Кукольники наводят мосты / I Международный фестиваль-лаборатория независимых театров кукол "МОСТ"

Выпуск № 5-185/2016, Мир кукол

Кукольники наводят мосты / I Международный фестиваль-лаборатория независимых театров кукол "МОСТ"

Частные театры кукол в России сегодня явление не редкое, но малозаметное, хотя это ничуть не умаляет их социокультурного значения. По сути, это некоммерческие проекты, главными меценатами которых являются зрители. Будучи свободными в своих художественных изысканиях, независимые профессиональные труппы кукольников не забывают о своей высокой миссии. Они создают оригинальные спектакли, одновременно соответствующие духу времени и опирающиеся на традиции, способные и развлечь публику, и донести до нее просветительский, эстетический, морально-нравственный аспекты. Убедиться в этом можно было на I Международном фестивале-лаборатории независимых театров кукол «МОСТ», прошедшем на трех площадках Москвы и области (в творческом центре «Среда», театре «Тень» и музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»). В рамках его программы четырнадцать камерных коллективов из двух российских столиц, а также из Балашихи, Кисловодска, Сургута и Минска, представили лучшие достижения современных кукольников.

Петербургский театр «МюрегО» привез веселый и мудрый спектакль «Легкий слон», созданный совместно с благотворительным медиа-брендом «Летающие звери» (часть средств от показа коллектив постоянно перечисляет в фонд «AdVita» на лечение детей, страдающих онкозаболеваниями). Актеры Роман Александров и Анастасия Бутинёва, играющие с неподдельным задором, оживили удивительную историю, написанную Михаилом Сафроновым и Светланой Бень, о милом и наивном слоне Прабу, мечтающем летать, его неунывающей подруге мухе Ларисе, Легкой стране, чьи жители по-настоящему счастливы, и повседневных чудесах. По задумке режиссера Станиславы Мюрего, действо происходит динамично, увлекая зрителей в яркий мир фантазии, безграничные возможности которого подчеркивают картонные декорации и куклы (художник Анна Перевозчикова). Обычные на первый взгляд коробки из-под обуви и бытовой техники легко трансформируются в мушиную комнату, цирковую арену или гримерку и хранят в себе много интересного, например, крылья, способные поднять в небо любого, кто оставил в прошлом обиды, страхи, зависть и просветлел душой.

Увлекательный путь взросления героя представил в своем моноспектакле «Кто на свете всех сильнее» Игорь Дробышев (театр «Да-дА», Кисловодск). Чтобы поведать маленьким зрителям немного о жизни ненецкого народа, перед началом спектакля актер устроил коротенький развлекательно-познавательный урок, в котором нашлось место и шуточному номеру «борьба нанайских мальчиков», и метанию тынзяна на хорей (несколько ребят лично попробовали сдать первый экзамен молодого оленевода), и игре в бумажные снежки... Все это происходило быстро, весело, легко и плавно перетекло в красивую сказку о любопытном мальчике Назарке, поставленную режиссером Александром Гусаровым (Санкт-Петербург) и художником Олегом Каторгиным (Прага, Чехия). К ненецкому фольклору Игорь Дробышев обратился неслучайно, ведь он шестнадцать лет прожил на Крайнем Севере. Однако в репертуаре театра «Да-дА» есть сказки и других народов мира, что позволяет воспитывать подрастающее поколение добрым, отзывчивым, толерантным.

С древними легендами хантов познакомил публику «Летучий театр» из Сургута. Чтобы показать образ жизни и стиль мышления этого народа, режиссер-постановщик Юрий Евдокимов прибегнул к такому приему: актеры Анна Шарова и Виктор Евдокимов предстают в ролях духов, которые рассматривают поднесенные дары людей (маленькие, нарочито просто сделанные куклы из папье-маше) и, будто читая в них прошлое, разыгрывают истории, кажущиеся современному человеку совершенно необычайными. Чарующей таинственности придает спектаклю «Хантыйские сказки» музыка, написанная композитором Татьяной Алёшиной.

Из московских коллективов нельзя не отметить театр «Ученый медведь», который представил замечательный спектакль «Сказ о Егории Храбром», сделанный с большой любовью к Древней Руси, к нашим предкам, слагавшим немного наивные, но мудрые, пронзительные и поэтичные притчи. Очень интересно решение художника Симы Пронькиной: кукольно-теневая постановка с живой музыкой (актеры играют на гуслях, бубне, колесной лире и флейте) показывается внутри большого ящика, наподобие вертепа, по бокам которого стоят рассказчики.

А вот коллектив «Картонка» из Минска (Белоруссия) познакомил зрителей с традиционным настольным театром. В озорном спектакле «Волшебный мелок» по мотивам одноименной повести норвежской писательницы Синкен Хопп необыкновенную захватывающую атмосферу создает все, начиная от харизматичной игры актрисы и режиссера этой постановки Светланы Залесской-Бень, в руках которой оживают куклы-картинки, до игры света ламп и теней.

Самоцветный колорит уральских сказов Павла Бажова отразил в своей постановке «Серебряное копытце» Московский театр кукол «Тут и Там». А дело все в многочисленных деталях: в обаятельном говоре актрис Дарьи и Александры Архиповых, которые предстают перед публикой в, казалось бы, национальных, но в то же время немного нелепых нарядах странниц (сочетание лыж и масок для плавания сразу настраивает на что-то неординарное); в валяных из шерсти куклах, созданных Катериной Козуненко, и декорациях, изготовленных из натуральных материалов (соломы, дерева, ткани) и придающих действу ощущение домашнего уюта и тепла (художник-постановщик - Александр Алексеев); в яркой образности фольклорных мелодий группы «ТриДеБэнд». Режиссер-постановщик и автор пьесы Светлана Дорожко очень бережно отнеслась к стилистике бажовского сказа, но при этом сумела привнести в его размеренную напевность живости, так необходимой маленьким зрителям: озорные рассказчицы Дашка и Сашка то и дело вовлекают ребят в игру, через которую те легко воспринимают главную мысль произведения: чистым душою открываются чудеса.

Участники I Международного фестиваля-лаборатории независимых театров кукол «МОСТ» не только показали высокий уровень актерского мастерства, выражающийся в умении «держать» зал, чутко реагировать на публику, органично существовать в заданных условиях, но и открыли зрителям поэзию простых вещей. К примеру, в спектакле «Одиссей» театра «Karlsson Haus» (Санкт-Петербург) основными декорациями, реквизитом и даже музыкальными инструментами выступают обычные железные садовые бочки, покрашенные в белый цвет. Во время разыгрываемого древнегреческого эпоса они превращаются в суровые волны, неприступные скалы и загадочные острова, а извлекаемые из них артистами звуки напоминают то ритмы бубнов, то гром самого Зевса. Режиссер-постановщик Алексей Лелявский решил представить события гомеровской поэмы с двух основных точек зрения - глазами Одиссея и его сына Телемаха, однако артистам Алексею Шишигину и Михаилу Шеломенцеву приходится перевоплощаться в гораздо большее число персонажей, всякий раз вдыхая жизнь в маленькие стилизованные фигурки, напоминающие античные терракотовые статуэтки. Художник-постановщик Александр Вахрамеев решил спектакль в спектре трех сакральных цветов - белого, черного и красного, в чем без труда считываются символы добра, зла и крови. Но не все так эпично: в спектакле «Одиссей» есть место и тонкой иронии, приближающей древнегреческих героев к нам, простым смертным.

А в том, что повседневная жизнь не менее увлекательна и в ней тоже есть место подвигу, прощению, храбрости, дружбе, любви и фантазии, рассказал Театр «Кит» из Балашихи в спектакле «Беру и помню» по книге Людмилы Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье». Чтобы уместить часть этого масштабного произведения, каждое письмо в котором - бесценный документ времени, в театральный формат, режиссер-постановщик Влад Костин придумал хороший сценический ход со старым фотоальбомом, который кто-то выкинул на помойку, а прохожий поднял. Прохожий листает пожелтевшие снимки, а на сцене будто оживают изображенные на них люди, которых очень эмоционально, искренне играют Вера Коюшева и Юрий Орлов. Необычны куклы и декорации, придуманные художником Светланой Рыбиной: при своей видимой простоте они полны символизма. К примеру, гармошка, на которой играет инвалид, вытягивается в вагоны поезда, говоря о нелегкой доле скитальца. Вообще, в спектакле «Беру и помню» используется много разнообразных техник: помимо театра кукол и работы актеров в живом плане присутствуют вербатим, видеопроекции, интерактив с залом, театр теней и даже оригами. Все это сливается в цельное и яркое воспоминание о послевоенном периоде, когда время было тяжелым, а детство - счастливым.

Как отметил директор фестиваля «МОСТ», исполнительный директор и основатель портала KudaGo.com Виталий Хитров, основная цель данной инициативы - показать способности частных театров, поддержать их, постараться создать творческое сообщество. Поэтому никого не удивило, что в фестивальную программу вошел спектакль «Семейная пекарня» Театра Вкуса, который никак не вписывается в жанр театра кукол, но, тем не менее, является очень интересным явлением. Этот коллектив представляет собой невероятную смесь драматического, музыкального, комедии дель арте, предметного театра, «цирка нуво» и гастрономического мастер-класса. Через еду, музыку, живопись он говорит со своими зрителями о разном вкусе, но в первую очередь - о вкусе к жизни. Так, в спектакле «Семейная пекарня» создана потрясающая атмосфера Парижа: под звучание французского аккордеона в исполнении Михаила Ибрагимова актер, он же автор идеи и режиссер, Юрий Макеев просто и непринужденно рассказывает о своем приключении в Париже, начавшемся с репетиции «Трех сестер» у британского режиссера Деклана Доннелана. Но главными героями постановки становятся сами зрители, из числа которых артист выбирает членов семейства французского пекаря и вместе с которыми печет настоящий ароматный хлеб. Живое, душевное действо, являющееся, по сути, признанием в любви семье, увлекает всех без исключения.

I Международный фестиваль-лаборатория независимых театров кукол «МОСТ» был неконкурсным: все его участники получили дипломы и памятные сувениры - деревянные мостики, символизирующие связь между коллективами и зрителями, между городами и странами. Кстати, МОСТ - это аббревиатура названия фестиваля, которая расшифровывается как Международное объединение самостоятельных театров. Организаторы отметили, что планируют сделать фестиваль ежегодным. «Мы хотим, чтобы «МОСТ» стал поводом для дружеского общения, обмена опытом, преемственности поколений, - отметила арт-директор фестиваля Дарья Архипова. - В этом году коллективы имели возможность посмотреть работы друг друга и потом обсудить их в неформальной обстановке. В дальнейшем планируем, конечно, сделать фестиваль более масштабным, чтобы он шел неделю, охватывал большее количество зрителей и частных театров, а на его базе проводить лабораторию театральных критиков, мастер-классы актеров и режиссеров».

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.