Галина Камыхина. 25 лет жизни в любви к театру (Астрахань)

Выпуск №4-184/2015, Лица

Галина Камыхина. 25 лет жизни в любви к театру (Астрахань)

Существует мнение, что театр начинается с вешалки. Безусловно, оно справедливо, если иметь в виду публику. Но для самих работников театра - от актеров, режиссеров до кассира и дежурного у входа - с директора. Давний спор в театральных кругах о том, кто важнее в театре - художественный руководитель, главный режиссер или директор - в разных театрах решается по-разному. По-разному в разные годы решался он и в нашем драматическом театре. Но когда место директора занимает не просто чиновник с амбициями непогрешимого руководителя, а человек творческий, любящий это невероятно сложное явление - театр, когда между главными лицами устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимопомощи, тогда этот вопрос снимается сам собою, а труппа и все цеха погружены в общее решение творческих задач. Нет ни зависти, ни соперничества, ни враждебных интриг, ни споров о первенстве. В театре создается благоприятный для творчества климат. Именно в такой обстановке живет и работает Астраханский драматический театр, который возглавляет Галина Николаевна Камыхина. В ее лице театр нашел не просто чиновника, а руководителя нового, современного типа, увлеченного, влюбленного в театр и в весь его коллектив. Галина Николаевна - человек талантливый, обладающий неиссякаемой энергией, жаждой новых познаний и совершенствования, - многое изменила в жизни театра. Она до мельчайших тонкостей разбирается не только в хозяйственных вопросах, но и в творческих. А театр знает от фундамента до причин бессонных ночей артистов, режиссеров и всех своих сотрудников. К ее чести - она обрела союзника в лице художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России Станислава Владимировича Таюшева.

А вошел театр в ее жизнь, или точнее - ворвался, случайно. И очаровал, и заворожил, и околдовал на всю жизнь. Восемнадцатилетней студенткой Астраханского рыбопромышленного техникума Галина Николаевна (в те годы - Галочка) стала женой своего однокурсника Юрия Камыхина, сына известной астраханским театралам Маргариты Павловны Камыхиной, заслуженного работника культуры, зав. пошивочным цехом в драмтеатре, художника по костюмам. Маргарита Павловна оказалась добросердечной свекровью и привила своей юной снохе любовь к кулинарному искусству, а главное - к шитью театральных костюмов. Кроме того, в гостеприимном доме Маргариты Павловны, которая неплохо играла на гитаре, часто собирались актеры и устраивали веселые, забавные вечеринки с шутками, розыгрышами, пением, актеры любили рассказывать байки и сочинять смешные небылицы. Юная Галочка влюбилась в этих удивительных, веселых и остроумных людей, окруженных тайной творчества. А актеры полюбили ее за доброе сердце и жизнерадостный характер. И когда у Галочки родился сын, забирал ее из роддома по просьбе мужа, занятого на работе, «Дим-Димыч», заслуженный артист РСФСР Д.Д. Федоров.

Но вскоре она вместе с мужем уезжает на несколько лет на север, в Якутию, на комсомольскую стройку горно-рудного комбината. Условия жизни на стройке были очень суровые, но Галина Николаевна хранит в душе самые теплые воспоминания. В строительстве комбината участвовала одна молодежь, не было никого старше сорока лет, жили одной семьей, всех связывали добрые дружеские отношения. Со многими дружба сохранилась до сих пор, продолжается переписка. Уже там, на Севере, Галине Николаевне, молодому специалисту-технологу, знакомому с хозяйственными вопросами, пришлось заниматься снабжением строителей продуктами, за которыми приходилось ездить на БАМ. Так приобретался хороший жизненный опыт.

По окончании стройки семья Камыхиных вернулась в Астрахань к Маргарите Павловне. Здесь родился второй сын. Но, в конце концов, встал вопрос о трудоустройстве. Обратив внимание на энергию, деловую хозяйственную жилку и, конечно, на приобретенный на Севере жизненный опыт, Маргарита Павловна посоветовала своей снохе пойти работать в драмтеатр на пустовавшую в это время должность начальника снабжения. Так в 1991 году (25 лет назад) Галина Николаевна стала одним из сотрудников Астраханского драматического театра. Она пришла в театр в самый разгар капитального ремонта. Здание было построено в 1883 году и ни разу за более чем 100 лет даже не ремонтировалось. На нежные женские плечи легла самая тяжелая часть работы: добывать строительные материалы. Но ее волновали не только хозяйственные вопросы. Главное волнение было связано с проблемой, «как не растерять труппу», а потому приходилось договариваться о сценических площадках для репетиций и спектаклей, думать об оплате труда и рабочих, и театральных работников.

Когда после окончания ремонта в середине 90-х годов художественным руководителем театра стал Никита Ширяев, он быстро заметил прекрасного хозяйственника, энергичного, любящего театр, и предложил Галине Николаевне должность директора-распорядителя, т.е. своего заместителя по хозяйственным вопросам. По ее словам, Н.А.Ширяев и сам хорошо разбирался в театральном деле, во все вникал, не был равнодушен ни к каким проблемам, будь то хозяйственные или творческие. Его «школа», как считает Галина Николаевна, для нее была очень важна. Общение с Никитой Андреевичем много дало ей для работы в театре. Под его руководством она с удовольствием осваивала сценическую технику, узнала, что такое монтировка сцены, как «ставить свет» и другие тайны театра, которым потом обучала других главных режиссеров. С благодарностью вспоминает она и выдающегося художника-стилиста по костюмам Андрея Климова, которого Н. Ширяеву удалось уговорить поработать в нашем театре. У него Галина Николаевна познала тонкости театрального костюма. Этому помогли ей и способности к рисованию, дар художника-графика. Она сама оформляла костюмы для нескольких сказочных спектаклей. Кроме того, чувство ответственности перед коллективом и осознание значимости своей должности привели ее в Волгоградский институт культуры, окончив который, она получила специальное образование, так необходимое ей для работы.

Наконец-то остались позади годы учебы, освоения профессии, ремонтные работы. Жизнь могла стать спокойной и размеренной, но Галина Николаевна заметила на стенах театра зловещие пятна от солончака. Пришлось обратиться за помощью к областному и городскому руководству. Проявив талант великолепного дипломата и опираясь на свое женское обаяние, она сумела убедить губернатора А.А. Жилкина в необходимости произвести реставрационные работы. Ее тревога была услышана, и при финансовой поддержке, оказанной губернатором, были проведены необходимые работы, длившиеся девять месяцев. Галина Николаевна стала одним из главных руководителей этих работ. «Каждую среду и пятницу, - вспоминает она, проходили планерки, на которые сходилось до 30 начальников участков», а на реставрационные работы - до 150 человек. Кроме того, она объездила театры Москвы и Петербурга, чтобы «набраться опыта в плане дизайна». В результате не только стены и фундамент были защищены от астраханского солончака, но театру был возвращен в значительной степени его исторический облик: фасаду вернули чугунный козырек, была приведена в порядок центральная ложа третьего яруса, и над ней засверкала (как в петербургской Александринке) великолепная корона. Для отделки стен были использованы высококачественные краски и венецианская штукатурка, а мебель заказали в Смоленске. Но главное, не позволив менять в зрительном зале паркет, Галина Николаевна добилась сохранения уникальной акустики в нашем театре. Одержимая желанием создать максимум удобств для актеров и работников цехов, она добилась пристроя к задней части театрального здания, что позволило увеличить площадь актерских гримировочных и поделочных цехов и обеспечить их необходимыми удобствами. Сценические декорации, которые прежде монтировались вручную, теперь устанавливаются с помощью нажатия кнопок. Увеличилось количество сценических площадок. В качестве сцены можно использовать фойе на втором этаже и сцену во дворе театра. Для отдыха актеров в антрактах или перерывах во время репетиций во дворе оборудована удобная беседка и красивый фонтан. Неиссякаемая фантазия Галины Николаевны и ее изобретательность помогли использовать для фонтана плафоны от старой люстры. Получилось очень красиво. Актеры называют его «фонтан имени Галины Николаевны». Для зрителей открыта кофейня с уютным интерьером и прекрасным кофе. Театр обеспечен кондиционерами.

«А сколько обрушивается забот и хлопот при подготовке нового спектакля, - рассказывает Галина Николаевна. - Нужно найти и закупить определенные ткани для костюмов, материалы для поделки бутафории, для реквизита. А обувь! - восклицает она. - За туфлями для одной из актрис, имеющей очень маленький размер ноги, пришлось ехать в Волгоград. И какая радость, когда все получается». Особая забота - театральный коллектив. Галина Николаевна не просто внимательна к каждому, но дарит всем свое душевное тепло, понимание и любовь. Двери ее кабинета всегда открыты для всех. К ней можно прийти, «поплакаться в жилетку» или вместе порадоваться успеху. Она всегда выслушает, поймет, обогреет душевным теплом, а если надо - поможет. Женский персонал имеет право на дополнительный выходной день, создан финансовый фонд помощи коллективу. «Последние два года, - рассказывает Галина Николаевна, - пустовал в театре гараж, изловчились и купили небольшой автобус на 16 мест. Теперь после вечерних спектаклей и репетиций развозим всех по домам». Напряженная, нервная, полная забот жизнь директора не лишила Галину Николаевну способности радоваться жизни и успехам своего любимого театрального сообщества. Она застрельщик всех праздников в театре и один из самых веселых их участников.

И коллектив платит ей любовью, называя «мамой».

Заботы о театре не заслонили семью. В ее добром сердце живут и любимые дети, и внуки. Бережно хранит она в душе образ мужа - Юрия Евгеньевича Камыхина, с которым прожили вместе счастливых 42 года. Это была, по ее словам, «жизнь светлого и ясного общения». А потому из ее памяти «никогда не уйдет любовь Его!».

Самой большой радостью последних лет для Галины Николаевны и всего творческого коллектива были поездки театра во Францию, а затем в Израиль со спектаклем «Огонь страстей желанных» (два водевиля А.П. Чехова). Ее талант умного, тонкого дипломата помог договориться не только с министерствами культуры в Астрахани и в Москве, но убедить Русский центр в том, что Астраханский драматический театр способен достойно представить русское театральное искусство наравне со столичными театрами. «Нелегко было, - вспоминает Галина Николаевна, - но добились и прорубили окно в Европу. Волнений было много. Волновала даже дата, когда мы должны были играть. Трижды повторялась цифра 12: 12 декабря (день рождения театра), 12-го месяца (декабрь) и год 2012. Но все прошло прекрасно. Как актеры играли! По окончании спектакля публика устроила овацию, аплодируя стоя. Прекрасное впечатление от спектакля закрепило участие В. Власенко и П. Ондрина в концерте с исполнением русских романсов. Я до сих пор испытываю чувство гордости за нашу труппу, за актерское мастерство наших артистов». Труппа получила Свидетельство о том, что актеры Астраханского драматического театра - почетные граждане Монмартра. Затем была успешная поездка в Израиль. Планировались гастроли в Италии, собирались ехать в Рим. Но помешал финансовый кризис.

Астраханскому драматическому театру везет на женщин-руководителей: З.М. Славянова, Л.С. Самборская, Н.Р. Эшба. Но это были талантливейшие режиссеры - художественные руководители, а Г.Н. Камыхина - замечательный директор, обладающий художественным чутьем и дипломатическим тактом.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.