Оренбург. "Если бы я не была актрисою..."

Выпуск №4-184/2015, В России

Оренбург. "Если бы я не была актрисою..."

Оренбургскому областному театру кукол исполнилось 80 лет. В октябре театр отпраздновал эту славную дату вместе с друзьями. Юбилейный спектакль-концерт так и назывался «Встреча друзей». В этот вечер артисты, вышедшие на подмостки с героями полюбившихся спектаклей, вспоминали историю своего театра. А вспомнить было что: у доброго дедушки-сказочника бурная биография.

На заре туманной юности долгое время скитался, не имея своего угла, на гастроли ездил на быках, не располагая другим транспортом. Большим испытанием стали для театра годы Великой Отечественной войны: семь человек ушли на фронт. В труппе оставалось всего четыре артиста. Осенью 1943 года коллектив выехал на гастроли в освобожденную от фашистских захватчиков Воронежскую область. До Воронежа добирались десять дней в переполненных вагонах-теплушках. Город лежал в руинах. Транспорт не работал. Декорации и ширму перевозили, где на салазках, где на тачке. Жили в уцелевшем от бомбежек подвале. Играли в землянках, палатках, медсанбатах, во дворах госпиталей. Однажды зрительным залом стала прачечная. Чкаловских артистов так полюбили, что спектакль «Неумирающий Антон» прозвали «Бессмертный Антон». Ведь его посмотрели без малого 50 тысяч зрителей. Кто же они? Взрослые, которые восстанавливали город после разрухи.

В 1944 году давали представления на передовой - в войсках действующей армии Карельского фронта, играя в день по три-четыре спектакля. И знаете, какой постановкой подбадривали бойцов перед боем или после? Сказкой «По щучьему велению», напоминавшей о родном доме, о мирной жизни... За работу на фронте семь членов творческого коллектива награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Что и говорить, работать здесь всегда умели. Театр и открылся-то летом, когда у артистов принято отдыхать. И первый спектакль был не про какую-нибудь фею или принцессу, а про Ивашку-батрачонка. Представление состоялось 18 июля 1935 года на эстрадной площадке детского парка имени Кирова (ныне - парк имени Перовского).

А какие люди стояли у истоков! Одной из первых его актрис была Людмила Ведерникова - солистка Мариинского театра, исполнительница ведущих оперных партий, партнерша Федора Шаляпина в «Борисе Годунове». Музыкальным оформлением спектаклей занималась дочь выдающегося ученого, исследователя озера Байкал, Каспийского и Белого морей пианистка Мария Дриженко, которая лихо аккомпанировала еще и на гармошке, и на баяне. Тоже, кстати, петербурженка. Уроженкой Северной столицы была и одна из первых главных режиссеров Мария Саввина, начинавшая свой путь со сцены Ленинградского театра имени Пушкина. Даже куклы для первых спектаклей изготавливались в городе на Неве. Вот какие тесные, прямо-таки родственные связи имеет оренбургский театр кукол с петербургской культурой. Искусствовед Екатерина Шарапова, написавшая книгу об истории театра, подтверждает: зачинателей театра кукол в Оренбурге можно считать наследниками петербургской театральной школы по прямой линии.

За свою историю театр знавал разные времена. Но все, кто с нею знаком, золотым веком считают 60-е годы, когда театр возглавил один из ведущих режиссеров страны народный артист РСФСР Роман Ренц. Тут и первые гастроли в Москве, и первая зарубежная поездка, и первое лауреатство на международном фестивале в Венгрии, и коллективное вступление в члены УНИМА - Международного Союза Кукольников, и всероссийские семинары-лаборатории режиссеров театров кукол и драматургов, пишущих для театров кукол, которые проводились на базе театра. Но, пожалуй, самым главным событием той эпохи стало открытие студии при театре, сделавшей три выпуска. И это в то время, когда кукловодов готовили исключительно в Москве! До этого в труппе не было ни одного профессионального кукольника. Все, чего достиг Ренц, он достиг, по сути, с самодеятельными артистами. Ученичество - великое дело! Он сам, ученик народного артиста СССР Сергея Образцова, с благодарностью вспоминал учителя. О нем самом с огромной любовью вспоминали и вспоминают его ученики, долгие годы составлявшие костяк труппы, - заслуженные артисты России Любовь Милохина, Наталья Зайцева, Александр Салманов, Павел Ананьев, артистки Наталья Титова, Полина Шумилкина. Роман Борисович не просто ставил выдающиеся спектакли, он строил театр-дом.

Поверьте, слово «выдающиеся» сказано отнюдь не в порыве чувств. А как иначе назвать, например, спектакль «Маленький принц» по повести Антуана де Сент Экзюпери, ставший, по сути, «Чайкой» Оренбургского театра кукол? Поставленный на оренбургских подмостках (кстати, это была первая инсценировка «Маленького принца» в истории театра кукол), он стал событием культурной жизни страны. В нынешнем году постановке исполняется ровно полвека. К этой дате был приурочен Первый Международный фестиваль спектаклей театров кукол для молодежи и взрослых, на который приезжали коллективы из Англии, Польши, Белоруссии, Казахстана, Израиля, из Мытищ, Перми, Рязани, Челябинска, Краснодара, Ульяновска. А каких авторов привезли участники театрального праздника! Чехов, Гоголь, Пушкин, Дюрренматт, Стриндберг, Шергин - чем не компания для Экзюпери?

Премьера «Маленького принца» тоже была особенной. Первый спектакль был сыгран для профессиональной публики. В Оренбурге как раз проходила творческая лаборатория под руководством Сергея Образцова, в которой принимали участие режиссеры и художники театров кукол из Свердловска, Горького, Омска, Барнаула, Краснодара, Тулы, Калинина. Приехали еще и слушатели Высших режиссерских курсов при ГИТИСе. Присутствовал председатель Министерства культуры РСФСР. В общем, уровень - выше некуда. Спектакль был встречен на «ура». Вот что сказал Сергей Образцов после премьеры: «Я должен вам признаться, я не верил, что можно поставить «Маленького принца». Мне казалось, что это получится слюняво, что эта философия слишком декадентская, что взрослые на это не пойдут... Зрители это смотрели, были взволнованы. Почему это так произошло? Потому что, по-видимому, люди затосковали по поводу каких-то простых вещей. О том, что нужно быть добрым. Просто кого-то любить. И без этого жизнь не в жизнь! Если человек никого не любит, если ему никто не друг, если он не приручил к себе другое живое существо. Потому что всякие достижения нужны человеку не для того, чтобы он был сыт, а для того, чтобы он был счастлив. Вот о такой правде сердечный этот спектакль».

Роль Маленького принца очень талантливо, «грациозно-необычно» сыграла Ирина Маленкова. А роль Летчика - Виктор Жидков. Поначалу Летчика играл сам Ренц. Но вскоре отказался: почувствовал, что Жидков сильнее. Дуэт Ирины Маленковой и Виктора Жидкова получился замечательный. Неудивительно, что в скором времени он превратился в семейный. Трудно было найти двух более непохожих друг на друга людей. В отличие от мужа, Маленкова была непосредственная, доверчивая, лучезарная. Вот и его, колючего и ершистого, сумела приручить. Как Маленький принц. Для того чтобы приручить, как известно, надо запастись терпением. Помните, что говорил Лис Маленькому принцу? «Сперва сядь вон там, поодаль... Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе».

У них было много дней - 33 года. А потом ее не стало. «Маленький принц улетел на свою планету...». Он очень тосковал по ней. Когда бывало особенно тоскливо, вспоминал лирический монолог из «Маленького принца»: «По четвергам охотники танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали, когда придется, все дни были бы одинаковы...». Согласитесь, не каждый спектакль проходит красной нитью через жизнь театра. А уж тем более через личную жизнь артистов.

Будучи живым организмом, театр развивается. И развивается по каким-то своим, только ему ведомым законам. Оренбургский театр кукол развивается как-то в полоску. Как там у Левитанского? «Жизнь моя, кинематограф - черно-белое кино»... Вот и у театра то белая полоса, то черная. Как правило, каждая «полоска» растягивается на десятилетие. Вот было десять замечательных лет при Ренце. Потом столько же ничем не примечательных после него. Затем вновь наступило хорошее десятилетие, когда театром руководил Владимир Флейшер. Достойный репертуар, зарубежные поездки, работа с режиссерами крепкой школы, пристройка нового фойе и малого зала. Все это было при директоре Владимире Натановиче, Фонтановиче, НаТанковиче, как любовно называли артисты своего директора, возглавляющего ныне легендарный Театр на Таганке, ценя его бурлящую инициативу и предприимчивость.

Чтобы понять масштаб его деятельности, достаточно послушать хотя бы историю об улетевшей кукле, рассказанную им самим.

- Не могу сейчас вспомнить, в каком это было году, но явно в прошлом веке. У режиссера Михаила Хусида возникла идея сделать спектакль на стадионе. Мы договорились с КамАЗом, чтобы они изготовили на базе их автомобилей платформы, на которых могли бы работать актеры, управляя огромными куклами-монстрами. Было принято решение ставить «Волшебную лампу Аладдина». Первую - центровую куклу Аладдина я поехал заказывать в Подмосковье на завод аэростатов. Конструкторы, восприняв эту работу как творческую, дневали и ночевали в цехах. Кукла была огромная - с трехкомнатную квартиру. Я привез ее в Оренбург в рюкзаке, который весил 50 килограммов. Но возник очередной дефолт, и проект рухнул. А кукла осталась. И мы использовали ее однажды на открытии сезона. Привязали, накачали гелием. А тут резкий порыв оренбургского степного ветра. Трос не выдерживает, и наша кукла улетает. Проект не состоялся. Он мог стать уникальным. Это безусловно. Но, видимо, Аладдин улетел потому, что понимал - этот проект не может быть реализован. Но прошу заметить: я один идеи не придумывал. Театр - это коллективное творчество. (Смеется.) Поэтому не стану брать на себя ответственность за все, что тут было.

После Флейшера опять наступило безвременье, завершившееся с приходом директора Александра Паина, много сделавшего для театра, и режиссера заслуженного артиста России Вадима Смирнова, оказавшегося счастливой находкой для оренбургских кукольников. Актерское образование Вадим Смирнов получил в Нижегородском театральном училище, режиссерское - в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (опять Санкт-Петербург!). Ему всегда было интересно как актеру работать над ролью - создавать образ. А как режиссеру оказалось еще интереснее - создавать целый мир. Став режиссером, Вадим не захотел расставаться с актерской профессией. Говорит, приятно выходить на сцену - чувствуешь себя легко, молодо, весело. В Оренбургском театре, где он уже девять сезонов, ему удается счастливо существовать в этих двух ипостасях, получая губернаторские премии и за актерскую, и за режиссерскую работу. Ему нравится работать в Оренбургском театре.

- Я нисколько не жалею, что приехал в Оренбург, - признается он. - Нравятся добрые, человечные взаимоотношения в театре. Здесь все единомышленники, а это располагает к творчеству.

С его появлением у артистов, стосковавшихся по настоящей работе за 15 лет безрежиссерья, будто открылось второе дыхание. Им нравится его манера работать, не навязывая, а предлагая свое видение. То, что режиссер не загоняет актера в жанр, а предоставляет возможность «покопошиться» в роли. Благодаря этому стопроцентному единению актера и режиссера и получаются такие яркие спектакли, как «Тень» Евгения Шварца, «Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, «Али-Баба и сорок разбойников» Вениамина Смехова, «Генералы в юбках» Жана Ануя. После показа «Женитьбы Бальзаминова» в Москве на международном фестивале классик «кукольного» искусства Виктор Шрайман вынес вердикт, сказав, что режиссер Вадим Смирнов вернул кукле величие.

А ветеран театра артист Виктор Логинов растроганно сказал после просмотра спектакля: «Я сегодня будто вернулся в лучшие времена». А он как раз из тех, кто знавал эти времена. Это ему принадлежит замечательное воспоминание о нашумевшем в свое время спектакле «Божественная комедия», где он сыграл самого Господа Бога. «До сегодняшнего дня не забуду окончания этого спектакля. На поклон к зрителям выходят херувимы, ангелы, Адам, Ева. Зрители бурно аплодируют. Последним выходил я. Весь зал встает с овациями: «Слава Богу! Слава Богу!», мои сивые волосы поднимались дыбом. Так я и шел до самого дома. Вот так я понял, что такое профессия актера».

Много лет назад, начав водить своих детей в театр кукол, я познакомилась и с театральным закулисьем. И задалась целью написать о каждом артисте. Буквально в алфавитном порядке. Меня поражало и их виртуозное владение куклой, и их трудолюбие, и веселый нрав. Однажды мы рассуждали о том, почему артисты театра кукол выходят на пенсию так же рано, как артисты балета. Они рассказывали о том, что приходится подолгу держать руки кверху. Из-за этого у них одно плечо выше другого. И зрение падает из-за света софит, бьющего в глаза. «А еще у нас раньше, чем у других, выпадают волосы», - пожаловался Дмитрий Чернов. «А это еще почему?» «Потому что голову все время запрокидываем». И все покатились со смеху.

Но больше всего меня покоряет их безграничная любовь к профессии. «Если бы я не была актрисою, то стала бы театральной кулисою...», - написала одна артистка, предельно четко сформулировав отношение к любимому делу.

На вопрос, хочется ли играть главные роли, причем, хорошо сделанные, заслуженная артистка России Любовь Милохина ответила так: «Чтобы хорошо сделанные, - хочется. Много лет назад в спектакле «Урфин Джюс» мне дали роль последней мышки. За королевой мышей шла, пританцовывая, вереница мышек и пела: «Ночь настала, ночь настала, но луна еще не светит». Больше никаких слов не было. Я хотела, чтобы моя мышка отличалась от других, и придумала, что она боится кошку. Правда, для этого мне пришлось выйти из контекста танца. Потом все говорили: "Ой, какая последняя мышка!"»

И это Люба Милохина, которая могла бы украсить сцену любого столичного театра! Любого! Не только кукол. Той же Московской оперетты. Потомственная актриса, дочь артистов Оренбургского театра музыкальной комедии (кстати, и бабушка ее была актрисой, очень любила пасьянс и играла в карты с Куприным и Маяковским. Но это так, к слову), она прекрасно поет, танцует, обладая при этом артистическим обаянием, яркой внешностью, харизмой, умением поймать кураж. В общем, полный джентльменский набор, необходимый для звезды. Но у нее никогда не было головокружения от успеха. И потому она ничуть не жалеет, что всю жизнь проработала в Оренбургском театре, который всегда был для нее домом.

Из этой же семьи был и заслуженный артист России Александр Салманов. Он тоже не стремился в столицу. Наоборот, она стремилась к нему. За всю историю Оренбурга ни один артист ни одного театра ни разу не удостаивался бенефиса в Москве. Впрочем, из других провинциальных городов - тоже довольно редко. А к 50-летию Салманова на имя оренбургского губернатора пришло письмо от выдающейся балерины XX века народной артистки СССР Ольги Лепешинской с просьбой о содействии в проведении бенефиса «ведущего артиста России» на сцене знаменитого Центрального Дома работников искусств. Здесь бывали Владимир Немирович-Данченко, Алиса Коонен, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров. Здесь можно было встретить Константина Паустовского, Илью Эренбурга. На вечерах в ЦДРИ выступали Аркадий Райкин, Лидия Русланова, Леонид Утесов. Здесь Станиславский заразительно смеялся над «детскими» рассказами Рины Зеленой и восторгался куклами Сергея Образцова. Гостями ЦДРИ были Марсель Марсо, Бертольт Брехт, Ив Монтан, Симона Синьоре. Столичный бенефис провинциального актера прошел с аншлагом. Юбиляр представил сказку «Аленький цветочек», неожиданно появившись на сцене в гигантского размера разноцветном пальто с множеством карманов, откуда выглядывали куклы. Пальто такое огромное, что артисту пришлось встать на котурны, почти на полметра возвышающиеся над сценой. На них и без этого пальто трудно сдвинуться с места. А кто говорил, что быть артистом легко? Учитель Салманова Роман Ренц никогда не обещал своим ученикам ни цветов, ни денег, ни легкой жизни. Зато учил запоминать все, что встречается на пути из дома в театр, наблюдать за животными, подмечать характерное в людях. Копить подробности, которые он называл «маленькие правдочки».

Но, чу! Сказка начинается. «В неким царстве, в неким государстве жил-был купец», - начинает распевно Сказочник. И вот он уже Купец. Актер взял в руки куклу, и она ожила. Вот купец, уставший от странствий, прилег отдохнуть, свернувшись калачиком. Вот встрепенулся в тревоге. Ах, как пригодились артисту «маленькие правдочки». Спектакль окончился, но праздник продолжается. Артист выходит на сцену с огромной куклой - псом по кличке Шурик. И начинается проникновенный и уморительно смешной собачий монолог на тему «Любите ли вы театр?» Пес откровенничает со зрителями о гастрольных поездках в холодных автобусах, о том, как трудно жить без хозяина, то бишь режиссера, как трудно жить вообще да при этом еще восхищать публику, «жадную и страстную до впечатлений изящного».

Смущенный артист принимает цветы от зрительницы, а пес исподтишка оглаживает даму, в восторге чувств обнимающую Салманова. Да за этим Шуриком глаз да глаз! Что хочет, то и вытворяет.

И как тут не поверить, когда видишь собственными глазами, что кукла может сделать то же, что и человек. Но для этого нужно, чтобы она была художественным инструментом, а не реквизитом в руках артиста.

- Я вам больше скажу, - признался однажды Виктор Шрайман, который называет драматический театр младшим братом театра кукольного, - если кукла занимает свою нишу, она может переиграть человека.

Оренбургские зрители - счастливые люди. Они имеют возможность в этом убедиться, придя в театр кукол.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.