Школьные радости. IX Всероссийский фестиваль-семинар "Карусель-2015" в Рязани

Выпуск № 5-185/2016, Любительские театры России

Школьные радости. IX Всероссийский фестиваль-семинар "Карусель-2015" в Рязани

Я не была в школе с тех пор, как ее закончила. Занятия в этом среднем учебном заведении всегда навевали ужас, тоску и скуку одновременно, то есть полностью отвечали ключевому слову «среднее». Я впадала в ступор и транс, когда, получая аттестат, педагоги мне заговорщицки шептали, что, мол, я еще заскучаю, еще вернусь... В голове же моей в ту пору отчетливо звучало твердое: «Никогда!» И вот, спустя пятнадцать лет (для кого-то немного, а для меня - почти половина жизни), я оказалась не в кемеровской, где училась, а в рязанской школе № 51. Оказалась и провела семь счастливейших дней в моей жизни.

Заботливые, теплые, душевные педагоги - они же устроители Всероссийского фестиваля-семинара детских и молодежных театральных коллективов «Карусель-2015» - окружают безграничной любовью. Попадая в их поле, ты автоматически становишься членом огромной творческой семьи, которая ширится и растет с каждым днем, по мере приезда коллективов.

В этом году на «Карусели» побывало тринадцать студий: из них пять детских и восемь подростково-молодежных. Возрастной охват - от пяти до восемнадцати-девятнадцати лет.

География также максимально обширна: от Москвы и Подмосковья до Барнаула и поселка Зеленоборский Мурманской области. Удивляет и жанровое разнообразие представленных на конкурс работ: кукольные спектакли, комедии и драмы, пластический театр, театр слова здесь сосуществуют на равных. Иногда в рамках одного спектакля могут присутствовать элементы каждой из названных категорий.

Начнем с детских спектаклей. Здесь безоговорочным лидером явился спектакль режиссера и хореографа Нани Конон «Взрослые дети» Образцового самодеятельного коллектива музыкального театра «Тилли-Бом» из поселка Зеленоборский (Мурманская область). Выполненная в жанре, обозначенном в программке как «музыкально-пластические картинки», постановка представляет набор сцен из жизни взрослых и детей, где и те и другие - равны. Остроумная эта история, основанная на стихах Р. Мухи, О. Кургузовой, Г. Дядиной и Э. Машковской, исполненная под музыку классических композиторов В. Моцарта, И.С. Баха, А. Вивальди и Р. Штрауса, поражает точностью, выверенностью движения (за что и получила Гран-при фестиваля в категории «Детский спектакль»). Ребята берут аудиторию не только присущим от природы обаянием, но и невероятной трудоспособностью и профессиональной аккуратностью. Каждый танец-картинка - законченный элемент, внутри которого развивается своя история, косвенно сообщающаяся со всем происходящим. Это крохотный мир, в котором действуют свои законы композиции и пластического построения. Поведав зрителю разные истории о крохотных детях, об игре их с животными, о привычках мам и пап, об удалой бабушке, гоняющей на мопеде и ни в чем не уступающем ей дедушке, все поколения детей-взрослых объединяются в финальном танце, лихо отплясывая на фоне белоснежного задника, на котором вытянутая во всю длину горизонта черная такса с интересом смотрит на любопытствующего, занявшего всю высоту полотна жирафа. Два непохожих этих животных встретились и подружились; нашли общий язык взрослые и дети; полюбили артистов «Тилли-Бома» рязанские зрители.

Другой, чуть менее удавшийся, но достойный внимания спектакль в детской категории - «Путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло в постановке Марины Титовой Театра-студии «Серебряные крылья» из Звенигорода. Рождественская сказка, начавшаяся с притчи о нелюбви, повлекшая за собою дальнейшие приключения Кролика, приводит в итоге к осознанию главным героем важности, необходимости любить не себя - другого. Повествование ведется от лица трех рассказчиков (Никита Чехалков, Андрей Файко, Роман Булатов), умело дробящих текст на отдельные, но законченные фрагменты. Так довольно обширные описания воспринимаются юной публикой легко - нет ощущения усталости и словесной перегруженности. Главный герой в исполнении Вадима Курова - серьезный собранный мальчик - действительно своей строгостью напоминает Кролика из легендарного советского мультфильма о приключениях Винни-Пуха. Его роль является, пожалуй, самой сложной в этой многонаселенной постановке (около двадцати действующих лиц). Но непроста она еще и потому, что мальчику, помимо исполнения собственной роли в живом плане, приходится управлять куклой: он не разлучен с пушистым длинноухим Эдвардом. Иногда Вадиму Курову удается совмещать две эти ипостаси, иногда - не вполне, но жюри оценило его работу, одарив начинающего артиста премией «За лучшее исполнение мужской роли».

Приз за лучший актерский ансамбль получил спектакль «Детвора» Анжелики Лозановски Театра-студии «Театралика» из Саратова. Мелодичная, исполненная в ритме сна, постановка основана на рассказах А. Чехова «Ванька», «Детвора», «Событие» и «Спать хочется». Неторопливая, протяжная мелодия; красивые кудрявые дети, одетые в белоснежные платья и рубахи; хор девиц в красных - в пол - сарафанах. Красиво. По-чеховски лаконично и также - по-чеховски - невероятно, пронзительно тоскливо.

Во второй категории - «Молодежная группа» - первыми выступили ребята из Образцовой театральной студии «Игроки», город Скопин (Рязанская область). Спектакль в постановке Елены Ильиной сделан по мотивам водевиля Н. Некрасова «Осенняя скука» - текста, известного узкому кругу профессионалов. Тем приятнее было видеть его инсценировку на фестивале любительских коллективов.

На сцене - в центре - деревянная кровать; чуть поодаль слева - этажерка, на которой горит свеча; перед кроватью - коврик. На кровати - барин; перед кроватью - слуга. Помещик Ласуков в исполнении Александра Безе мучается тоской: долог день до вечера в доме, где все как-то осуществляется само собой. Вот и развлекается хозяин как может, а может всегда одинаково: третируя всех, кто под руку попадется, и эта рука неизменно горяча. Александр Безе, выглядящий явно старше своих лет (мальчик учится в 11 классе), действительно исполняет роль скучающего самодура, ленивого до предела, неспешного, сонного. В противовес ему Мальчик - Дмитрий Катин - движущая сила действия: юркий, проворный, он носится туда-сюда в попытке развеселить и занять барина. Измучившись окончательно, он беспомощно плачет, вызывая самые теплые чувства у пришедшей на спектакль публики.

Любопытным оказался спектакль «Имена» Натальи Дробиной Образцового коллектива России театра-студии «ТиМ». Это поэтическая бессюжетная - недолгая по времени - зарисовка, основанная на текстах стихотворений, писем, дневниковых записей поэтов Серебряного века. Шесть человек (Софья Белякина, Кристина Василенко, Анна Новикова, Евгения Теплухина, Александр Шкуратов и Егор Ганага) читают произведения А. Ахматовой, Н. Гумилева, Л. Рейснер, Б. Пастернака, М. Цветаевой, К. Бальмонта и В. Брюсова. Читают самозабвенно, отыгрывая каждое слово, проживая тексты эмоционально. Юноши и девушки, которым еще не исполнилось и восемнадцати, без малейшего, казалось бы, жизненного опыта восстанавливают тот самый мир потерь, бесконечных переездов, вечно собранных чемоданов. Время любовных многоугольников, творческих поисков и поэзии (Гран-при фестиваля).

Приз в номинации «Лучшая режиссура спектакля» уехал в Сергиев Посад со спектаклем по пьесе А. Володина «Фабричная девчонка». Режиссер-постановщик Александр Демахин решил воскресить хрестоматийный текст Александра Моисеевича, но на новом уровне: скорректировав, сделав более современным и актуальным. На смену рабочей робе пришли столь же серые и одинаковые джинсы, мелодии 60-70-х сменили киноритмы нулевых (в частности, несколько раз звучит музыкальная тема из фильма Вонга Кар-Вая «Настроение любить»). Во всем остальном - это по-прежнему история любви, поиска, предательства и преходящей ему на смену верности. Женька в исполнении Полины Калашниковой по-володински задириста. Девка-попрыгунья, резвая, живая, ничего не боящаяся. Александр Демахин оставляет контраст мира живого, человеческого, теплого, подвижного и мира оцифрованного, целлулоидного. Здесь также ходит оператор и фиксирует, создает видеодокумент, где все должны быть на одно лицо, одинаково радостны и стабильно трудоспособны. «Фабричная девчонка» - спектакль-воспоминание о прошедшей эпохе. С одной стороны. А с другой - констатация присутствия элементов того времени в современном пространстве. «Вроде прошло столько лет, а посмотрите: все, как было, так есть», - пытается сказать режиссер. Любили тогда - любят и теперь; была ложь в те времена - есть и в эти. Разница вроде бы какая-то качественная есть, но в чем она и где граница, определяющая ее? Ответов на эти вопросы спектакль не дает, он лишь задает тон зрительским рассуждениям, дарит возможность не уйти, что называется, с холодным носом, а вникнуть, использовать шанс полемизировать с коллегами и друзьями после просмотра.

Наконец, завершился IX Всероссийский фестиваль-семинар детских и молодежных театральных коллективов «Карусель-2015» работой по мотивам пьесы Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» Молодежного ПРОСТОтеатра из Москвы. Ирина Павлова поставила спектакль-исповедь, предъявив публике героинь разновозрастных и разнохарактерных, сыгранных девочками-ровесницами (или почти ровесницами: плюс-минус два года разницы). В этих типично женских рассказах о любви девочки к мальчику, женщины к мужчине, бабушки к погибшему фронтовику много неподдельного откровения, искренности. Каждая из четырех девиц существует в рамках заданного режиссером характера, в собственной манере, несмотря даже на то, что играет не один образ - три-четыре.

Мать Юлии Труновой - собрана, строга, горда. Лена в исполнении Анны Котлярской - легко ранима, чересчур сентиментальна и бесконечно добра. Женщина Дарьи Шамрай - грубовата и вечно одинока. А Баба Рая Анастасии Крючковой, девочки чернявой, словно сбежавшей из советских фильмов про фронтовичек, - гармоничное соединение всепобеждающей силы русской женщины и в то же время - надломленности и вынужденной слабости.

Спектакль Ирины Павловой в программке имеет подзаголовок «О чем говорят женщины». И в этом нехитром определении - вся суть. Женщины, правда, только об этом и говорят - о любви, семье, детях. И возраст не важен. Важна духовная и душевная наполненность, желание отдать свое сердце-заботу-ласку другому: ребенку ли, встреченному ли на фронте солдату или, может, безымянному и тайно влюбленному соседу.

Таков был последний спектакль. Потом - церемония закрытия, традиционный вечер с повязыванием веревочек на память друг другу, танцы в актовом зале, добрые разговоры до утра под распивание чаев с огромным тортом, на котором кремовыми буквами были выведены восемь заветных букв «К-а-р-у-с-е-л-ь».

Прокатиться на такой карусели, как поется в мультзаставке, правда, - радость. Это радость для всех: организаторов фестиваля, его участников, членов жюри. Целая неделя счастья - по-детски спокойного и безмятежного. Когда каждый день - праздник и приключение. Когда нет усталости. А есть одно - желание любить и помогать. Редкое в современном театре явление.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.