"Сотни лет за один день жизни..." / "Русалочка" в Московском театре кукол "Жар-птица"

Выпуск № 5-185/2016, Мир кукол

"Сотни лет за один день жизни..." / "Русалочка" в Московском театре кукол "Жар-птица"

В Московском театре кукол «Жар-птица» состоялась премьера сказки Г.-Х.Андерсена «Русалочка». Адресованный как самым маленьким зрителям, так и их родителям, спектакль режиссера Александра Янкелевича (художник Р.Гиматдинова, куклы С.Тараканова) вызывает у взрослых зрителей чувства самые разнообразные - от невольного возвращения в детство, когда эта печальная сказка была впервые прочитана и одарила (по крайней мере, девочек-читательниц), может быть, главными в жизни иллюзиями, до захватывающего сценического воплощения, в котором мы видим вечернее, утреннее, ночное море едва ли не до самого дна и ощущаем себя словно перед самым настоящим морем, наедине с ним, когда водная стихия захватывает и как будто нашептывает тебе свои таинственные и прекрасные истории. А потом прибывает на корабле в эти пустынные края Сказочник (И. Третьяков), бродит по берегу, словно не решаясь сразу начать сказку, но вот находит среди камешков тот, что в форме сердечка да еще и с дырочкой, что, как всем известно, должно принести счастье, вынимает из большого чемодана домики, фонари и - перед нами на каменистом берегу моря возникает город, замок Принца, начинается сказочная и такая простая история жертвенной любви, в которой будут и счастье, и печаль...

В этом спектакле привлекает и то, что сегодня редко встретишь в театре кукол, где «живой план» почти полностью подменил главных действующих лиц, - только Сказочник, который как будто на наших глазах созидает свою сказку, все остальные - куклы. Очень разные, изобретательно сделанные (как богато обитателями дно морское от мелких рыбок до огромных гадов; как великолепна Ведьма, словно «составленная» детскими руками из разных элементов - полуприкрытых веками глаз, выразительных огромных рук, унизанных кольцами, с идеальным маникюром и даже синеватым лаком, как выразительны змеи или угри, поддакивающие каждому ее слову!) и столь же изобретательно «работающие» в руках скрытых от нас артистов...

Танцы русалочек, сестер главной героини, их заботливые пожелания каждой из тех, кому дозволено возрастом покинуть дно и увидеть большой мир: «Береги себя!», Бабушка, выезжающая в большой раковине-коляске - все это радость для маленьких зрителей да и для взрослых тоже, потому что пространство сказки Андерсена театрализовано бережно и выразительно. Сама же история Русалочки и ее любви не нуждается в пересказе - она известна всем. В спектакле же Александра Янкелевича с самых первых строк она окрашена особого рода печалью - печалью по Несбывшемуся, так точно описанному совсем другим писателем в совсем другое время. Александром Грином. Но здесь, у Андерсена, оно сбывается на короткое время ценою горькой и далеко не всем посильной. Боль, которую причиняет Русалочке каждый шаг, ожидание неминуемого превращения в морскую пену, невозможность убить Принца, чтобы спастись и жить спокойно и скучно своей трехсотлетней жизнью, потеря поистине волшебного голоса (замечательный по красоте вокализ Русалочки на музыку Эннио Морриконе возникает несколько раз на протяжении сказки) - все это оказывается ничтожным по сравнению с одним днем человеческой жизни, о котором она так страстно мечтала.

И внезапно возникает мысль о том, что любая человеческая жизнь, полная боли и страданий, обладает невероятной ценностью, которую мы разучились ощущать. А когда ощутим - нам, может быть, воздастся тем горьким и счастливым одновременно даром, который заслужила Русалочка. Она не превратилась в морскую пену, она стала одной из Дочерей Воздуха, поднявшись к бессмертию, где жизни души дано едва ли не самое главное - возможность пролить слезы, которых никогда не проливают русалки.

Кто знает, может быть, это и есть тот самый дар, который мы не научились ценить?..

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.