакле заняты драматические артисты Академического Русского театра им. Е. Вахтангова) ярко выразила главную мысль оперного фестиваля: опера - музыка богов.

Особая страница фестиваля - участие в Гала-концерте воспитанников Специализированной музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей, с которой «Премьеру» связывают узы дружбы лауреатов международных и всероссийских конкурсов Юлии Пивень (сопрано) и пианиста, композитора Олега Аккуратова.

На конкурс молодых оперных певцов «Опера без границ» приехали 32 молодых оперных певца из России, Украины, Армении и Грузии. По решению жюри первой премии и звания Лауреата удостоены Светлана Москаленко (Санкт-Петербург, Россия) и Наталья Павлова (Москва, Россия). Вторую премию и звание Лауреата разделили Диана Нурмухаметова (Уфа, Россия) и Юлия Сулейманова (Херсон, Украина). Третья премия и звание Лауреата достались Дмитрию Гарбовскому (Харьков, Украина) и Геворгу Григоряну (Владикавказ, Россия). Звание Дипломанта присудили Эмилии Аблаевой (Симферополь, Россия), Екатерине Латышевой (Санкт-Петербург, Россия), Мери Мовсисян (Ереван, Армения), Татьяне Старковой (Пермь, Россия), Марии Соловьевой (Севастополь, Россия). Главное событие конкурса - присуждение Гран-при Илье Селиванову из Санкт-Петербурга. Илья участвует в конкурсе молодых оперных певцов «Опера без границ» второй раз. Год, проведенный после конкурса, для певца был чрезвычайно плодотворным. На сцене Мариинского театра он исполнил семь (!) ведущих партий. Илья Селиванов - потомственный музыкант, коренной петербуржец. В 2007 году окончил с отличием Хоровое училище имени М.И. Глинки. В 2012-м окончил дирижерско-хоровой факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, в 2013-м - вокальный факультет (класс профессора Ю.М. Марусина). Лауреат Международного конкурса оперных певцов имени М.Д. Михайлова (Калуга, 2013), лауреат VI Всероссийского фестиваля-конкурса молодых вокалистов им. Обуховой (I премия, Липецк, 2014). Тем не менее за Гран-при музыкант приехал в Краснодар. Обладатель тенора яркого теплого тембра, Илья покорил зрителей и жюри исполнением арии Лориса из оперы У. Джордано «Федора» и двух песен Левко из «Майской ночи» Н.А. Римского-Корсакова, продемонстрировав высокую вокальную культуру, а также удивительные музыкальность, артистизм и естественность. В Гала-концерте он блистательно исполнил арию Ленского из «Евгения Онегина».

У Ларисы Гергиевой и Татьяны Гатовой - генерального директора и художественного руководителя Творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова - много совместных оперных планов. В том, что у конкурса и у Краснодара большое оперное будущее, Лариса Абисаловна нисколько не сомневается.



Мы любим Раду и балет

Программу III фестиваля современной хореографии составили спектакли авторского театра Раду Поклитару «Киев модерн-балет» и главное событие текущего сезона Музыкального театра - балет «Анна Каренина» по роману Л.Н. Толстого, хореография заслуженного деятеля искусств Кубани Александра Мацко.

Спустя полгода после премьеры балета, билеты на «Анну Каренину» раскупаются за два месяца до спектакля. Глубокое уважение к тексту великого русского романа, его яркое театральное воплощение, умение выращивать крупную форму, не теряя внимания к деталям - балет Александра Мацко (а именно по его инициативе возник фестиваль современной хореографии, художественным руководителем которого он является) полюбился и профессионалам, и простым зрителям.

Краснодарские поклонники современной хореографии, а их в городе немало, с нетерпением ждали встречи с известным хореографом Раду Поклитару и его потрясающей труппой. Балеты Поклитару «Дождь» и «Болеро», показанные на I фестивале, произвели на зрителей глубокое впечатление. Приезд Раду Поклитару и его театра был для нас больше, чем просто показ фестивальных спектаклей. Хореограф сделал то, чего от него все подсознательно ждали: очистил слово «Киев» от политической конъюнктуры и вернул его в лоно настоящего искусства.

С творческим объединением «Премьера» им. Л. Гатова Раду Витальевича связывает работа над постановкой открытия Олимпиады-2014, в которой принимал участие Театр балета Юрия Григоровича. Солисты балетной труппы Музыкального театра ездили в Витебск на ХХVI фестиваль современной хореографии, художественным руководителем которого хореограф является. У Поклитару и «Премьеры» есть и совместные планы будущих постановок, говорить о которых пока было бы преждевременно.

В этом году Поклитару привез в Краснодар три балета: две премьеры 2014 года: «Женщины в ре миноре» на музыку Первого концерта для клавира с оркестром ре минор И.С. Баха, «Долгий рождественский обед» на музыку Антонио Вивальди и спектакль, с которого в 2006-м начинался театр «Киев модерн-балет» - «Кармен.TV» на музыку Ж. Бизе. К Кармен великий ревизионист театральных мифов Поклитару относится без иллюзий. Он бросает героиню в глубины ада, делая ее воплощением первозданного вечноживого зла. Микаэла становится у него потребителем телевизионных сериалов. В поединке Эскамильо и быка побеждает... бык. Кармен вешается на собственной косынке...

Эффект Раду в том, что его постановки имеют точный адрес. Его зрители похожи на самого хореографа - современные, лишенные иллюзий люди, склонные подвергать сомнению признанные истины. Театр Поклитару жесток, насмешлив и безжалостен. Он дает пищу для ума, но не оставляет места для сантиментов.

Что ж, какие времена, таков и театр.

 

 

Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.