Уфа

Выпуск №7-117/2009, В России

Уфа Свою повесть «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин посвятил «всем ее друзьям, кто принял как свое личное это беспризорное дитя литературы и не дал ее автору впасть в отчаяние». Действительно, эта повесть может оставить равнодушным человека разве что с холодным сердцем. Ее невозможно читать без слез, рожденных состраданием к сиротам, без ненависти к людям, прицеливающимся в лоб беззащитного ребенка, без парализующего удивления (особенно для молодого читателя), что эти события реальные, что все это происходило с реальными людьми, в данном случае с автором. Многие, прочитав эту повесть, стараются о ней быстрее забыть – настолько она переворачивает внутренний мир человека. Но к ней нужно обращаться и помнить, что и сегодня есть дети, чьи судьбы искорежены войной, сиротством и уголовщиной.

Национальный молодежный театр Республики Башкортостан им. Мустая Карима одной из главнейших своих задач считает формирование духовной культуры детей, подростков и молодежи. Именно поэтому режиссер русской труппы, лауреат Государственной молодежной премии им. Ш.Бабича Мусалим Кульбаев обратился к повести А.Приставкина. Как сохранить в себе человеческое, когда с тобой обращаются как с игрушкой, которую можно выбросить? Как научиться жить и радоваться каждому дню, солнцу, деревьям, небу, когда кругом творится жестокость? И как научиться прощать?..

…На сцене разрушенный войной театр кукол, где от бомбежки и стрельбы прячутся испуганные дети (художник Владимир Королев). Молодежный театр сразу же дает знать о своей причастности к актуальным событиям сегодняшних дней, обрушивая на нас радиошквал военных новостных программ. Вот стены, окрашенные в серые, темно-красные, черные цвета, на них изображены персонажи из различных сказок. Фигуры размыты, но отчетливо прописаны взывающие глаза – круглые, как шары, по-детски искренние и в то же время старчески умудренные. На полу и возле стен стоят ящики с надписями: «Гастроли. Москва. Сп. Петрушка. 1998», «Гастроли. Псков. Дюймовочка. 2001» и так далее. И везде валяются куклы. Звучит песня Юрия Шевчука «Война». Дети, чтобы занять себя, начинают читать повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», которая валялась на полу среди разбросанных пьес. Среди кукол две, на которых написаны имена братьев Кузьминых «Саша» и «Коля», куклы с прозрачно-чистыми голубыми глазами и золотистым цветом волос. Читая повесть, дети-сироты превращаются в беспризорников 1944 года…

Режиссер Мусалим Кульбаев совмещает в своем спектакле разные временные пласты, и почти в каждом эпизоде происходит переход из одного времени в другое. Спектакль начинается с конца повести. Перед нами ни в чем не повинный Коля – Андрей Ганичев, уже познавший смерть, а значит, познавший жизнь и самого себя, безмолвно, обреченно сидит на допросе, который ведут следователи – Салават Нурисламов и Асхат Накиев. У этих следователей нет имен, нет своей человеческой судьбы – это страшные творения времени, метафорически обозначающие жестокие порождения начала ХХ века.

Тут же следует другой эпизод, другое время, которое возвращает нас к исходным событиям. Мы знакомимся с братом Коли – Сашей (Андрей Максимов). Этот лысый мальчишка с огромными голодными глазами, полный желания жизни, тут же завоевывает зрительскую любовь и сострадание. «С урока?», – весело спросит Коля, и Саша, жадно вглядываясь в окно хлеборезки, начнет ему рассказывать, что читали на уроке Л.Н.Толстого, где Кутузов отказывается от жареной курицы! Саша никак не может понять, как можно отказаться от жареной курицы?!.. А живот так и сводит…

Заветные мечты о прекрасном Кавказе для братьев Кузьменышей, как и для других беспризорников, отправленных целым поездом из Москвы для заселения территории Кавказа, оборачиваются еще большим голодом, их ждет людское вероломство, олицетворяемое Ильей (Линар Ахметвалиев), смерть. Но даже среди бомбежек и страха есть место для счастья. Пусть это счастье длилось мгновение, но ради него стоило жить. Ведь у братьев никогда не было дня рождения и подарков.

…Этот вечер ничего трагического не предвещал. Наоборот, было спокойно и солнечно. Чего только не было на столе – лепешки, сало, огурчики соленые, помидоры, лучок, тыква печеная, сахар кусочками, сверкающий, как гора Казбек, конфеты, а еще… колбаса из американских консервов!!! После ошеломляющей паузы Саша и Коля с криком приступают к еде. А Регина Петровна (Ольга Мусина), воспитательница детприемника, улыбаясь и плача, смотрит на них…

Регина Петровна по дороге на Кавказ знакомится с Кузьменышами и тут же становится для них мамой, сестрой, другом. Одета она в белое платье в черный горошек, локоны аккуратно уложены. Но в ней есть что-то трагическое, даже когда она смеется и ее глаза излучают свет. Какая-то своя история, какой-то осколок, который временами причиняет ей боль. Сцена смерти Саши решена с помощью куклы с применением приема «немой скорби». Коля – Андрей Ганичев, увидев куклу – зверски убитого Сашу, сначала очень долго ничего не может сказать. Он кричит, а звука нет. Этот немой крик действует оглушающе, словно вселенная взорвалась от невыносимого детского плача. Потом Коля очень долго разговаривает со своим братом, словно Саша живой, и отправляет его в «собачном» ящике «домой», ведь Саша об этом так мечтал. И чтобы заглушить слезы, Коля, закрыв лицо, читает стихи Лермонтова «Ночевала тучка золотая…».

…«Здесь боец, а там чечен, – говорит Коля своему новому брату Алхузуру, которого играет Рамзиль Сальманов. – Они же большие, умные. Зачем они воюют?». Наверное, этого никто не знает. Но эти два ребенка, познавшие смерть, не ожесточились, не стали отвечать злом на зло, они даже не могут бросить камень в тех людей, потому что знают, что все люди – братья. Мусалим Кульбаев в своем спектакле сочетает социально-политические мотивы с вечными христианскими темами, звучащими из уст детей. И социальный мотив на протяжении всего спектакля очень жестко выходит на первый план. В конце спектакля в кукольный театр проникают спецназовцы, которые, балагуря, отбрасывают куклу–Сашу и обнаруживают еще работающий бумбокс, громко передающий новости с различных горячих точек. – «Может заберем бумбокс-то?». В это время вдруг неожиданно звучит песня мамонтенка: «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети»…

Фотогалерея

Anonymous, 26 сентября 2009

Спектакль очень понравился. Думаю что нет такого человека, которого бы не тронула постановка. Я плакала. Хотя были и смешные моменты. Когда братья показывают свою самодеятельность нельзя не улыбнуться. Еще есть сцена, когда им дарят одежду. Вот здесь почему-то смех сквозь слезы. Смешно и одновременно жаль ребят. Ведь они никогда не знали что такое праздник дня рождения.
Война, сложное время, дети-беспризорники, тяжелое детство... нет... скорее даже дети, лишенные этого самого детства... Придя домой, решила найти книгу. Читаю. Спасибо большое за постановку. Побольше бы таких спектаклей.

Anna, 20 марта 2010

Сильный, пронзительный спектакль и адекватная рецензия.
Вот только слова о ненависти меня смутили, и по поводу них мой комментарий. Если мы не можем смотреть этот спектакль (читать повесть) без ненависти, без "праведного гнева" и "ярости благородной", значит, страшная история этих детей не до конца вошла в наше сердце, значит, мы все еще те взрослые, которые готовы стрелять друг в друга, в то время, как эти дети (вообще – дети) надеются на нас, на то, что мы, взрослые, «большие, умные», додумаемся до чего-то и наконец перестанем убивать друг друга. А пока этого не произошло, "эти два ребенка, познавшие смерть и не ожесточившиеся", не сумевшие ответить злом на зло, потому что почувствовали, что все люди – братья, - принимают на себя главный удар зла в этой жизни, острие ножа: зло заканчивается на них, и на них оно ложится всей своей последней тяжестью.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.