Счастье и горе / "С тобой и без тебя" в ЦАТРА

Выпуск №4-184/2015, Премьеры Москвы

Счастье и горе / "С тобой и без тебя" в ЦАТРА

На Малой сцене Центрального академического театра Российской Армии состоялось событие, которого практически не заметили, как не замечают сегодня многих премьер многих столичных театров, где спектакли рождаются не скандально-шокирующие, а «человеческие». Так уж сложилось... Как писал некогда выдающийся американский писатель Курт Воннегут: «Такова структура момента...».

Режиссер Александр Бурдонский сочинил (иначе не скажешь!) камерный спектакль, посвященный сразу двум датам, - 70-летию Победы и 100-летию Константина Симонова. Называется он «С тобой и без тебя», как стихотворный сборник о любви Симонова и звезды советского экрана Валентины Серовой. Собственно, и представляет из себя этот спектакль прочитанные одно за другим стихи, исполненные с большим вкусом Аленой Фалалеевой песни из фильмов с участием культовой актрисы и - своеобразным заключением, эпилогом от создателя спектакля.

Вениамин Каверин писал: «Интерес к личной жизни писателя отнюдь не представляет собой отрадное завоевание ХХ века. Но как отделить «личное» от работы, которая повелительно распоряжается жизнью? Что делать с этой слитностью, нерасторжимостью, возвещающей, как колокольный звон, то похороны, то праздник?.. В России литература всегда была делом личным. Каждая серьезная книга как бы превращалась в письмо к совести и разуму читателя, к его радостям и страданиям... Обращение к множеству всегда было в нашей литературе обращением к личности, которое диктовалось стремлением не только познать, но и преобразить ее». Почему-то мне кажется, что эти слова, этот взгляд стали ключом к главной мысли Александра Бурдонского.

«С тобой и без тебя» - полноценный спектакль, не воспринимающийся ни литературно-музыкальной композицией, ни тем, что принято было некогда называть «монтаж». Зрители в три ряда сидят на сцене, рядом с ними, на расстоянии вытянутой руки, располагаются солдаты, в зал вытянут помост, в конце которого стоит кресло, напоминающее о фильме «Жди меня», на спинку кресла наброшена ажурная шаль, слева - афиши фильма с крупным портретом Серовой, справа - кресло, в котором сидит седой человек с книгой в руках (Виталий Стремовский на протяжении всего спектакля живет происходящим, безмолвно участвует в нем как в прошлом и заново пережитым одновременно, а когда именно он прочтет стихотворение «Жди меня», покажется, что слышишь это стихотворение впервые: с таким страстным напором, с такой яростью веры оно на моей памяти никогда еще не звучало, потому что в нем артист находит не только счастье тех, кто дождался, но и невымышленную боль тех, кто ждал не менее верно, но так и не увидел больше никогда своих близких...).

Но это будет потом, а начинается спектакль с появления другого седого человека «из дня нынешнего» - первым на подмостках появляется Александр Дик с листами бумаги в руках и звучит стихотворение (или маленькая поэма?) «Пять страниц», которая для зрителя словно предвещает, а для автора завершает эту светлую и печальную «лирическую повесть» (именно так определен жанр спектакля).

Казалось бы, ничего особенного, но от стихотворения к стихотворению возникают и крепнут мысли, поначалу воспринимающиеся как далекие от содержания и внутреннего сюжета, выстроенного обдуманно, болезненно, глубоко: это обаяние ностальгии вовсе не по временам, когда большинства из нас еще не было, а по естественности, искренности, высоте чувств и... придуманности как одной из важнейших черт поколений, к которым принадлежали Поэт, Актриса, а вместе с ними и те, кто перешагнул ныне границу 50-60 лет. «Книжные люди» всегда выстраивали не только свою жизненную философию, но и эмоциональную жизнь по прочитанному и глубоко впитавшемуся, наделяя самых обыкновенных (или необыкновенных) людей чертами и чувствами литературных героев. И любовь, страсть Константина Симонова отчасти была настояна и на этом: неслучайно уже с первых стихов, посвященных Валентине Серовой, звучат в них ноты горьких предчувствий беды и расставания.

Сегодня лирика Симонова воспринимается во многом по-иному - мы видим, ощущаем за его строками большого, настоящего поэта, в котором чувствуется очень сильно органичное сочетание гражданственности, публицистики и поэтического дара, приумноженные в 40-е годы естественным желанием поэта сделать свои стихи достоянием народа. Прошедшие войну знали поэзию Константина Симонова наизусть; те, кто был в тылу и ждал весточки с фронтов, твердили его строки как молитву - это не моя фантазия, это рассказы тех, кто до последних дней жизни читал про себя или вслух, своим детям и внукам стихи поэта, посвященные своей стране, своему народу. И одинаково доступные всем...

Наверное, Константин Симонов знал, что кроме стремления высказать свои чувства, он наделен миссией. Человек общественный, политический, военный он и в своих фронтовых корреспонденциях стремился передать те чувства, которые были особенно необходимы тем, кто сражался за Родину, и тем, кто ждал бойцов. И все словно слилось воедино...

Александр Бурдонский и артисты как будто вернули нам подлинное значение творчества Константина Симонова - забытое, покрывшееся патиной, но живое. Живое и, как оказалось, нужное.

И возвращение мифа о Валентине Серовой, так органично, просто, акварельно сыгранной Аленой Фалалеевой, произошло во время спектакля «С тобой и без тебя» так же естественно и - необходимо. Потому что, как сказано в одном из последних стихотворений сборника: «Я схоронил любовь и сам себя обрек быть памятником ей...». Хотя бы потому, что мифы рождаются и остаются только после сильно и страстно пережитого.

... Когда они расстались, Константин Симонов снял посвящения со всех стихов, оставив только над стихотворением «Жди меня» буквы В.С. Словно отрекся от прошлого. Но перед уходом из жизни сказал дочери Маше: «Это было самое большое счастье и самое большое горе моей жизни...». Может быть, потому что «без тебя» оказалось намного длиннее, чем «с тобой», даже тогда, когда они были вместе?..

Александр Бурдонский поставил очень личный и сильный спектакль с замечательными актерскими работами. Кроме уже названных, необходимо упомянуть великолепно читающих стихи Игоря Марченко, Антона Морозова, Сергея Смирнова и Александра Рожковского, а также оркестрантов Сергея Комарова, Александра Богданова и Владимира Багрова.


Фото Марии ГРОМОВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.