Путь "СамАрта"

Выпуск № 5-185/2016, Событие

Путь "СамАрта"

Театр юного зрителя в миллионной Самаре с оригинальным названием «СамАрт», которое можно расшифровывать по-разному, в том числе, как «Само искусство», отпраздновал свое 80-летие, длиною, можно сказать, в человеческую жизнь. Хотя в его непростой биографии, начиная с 1930 года, уместилось много человеческих судеб как деятелей сцены, так и зрителей. Вот почему юбилей этого уникального коллектива, сегодня запросто конкурирующего со столичными театрами, праздновал весь город. Были здесь и депутаты, и сенаторы, и коллеги, а также верные поклонники творчества «СамАрта», который только географически считается провинциальным, а по художественному уровню числится в лидерах тюзовского движения.

Говорят, в репертуарном театре все определяет лидер, и это правильно. Конечно же, художественный лидер, а если это директор, как Сергей Соколов? Что тогда? Тогда он должен быть в хорошем смысле «многостаночником», то есть иметь актерское или режиссерское образование, разбираться в экономике, но самое главное - быть хорошим организатором. Даже не хорошим, а отличным, переживающим за дело и артистов, несущих репертуар на своих плечах. Сергей Филиппович прекрасно понимает, что выпускники столичных театральных вузов вряд ли поедут делать карьеру в Самару, размах не тот, поэтому приходится брать молодежь из местного Института культуры. А это значит (не хочу никого обижать), что профессиональный уровень подготовки будущих артистов в лучшем случае средний. Но ежели ты не хочешь оставаться на периферии творческого процесса, а выставлять свои спектакли на «Золотую Маску» и международные театральные фестивали, то театр должен превратиться в школу по совершенствованию актерского мастерства, поскольку самородки встречаются не так уж часто. Лаборатории хороши, но они носят разовый характер, а вот работа с сильными режиссерами, приглашенными на постановки, - то что надо. Именно в процессе репетиций оттачивается ремесло, которое необходимо начинающему артисту в тандеме с умудренными опытом «стариками». Вот почему развернувшаяся по всем театрам оптимизация не коснулась этого коллектива, ее каким-то чудным образом удалось избежать. Думаю, не без помощи Сергея Соколова и хорошего отношения к этому коллективу министра культуры Самарской области Сергея Филиппова, отнюдь не казенно, а с душой выступившего на вечере юбиляров.

Что же касается приглашенной режиссуры и перестройки театра на современные рельсы, тут большую роль сыграл Адольф Шапиро. Когда его усиленно стали звать на постановку, он поставил одно условие, казалось бы, невыполнимое - изменить конструкцию большого зала, а значит и сцены. Сергей Соколов принял вызов, и в кратчайшие сроки все было сделано по утвержденному макету. В чем ему сильно помог экс-губернатор Самарской области Константин Титов. (В качестве дорогого гостя присутствующий на торжественном вечере.) После того, как «Бумбараш» Адольфа Шапиро получил «Золотую Маску» и колесо фортуны закрутилось с большей скоростью, сюда потянулись и другие режиссеры. Из Санкт-Петербурга стал приезжать Анатолий Праудин, которого не поняли в Брянцевском ТЮЗЕ с идеей «театра детской скорби», а тут его авангард пришелся по сердцу. Немалую лепту в развитие самарского ТЮЗа внес Александр Кузин, как никто умеющий работать с актерами и высекающий из них «божью искру». Кстати, на юбилейном вечере, посвященном 70-летию Великой Победы, именно сцены из спектакля Кузина «Василий Теркин» стали стержнем, на котором держалось все представление и эмоционально влияло на зрителей. Песни военных и послевоенных лет органично вплетались в ткань юбилейного торжества. По сути, это и был тот самый патриотизм, который передавался через музыкальную ментальность народа. И тут артисты должны были быть искренними и правдивыми, в противном случае зрители не подпевали бы им. Ведь любовь к родной земле, как этого не понимают некоторые руководители или не хотят понять, начинается с детских спектаклей, с тех самых утренников, куда малыши приходят с родителями. Именно поэтому в «СамАрте» ответственно относятся к каждому спектаклю, сколько бы лет он ни шел, зная, что в жизни ребенка он может оказаться первым и повлиять на его дальнейшие вкусы, возможную любовь к театру.

Ну, а поскольку тех, кто приходили сюда в первый раз и потом стремились попасть еще и еще, в Самаре несчетное количество, среди которых и бизнесмены, и высокие чиновники, то на любую просьбу театра они откликаются. Где вы еще такое видели, чтобы в период дефолта, когда цены на материалы подскочили в несколько раз, возобновили строительство нового здания театра, прежде законсервированного на пять лет, куда через год коллектив въедет со всем своим хозяйством. Новый губернатор Самарской области Николай Меркушкин тоже оказался театралом, дав добро на культурную стройку и наградив Сергея Филипповича почетным знаком Городской Думы в виде медали.

Конечно, не все бывает гладко в тюзовской Аркадии, ведь ставки у актеров довольно скромные (а где в провинции они высокие...). И все-таки, самое главное, тут не дают бедности победить жажду творчества, которое обязательно включает внимание к каждому сотруднику театра, уважение к его труду. Без этого «тут ничего бы не стояло».

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.