Нюрба

Выпуск №7-117/2009, В России

Нюрба В Якутии, занимающей огромную территорию, в отдаленности друг от друга, но в тесной творческой и дружеской взаимосвязи работают пять драматических театров. Один из них – Нюрбинский – 44-й год «вещим языком» искусства учит любви и добру своих сограждан. Имя художественного руководителя театра Юрия Макарова стало известно в театральных кругах России в начале 90-х. Тогда его спектакли «Богом забытая земля», «В стране Уот Дьулустана», «Красный Шаман» и другие стали сенсацией не только на родине, но и за пределами республики. Многим он кажется непонятным. Если спросить о его возрасте, он может запутаться. Нет, он отнюдь не стар и не чувствует себя таковым. Просто ему иногда кажется, что живет он в этом мире давным-давно. А иногда – что жил когда-то, не сейчас. Бывает, ему кажется, что время остановилось навеки, а порой, наоборот, мчится с бешеной скоростью, так что не успеваешь за собственной мыслью. На крохотной сцене Нюрбинского государственного драматического театра по его замыслу рождаются спектакли большого масштаба, возвеличивающие человека. Наряду с новыми постановками, чтобы ввести молодых актеров в многогранный мир Макарова, театр в этом году восстановил его ранние работы. Любое произведение в постановке Юрия Макарова всегда неожиданно. Таков спектакль «Богом забытая земля», имевший десять лет назад невообразимый успех во Франции, Польше, в разных регионах огромной России. На первый взгляд, пьеса известного якутского драматурга Семена Ермолаева рассказывает просто о жизни заключенных. В заточении, в этой богом забытой стране, где скорбные дни устало топчутся на месте, у людей нет лиц. В памяти безликих людей остались лишь обрывки прежней жизни, которые уже не радуют их, напротив, вызывают чувство зависти к себе прежнему, ставшему таким чужим, что заключенные злятся на каждое проявление человеческого лица. Бесчувственные тени, они не испытывают тяги к общению. Кажется, так будет продолжаться вечно… Но чуткий зритель может ощутить, что молчание полно неизъяснимой силы душевных переживаний. Оно подобно предгрозовому затишью.

Заполняющий сцену, завораживающий своей таинственностью черный цвет направляет внутренний взгляд зрителя вглубь, в бесконечность, напоминая о неизмеримости человеческого духа, держит зрителя в напряжении, подготавливая предстоящие события.

В спектакле почти нет слов – столь сильные переживания невозможно облечь ни в какие слова. Но и без слов артисты накаляют зал, энергия их игры передается зрителю. Спектакль «Богом забытая земля» впервые был поставлен в 93-м. С тех пор выросло иное поколение зрителей, у которых свое видение мира. Как новый зритель воспримет этот спектакль?.. А в глазах очевидца давней премьеры спектакль приобрел новое звучание. По прошествии 16 лет он воспринимается как гимн свободе человеческого духа. Выходя из театра, зритель задается мыслью: нашли ли герои драмы свою свободу? И где она, эта свобода, которую ищут во все времена? Может, она внутри нас?.. Истинное произведение искусства с каждым повтором должно зарождать новые мысли. Нестареющий спектакль Макарова – тому подтверждение.

В этой связи уместно вспомнить и про другую постановку Юрия Макарова, сыгравшую не последнюю роль в утверждении его как мастера. Премьера нашумевшего в России спектакля «В стране Уот Дьулустана» состоялась на сцене Нюрбинского театра 19 лет назад. Тогда пораженный увиденным зритель не смог осмыслить некоторые сцены, рожденные воображением режиссера. Действо начинается с извечного таинства рождения человека. Запутавшаяся в сетях безрадостного существования жизнелюбивая Ырыачай до изнеможения бьется, словно мотылек в паутине, в затянувшихся родах. Наконец, сердобольная бабка Фекла принимает младенца, нарекает Ньукусом, показывает его миру, и ошеломленный зал видит… щенка. Означает ли это, что бедную женщину поджидает горькая доля незрячего и новорожденному не избежать участи собаки-поводыря?..

У сострадательного зрителя сердце щемит от жалости к малышу и бедняжке Ырыачай, ослепшей разумом, заглядывающей в каждую щелочку в поисках новорожденного, не понимающей, что тот уже подрос и находится рядом, заботясь о ней. Следящего за происходящим на сцене невольно посещает мысль, что душа покинула молодую женщину, оберегая ее от предстоящих страданий…

Маленькое оконце на сцене символизирует ограниченный мирок, в котором извечно теснятся герои драмы, не знающие иной жизни. А мальчику олонхосут (сказитель) Охонон открывает окно в большой мир, пробуждая в нем, родившемся в неволе, внутреннюю свободу. Ньукус, как и богатырь Уот Дьулустан, воспеваемый в олонхо, полон решимости спасти свою мать от всех несчастий Срединной земли.

Красный свет, пробивающийся из-под сцены, – как вход в преисподнюю человеческих пороков. Это впечатление усиливается доносящимися оттуда звуками, напугавшими чуткого сердцем мальчика. Он понимает, что его больную мать обижают, и это несравнимо с изведанными ранее унижениями. Маленький мальчик с большим сердцем, сам того не осознавая, знает цену человеческому достоинству… Отныне гордый Ньукус не желает мириться с безжалостной судьбой, по чьей злой насмешке его отцом оказался человек, которого он считает единственным источником своих бед.

Время, отведенное спектаклю, не дает возможности воспроизвести все моменты повести. Это и не обязательно. Но в постановках Макарова всегда выражена незримая, скрытая за строками, интуитивно угадываемая идея литературного произведения. Так и в «Уот Дьулустане» драматизм ситуации не ослабевает ни на минуту, сила эмоционального воздействия в отдельных сценах доходит до невероятной высоты.

Талантливое произведение открывает свои глубины талантливым. Юрий Макаров пока, наверно, единственный, кто в творчестве якутской писательницы Валентины Гаврильевой нашел тайные сокровища. Прошло 35 лет со времени написания «Уот Дьулустан», а режиссер не перестает восхищаться ею. В постановке на первый план выходят морально-нравственные аспекты произведения. Спектакль затрагивает ставшую в наши дни весьма актуальной тему детей и родителей. Таково свойство настоящей литературы – открывать возможности для реализации воображения постановщика. По воле режиссера зритель видит мальчика в финальной сцене поборником обездоленных, богатырем Уот Дьулустаном и уходит со спектакля с легким сердцем, поверив в благополучное будущее отважного героя, ради счастья матери готового на любые испытания.

В творчестве Ю.Макарова человек в любой ситуации стремится сохранить свое «Я». Его постановки – это слияние искусства и философских откровений. Режиссер умеет в частном, обыденном усмотреть общечеловеческие, вечные ценности и мастерски преподнести это зрителю побуждающим к размышлению «вещим языком» искусства.

Одной из первых таких его постановок стал спектакль «Красный Шаман» по песне-олонхо выдающегося якутского поэта Платона Алексеевича Ойунского. Ю.Макаров всегда считал, что поэт такого уровня не мог ограничиться преходящим и отказаться от вечного, от того, что волнует человечество во все времена. Служителю искусства, отличающему истинные ценности от пафоса недолговечного явления, тайна, сокрытая в данной мистической поэме, приоткрыла свою завесу. Он понял, что речь здесь идет вовсе не об Октябрьской революции, не о классовом разрушении и не о канувшем веке, а о спасении всего человечества от собственной злости, корысти, лжи, лицемерия и других пороков. И герой спектакля Макарова, Красный Шаман, видит свой долг в том, чтобы помогать людям в поиске вечных ценностей, в попытке освободиться от гнета самоуничижения, от покорности злу: «Бессмертный огонь разума разбудить, / Вещим языком научить говорить, / Всемогущий дух творенья вдохновить».

В интерпретации режиссера Оруос Баайа – не традиционный угнетатель бедных, а олицетворение Зла, испокон веков угнездившегося в темных закоулках человеческой души. Во все времена существуют люди, поклоняющиеся Злу, из-за чьего угоднического прислуживания оно и процветает. Их в спектакле олицетворяет шаман Лис. Зло многолико, хитроумно, могущественно, влиятельно, нередко выступает под личиной добра, как и Оруос Баай.

Макаров считает, что пером якутского поэта водил Высший Разум. «Только избранника высших сил, обеспокоенного благополучием всего человечества, могут озарить такие глобальные идеи», – говорит Юрий Алексеевич.

По окончании спектакля чуткому зрителю становится ясно, что Красный Шаман предупреждал людей о грозящей глобальной катастрофе, когда сама Матушка Земля содрогнется, «исходя слезой кровавой». Всеобщая бездуховность – это ли не катастрофа?! Но жив сегодня на театральной сцене Красный Шаман, который верит в наступление эпохи Справедливости и Разума. Посредник между искусством и зрителем – режиссер Ю.Макаров верит в возможность наступления всеобщей гармонии без уничтожения друг друга и убеждает в этом своих зрителей. Его Красный Шаман тоже верит в человека и любит его:

Горе мыкавший двуногий
Возродит веру и любовь,
Установит мир на земле,
Жизнь станет благодатной…
…Человек истинно велик,
Сам человек – истинный бог…

По словам Мудреца, когда человек прислушается к своему Разуму и освободится от кабалы пороков, нечистых помыслов, «возродит веру» в свое духовное начало и возлюбит себя, конечно же, «жизнь станет благодатной». «Вещим языком» искусства об этом нам поведал якутский режиссер Юрий Макаров.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.