Зима наступила внезапно / Х Международный фестиваль "Молодые театры России" (Омск)

Выпуск №4-184/2015, Фестивали

Зима наступила внезапно / Х Международный фестиваль "Молодые театры России" (Омск)

Омский государственный драматический «Пятый театр» открывал 25-й сезон уже без своего директора Александры Илларионовны Юрковой, по крупицам строившей его и объединившей вокруг него множество талантливых людей. Ее недавний уход из жизни стал невосполнимой утратой для всех. Именно она, Александра Юркова, выступила когда-то инициатором Международного фестиваля «Молодые театры России», каждые два года проводившегося здесь. Этот проект, кстати, положил начало фестивальному движению во всем регионе. И аналога ему в нашей стране нет, что отмечал еще Александр Калягин, ставший гостем и участником самого первого форума. И вот, несмотря на все трудности, в конце октября, по традиции, все же состоялся десятый по счету фестиваль, посвященный памяти Александры Юрковой.

Проходит фестиваль обычно золотой осенью - в этот же раз в конце октября в Омске выпал чуть ли не полугодовой объем снега, целиком завалив город и ознаменовав полное наступление зимы. Однако закаленного суровыми зимами сибирского зрителя это ничуть не охладило. Залы на спектаклях набивались до отказа, фестивальная атмосфера торжествовала, к «Пятому театру» спешили и ехали со всего города... А внутритеатральная газета «Антракт» освещала события, как всегда, в энергичной и действенной манере.

Продолжая проекты Года литературы, в фестивальной программе были представлены спектакли по А.П. Чехову, И.С. Тургеневу, Н.А. Некрасову, М.А. Булгакову, Ч. Айтматову, Д. Хармсу и, конечно же, по пьесам молодых драматургов.

Открывали форум сами хозяева, предложив премьеру «Когда падают горы» по роману Чингиза Айтматова в постановке молодого режиссера Дениса Хусниярова. Этот последний роман писателя, мало знакомый сцене, со свойственным Айтматову космизмом соединил лирическую линию и древний восточный эпос, раздумья о современности и вечности. А сцена, вторя его замыслу, впечатляла масштабностью эпического размаха в музыке, пении, танце, чувстве...

«Такой театр» из Санкт-Петербурга привез чеховского «Иванова» в постановке Александра Баргмана и Анны Вартаньян - спектакль, уже номинировавшийся на «Золотую Маску» и участвовавший в различных международных фестивалях. По версии петербургских критиков, он входит в тридцатку лучших спектаклей города. Но несмотря на то, что поставлен он еще в 2008 году, «Иванов» и на Омском фестивале занял одно из ведущих мест, вызвав горячий интерес публики и прессы. А Виталий Коваленко, сыгравший главного героя, получил приз за лучшую мужскую роль.

Очень тепло был принят публикой и Новосибирский Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, показавший спектакль «Морфий» по произведениям М. Булгакова. История молодого врача, погубившего себя морфием, в плен которого он попал, рассказана молодым режиссером Анной Морозовой с редкой теплотой и сердечностью. Тут нет приговоров и обличений - а есть глубокий интерес к человеку и истинно христианское сострадание и любовь к ближнему, являющие высокую гуманистическую традицию русского искусства.

Абсолютным героем фестивальных дней стал московский театр «Школа современной пьесы» со спектаклем Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца. История о тяжком пути познания Пушкина простым маленьким человеком оказалась близка и понятна всем присутствующим. И, несмотря на то что спектакль показывали два дня подряд, попасть на него было крайне сложно. Он получил гран-при, а Иосиф Райхельгауз стал центральной фигурой в фестивальном пространстве: два дня он давал мастер-классы для местной творческой молодежи, впускал всех желающих в свою режиссерскую лабораторию и рассказывал о своей жизни в искусстве. А на вечерних капустниках читал хулиганские стихи Дмитрия Быкова, усиливая интерес к своей личности и внося ноту веселого авантюризма во все происходящее.

Современная драматургия в постановке молодых режиссеров - один из главных векторов фестиваля. И здесь было много интересного. Лицейский драматический театр Омска, эта неутомимая молодежная мастерская, бурлящая юностью и креативом, на своей крохотной сцене показывала пьесу Ксении Драгунской «Ощущение бороды». Трагическая притча о современной русской деревне поставлена Евгением Бабашем в жанре апокалиптической поэмы и производит сильное впечатление. А Северный драматический театр имени М.А. Ульянова из города Тары сыграл пьесу Ярославы Пулинович «Наташина мечта» в постановке Константина Рехтина - три истории трех современных девчонок, рассказывающих о драматическом столкновении неопытной юности с жестокой реальностью взрослого мира.

Заметно освежил фестивальную палитру спектакль «Вера Полозкова. Короткий метр», привезенный из Москвы «Театральным бюро Меликовой и Михайловской». Спектакль из стихов Полозковой поставил Руслан Маликов, отсылая нас к забытым традициям литературного театра - возвращенного на сцену в эпоху новых сценических технологий. Зритель, возможно, и не читавший, но наверняка слышавший о поэзии Веры Полозковой, с интересом погрузится в ее лирические исповеди и монологи, вписанные в движение городских пейзажей и городской столичной жизни, с присутствующей в ней самой поэтессой.

Жаль, что не все москвичи, прибывшие на фестиваль, представили работы достойные и заслуживающие внимания. Московский «Театр Луны», например, в качестве фестивального подарка привез откровенную халтуру, поставленную на скорую руку для гастрольного «чеса» по весям и городам. Спектакль Натальи Когут «Антракт» по пьесе Александра Марданя вызвал всеобщее недоумение своим убожеством. Меж тем «Антракт» в фестивальной программе был поставлен дважды, и публика опрометчиво раскупила билеты на «столичный театр», за который потом всем было неловко.

Зато Международная фестивальная лаборатория под названием «Взгляд европейских режиссеров на русскую классику» была на высоте. В сложившихся традициях этого фестиваля - устраивать «эскизные показы» молодых режиссеров, готовящиеся в течение недели с актерами «Пятого театра», давно привыкшими ко всевозможным экспериментам. И в этот раз были показаны три режиссерских опуса, весьма любопытных. Немец Якоб Хенэ поставил тургеневский «Завтрак у предводителя», превратив его в лихую комедию абсурда. Катарина Кромме из Швейцарии замахнулась на масштабное полотно по Д. Хармсу, преодолевая языковой барьер в понимании эстетики наших обэриутов. А молодой режиссер из Санкт-Петербурга Николай Русский представил феерическую фантазию по «Осенней скуке» Н. Некрасова, смешную до колик и печальную до слез, с виртуозной режиссурой и блестящими актерскими работами. Вероятно, этот спектакль займет место в репертуаре «Пятого театра».


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.