Королёв. "Где добро, где зло - попробуй разберись"

Выпуск №4-184/2015, В России

Королёв. "Где добро, где зло - попробуй разберись"

Впервые к пьесе «Печать Каина» современного драматурга Алексея Плохова режиссер Андрей Крючков обратился двенадцать лет назад. Тогда постановка московского Центра экспериментальной современной драматургии «Теория неба» принесла авторам победу на фестивале эксперт-спектаклей «ЛИТ-2003», с успехом шла на различных театральных площадках. И вот, будучи уже главным режиссером Королевского драматического театра, Андрей Александрович решил вернуться к этой мистической драме. Другие актеры и сцена, но тот же дерзкий, современный, необычный для обывателя, трагический и глубоко философский взгляд на библейские события.

«Это очень интересная история, нашедшая свое отражение в основных религиях, - отметил драматург Алексей Плохов. - Многие российские и зарубежные авторы задавались вопросом, почему же Каин убил Авеля, только ли зависть всему виной. Когда я стал раздумывать над этим мифом, мне захотелось воплотить его на сцене. Спасибо Леониду Андрееву и его «Рассказу о семи повешенных», благодаря которому я понял, как это сделать». От Андреева пьесе «Печать Каина» достались по наследству место действия - тюрьма и ситуация, в которой оказывается главный герой, - близость смерти, а вот от Библии остались лишь имена братьев и случившаяся трагедия. В остальном произведение является антиподом Ветхого Завета: попав в современные реалии, Каин стал добрым, наивным, честным доктором, спасшим множество человеческих жизней; а Авель - беспринципным дельцом, обокравшим весь город.

Новый спектакль «Печать Каина» Королевского драматического театра, идущий на сцене Центрального Дворца культуры имени М.И. Калинина, - сугубо камерный, раскрывающий внутренний мир человека, стоящего на пороге смерти, и его сложные душевные переживания. Минимум декораций и реквизита; простые костюмы, в которых легко угадывается сущность персонажей (художник по костюмам Наталия Казакова); музыкальное оформление (неоклассический дарквейв) создают некое загадочное пространство между реальностью и иллюзорностью, в котором по задумке режиссера происходит переосмысление истин и мифа, принимаемого нами как данность.

На сцене - четыре артиста, и у каждого роль сложная, неоднозначная, объемная. К примеру, Каин в исполнении Ивана Савченко, на долю которого выпало быть палачом и жертвой одновременно, в начале спектакля кажется совершенно безвольным, слабым морально и физически, раздавленным горем и содеянным преступлением. Но в этом внутреннем послушании, тихом принятии своей незавидной участи кроется огромная сила духа. Повергнув себя в бездну страданий убийством брата, Каин тем не менее не утратил своих убеждений. Он, как раскаявшийся на кресте разбойник, смог избежать геенны огненной, чего нельзя сказать об умерщвленном им брате.

Авель в исполнении Андрея Брагуцы, несомненно, смотрится ярче и харизматичнее одетого в робу смиренного доктора Каина. Будучи прирожденным бизнесменом, он ведет себя раскованно, говорит иронично и остроумно, хитро расставляя сети против брата. Но его напускной лоск, подчеркнутый шикарным костюмом, скрывает фальшь, безнравственность, глупую самоуверенность, позволившую ему согласиться на сделку с дьяволом, сыграть которого выпало Николаю Ларину. В первой части спектакля он предстает перед зрителями в образе озлобленного надзирателя, всячески унижающего Каина и жестоко избивающего его. А дальнейшая метаморфоза, преображающая героя Николая Ларина из простого негодяя в искусителя человечества, происходит по замыслу режиссера Андрея Крючкова не за счет появления пресловутых рогов или хвоста, а посредством обычного яблока, которое смачно ест надзиратель, тем самым отсылая публику к первородному греху. Черствого и расчетливого сатану, постоянно совершающего фаустовские сделки, сложно оправдать. Однако Николаю Ларину удалось создать весьма «сбалансированного» дьявола: симпатичного и страшного одновременно.

Четвертая роль в спектакле «Печать Каина» досталась заслуженному артисту России Александру Крючкову. Его комендант олицетворяет собой народ, митингующий у стен тюрьмы и требующий освобождения Каина. Он искренне сочувствует доктору, считая, что по закону совести тот прав и сделал благое дело для города, но при этом ничего не может изменить. В своей покорности обстоятельствам, молчаливом страдании, которое может расцениваться как согласие, герой Александра Крючкова напоминает любого из обывателей, из-за чьего попустительства в мире происходит столько несправедливости.

Королевский драматический театр славится постановками, интересными людям, ищущим ответы на вечные вопросы. И пополнивший репертуар новый спектакль «Печать Каина» тоже дает богатую почву для размышлений. Хотя главный режиссер КДТ Андрей Крючков полностью оправдывает Каина, делая из него победителя и героя, принесшего себя в жертву ради того, чтобы сделать наш мир лучше, зритель после просмотра остается перед серьезным внутренним выбором: за кого он - за Авеля или за Каина, стоит ли брать на себя чужие грехи и имеют ли люди право судить друг друга.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.