Сны о чем-то большем / "Горе от ума" в "Школе драматического искусства"

Выпуск № 5-185/2016, Премьеры Москвы

Сны о чем-то большем / "Горе от ума" в "Школе драматического искусства"

Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума», давно занесенная в списки бессмертных, буквально ушла в народ. Ну кто не знает, что лучше там, где нас нет, счастливые часов не наблюдают, а злые языки страшнее пистолета. Не говоря уже о классических: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» и «Сюда я больше не ездок...». Со временем строки из «Горя от ума» стали даже своего рода штампами, но спектакль в Театре «Школа драматического искусства» стряхнул этот налет, позволив в очередной раз убедиться в бездонности грибоедовского сочинения.

Режиссер Александр Огарёв предложил свой взгляд на пьесу, дополнив ее ремаркой «Московские сны». Отсюда почти неразделимые пространства иллюзорного и реального, в которых существуют персонажи. Здесь нет привычных графинь Хрюминых - бабушки и внучки, Хлестовой и Репетилова, но возникнет странная и загадочная Домовиха Алисы Рыжовой - то с птичьим крылом, то в образе маленькой девочки с куклами, хранительницы воспоминаний о детстве Софьи и Чацкого. Бал останется за стенами фамусовского дома и мелькнет лишь небольшим штрихом, когда слуги в карнавальных масках усадят в паланкин главу семейства, чтобы доставить в свет. Все важные события будут происходить в просторных комнатах и коридорах, ночные шорохи и голос клавесина смешаются с прекрасными мелодиями XVII - XX столетий в исполнении крепостных музыкантов - Елены Амирбекян, Ольги Ермаковой и Антонио Грамши, который выступил еще и в роли музыкального руководителя спектакля.

В доме, где каждый день похож на другой и ничего не происходит, только и остается, что грезить. За прозрачным пологом Софья в компании бессловесного Молчалина придумывает игры, всегда оказываясь ведущей. Элегантная и утонченная героиня Аллы Казаковой, кажется, парит над обыденностью, мечтая о чем-то несбыточном, но приглядишься, и картинка становится иной. Словно кукловод она манипулирует людьми, определяет и навязывает им свои правила. Сейчас у нее Молчалин (Олег Малахов), и события развиваются именно так, как ей хочется: «из глубины души вздохнет», «ни слова вольного», «глаз с меня не сводит». Вряд ли Софья влюблена в него, и когда становится свидетельницей его интрижки со служанкой, чувствует лишь досаду - так банально лишиться одной из своих фантазий.

А вот Молчалин знал это с самого начала: «Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его». В его словах никакого цинизма, потому что он воспринимает ситуацию трезво, хорошо знает свое место и, в отличие от многих участников этой истории, чаще бодрствует. Всегда начеку и Лизанька Анны Кузминской - стережет покой барышни во время любовных свиданий, умело выскальзывает из объятий Фамусова и держит оборону перед любовными излияниями Молчалина. Лишь на короткий миг потеряет голову, когда распахнется ларчик с подарками, и она представит себя в элегантном черном платье с ниткой жемчуга, примерит туфли на высоком каблуке и подумает, что все может сложиться совсем иначе.

Сцены Лизы и Молчалина в какой-то момент становятся центральными в спектакле, до такой степени притягательны эти персонажи. Когда Молчалин сбрасывает маску лакея и открывает душу, он преображается до неузнаваемости - искренний, сильный, яростный. Они с Лизой люди одного круга и одинаково смотрят на жизнь, все знают и о барском гневе, и о барской любви. Из них, поневоле изворотливых и находчивых, могла бы получиться неплохая любящая пара. Когда в финале Фамусов обрушивает гнев на служанку и секретаря, грозясь изгнать, хочется верить, что теперь они уже не расстанутся.

Вообще в Молчалине Олега Малахова столько достоинства и выдержки, что нелестная характеристика, данная ему Чацким - «тот, кто на всех глупцов похож» - не клеится. Да, страстям воли не дает, в чем его опять же обвиняет Чацкий, но может ли это позволить себе человек из бедной среды, сам пробивающий себе дорогу и стоящий у самого подножья карьерной лестницы? У него нет ничего, кроме словесного завещания отца: угождать всем - от начальника до собаки дворника. Метафорой его прыткости и, одновременно, шаткости положения режиссер сделал джамперы, поставив Молчалина на эти пружинистые ходули. Иногда тот передвигается «на цыпочках», потом его шаги приобретают небывалый размах, и всяких раз он проявляет завидную ловкость. И нельзя не заметить, что в самой первой сцене с Чацким он выше его как минимум на две головы.

У бунтаря Чацкого (Илья Козин) все через край - если бранить, то весь свет, если спалить, то непременно Москву. Он не подбирает выражений, бьет наотмашь и во всем видит только плохое. Наблюдаешь за этим любителем эпатажа и недоумеваешь: за что же он так ополчился на весь свет? Ведь есть и деньги, и связи, и возможности. Молчалин сразу раскусил Чацкого: «Вам не дались чины? На службе неуспех?». В самую точку: Чацкий, человек с большими амбициями и возможностями, так до сих пор ничего и не добился в жизни. Легче разочароваться в целом мире, сложнее сделать что-то конкретное для этого мира. Отсюда и «мильон терзаний груди от дружеских тисков», и нетерпимость к людям.

Появление Чацкого напоминает странный маскарад: плащ из медвежьей шкуры с когтистыми лапами, бесформенные меховые сапоги. Будто Грибоедов это именно о нем, а не о неком Ипполите Маркелыче Удушьеве - «в Камчатку сослан был, вернулся алеутом...». А в довершение всему белый цилиндр и макет парусника, который Чацкий вручает изумленной Софье, произнося свое знаменитое: «Чуть свет уж на ногах...» и оказываясь в самом прямом смысле у ее ног. Такая лавина чувств явно не под силу любительнице грез.

Нужно отдать должное вкусу художника Маше Капустиной-Карью, создавшей рисунок спектакля из немногочисленных предметов интерьера и замечательных костюмов с очень точными деталями, а также художнику по свету Тарасу Михалевскому, который придал сценографии не только объем, но и психологизм. Ироничны и видео-ремарки, возникающие на ту или иную реплику. Когда речь заходит о всемогущей Татьяне Юрьевне, на боковом экране появляется «Неизвестная» Ивана Крамского и окидывает всех надменным взглядом. Молчалин восторженно рассказывает о Фоме Фомиче и его литературном таланте, а в это время высвечивается портрет самого автора «Горя от ума». Но что еще может ответить Чацкий, кроме того, что он «глупостей не чтец»?

В спектакле немало забавных эпизодов, иногда открытого гротеска, но это не сарказм режиссера, а скорее дружеский шарж на героев комедии Грибоедова. Семейная парочка Горичей (Ольга Малинина и Игорь Лесов) похожа на экзотических птиц, но, глядя на их нежные взаимоотношения, не остается сомнений, что брак - это скучно. Невероятно подвижный полковник Скалозуб (Олег Охотниченко) напоминает мальчишку-фантазера, которому снятся сны о сражениях и подвигах, но все же не стоит на него злиться всерьез. Или Чацкий, готовый беспощадно бранить и век, и высший свет, и его обитателей. Оказавшийся в плену каких-то высших идей, он и сам не вполне понимает их смысл, но упорно стремится все перевернуть вверх дном, навязывая свою и только свою точку зрения. Жаль, что в этом потоке теряются его во многом справедливые мысли - слепое подражание западу, «чужевластье мод», боязнь современников открыто высказывать свое мнение. В отдельные минуты, устав от эпатажа, Чацкий становится нормальным человеком. Запутавшимся, потерявшим себя, одиноким, но нормальным. И вот тогда его по-настоящему жаль, потому что и целый свет не сумел объехать, и в Софье утешения не нашел.

Добрейший Павел Афанасьевич Фамусов (Алексей Шейнин) искренне любит Чацкого и отзывается о нем наилучшим образом - «малый с головой», «славно пишет», «с эдаким умом», оправдывает его нежелание служить тем, что «в том пользы не находит» и даже весть о безумии молодого человека пытается объяснить тем, что его мать с ума сходила восемь раз. Чацкого раздражают похвалы и сочувствие, его желчь, которую он готов излить на всех, измеряется литрами. Он так раскален от избытка эмоций, что, кажется, поднеси спичку, и вспыхнет. Такой и вправду сгоряча может спалить все вокруг. Хорошо, что это лишь сон.

 

Фото Наталии Чебан

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.