Златоуст. "К нам едет ревизор..."

Выпуск № 6-186/2016, В России

Златоуст. "К нам едет ревизор..."

В Златоустовском государственном драматическом театре «Омнибус», который в октябре 2015 года отметил свое 95-летие, сезон открылся классикой. На этот раз зритель увидел комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Режиссер-постановщик спектакля (а также автор музыкального оформления) - главный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Борис Горбачевский. За историю златоустовского театра это шестая постановка «Ревизора».

Со школьной скамьи нам известен сюжет про мелкого петербургского чиновника Хлестакова, которого хозяева провинциального уездного города приняли за важное лицо. Что нового откроет для себя современный зритель в истории, рассказанной великим классиком более полутораста лет назад? Говоря об особенностях премьерного спектакля, Борис Горбачевский отметил: «Есть разные пути подхода к такого рода драматургии. Есть путь традиционного классического прочтения, есть путь авангардного прочтения. Я как режиссер-постановщик выбрал третий путь, являющийся современным: постарался открыть это произведение по содержанию и изобрести по форме. Это путь авторского театра, на котором много рифов, но актеры поверили и пошли по этому пути. Пересматривались, углублялись персонажи произведения по психологии, по биографии, по отношениям, сочинялась очень острая форма. Сложность этой пьесы заключается в том, чтобы у всех персонажей были биографии, чтобы они были не мертвыми масками, а живыми людьми. Гоголевский смех сквозь слезы услышится через переплетение жанра водевиля с очень серьезной государственной историей».

И она получилась, эта государственная история во всей своей откровенной неприглядности. Типажи, выведенные Гоголем в пьесе из российской реальности 30-х годов XIX века, приобрели общечеловеческое звучание, оказались очень современными. Как и реплика тогдашнего московского зрителя про «половину публики берущей, а половину дающей». А точнее сказать, данная история о казнокрадах и взяточниках вневременная, повсеместная. И это удалось показать актерам в содружестве с режиссером и сценографом при очень бережном отношении к классике. На сцене - минимум декораций. Обобщенный намек на место действия. Лаконично, но емко обозначить главную идею постановки - особенность творческой манеры петербургского художника Алексея Киселева. По его словам, декорации «Ревизора» - это «пародия на барокко. Все должно быть глупо и смешно». Оно и получилось глупо и смешно. Поначалу. В экспозиции спектакля зритель видит Городничего (Вячеслав Никитин), мечущегося, не находящего себе места после получения письма о приезде петербургского чиновника. На сцене - сущности в масках - свиных рылах, они везде, их много, они заполняют жизненное пространство Городничего, превращая его ночь в кошмар, который вскоре воплотится наяву. Сон - предчувствие, сон - пророчество. Особенность златоустовской постановки в том, что в ней - весь Гоголь. Здесь и реализм, и мистика, и сатира. На протяжении всего действия на сцене «оркестр» под управлением Городничего. Его состояние, настроение проходят несколько фаз и легко подхватываются чиновниками. Образы чиновников обобщенные, но имеющие яркую индивидуальную характерность. Артистами театра при помощи режиссера найдены точные направления рисунка каждой роли. Нелепый, пребывающий в хроническом страхе перед начальством, ревизиями смотритель училищ Лука Лукич Хлопов (Александр Антонов), судья Ляпкин-Тяпкин (Андрей Плакунов) больше озабочен псовой охотой, а в делах его ведомства - покрытые пылью бумаги. Но любит при случае выказать свой ум. Уверен до наивности в непогрешимости своих неправомерных действий почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин (Денис Коломин). И чего бы не вскрыть чужие письма, когда из них столько интересного можно узнать! Непрост, ох, как непрост попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника (Игорь Вершинин). Этот потопит всех, лишь бы самому остаться на плаву. Донос-то настрочил-таки на Городничего!.. И, наконец, два городских болтуна Бобчинский и Добчинский (Глеб Баканов, Илья Сумбаташвили и Сергей Гузенко), благодаря которым и завертелась нелепейшая история в уездном городе N. Вот с такими-то деятелями и собрался встречать ревизора наш Городничий. В спектакле несколько планов: реальный, на котором происходят действительные события. В параллель ему, фоном, почти бессловесный, но осязаемый, видимый - зеленые мундиры, должные поддерживать государственный порядок в рамках конкретного уездного города, а также купечество, помещики, мещане. И ирреальный, передающий внутреннее состояние персонажей, - это и упомянутый сон Городничего, и преображение всех действующих лиц в сущностей в свиных масках немой сцены спектакля.

Апофеоз человеческого тщеславия показан в двух по-разному развернувшихся историях Хлестакова (Максим Фаустов) и Городничего. Для пустышки Хлестакова события в городе N. - неожиданно выпавший счастливый билет, вдруг подвернувшаяся возможность реализовать свои абсолютно несбыточные мечты побыть важной, значимой персоной. Безо всякого анализа происходящего, от страха до исступленного торжества, повергнувшего в ужас чиновников, он легко использует обстоятельства в свою пользу. Жаждущая поклонения и восхищения, мелкая его душонка вполне удовлетворена. Мало того, он уезжает победителем. Максим Фаустов передал всю гамму чувств и настроений своего персонажа. Точны образы слуги Осипа (Кирилл Букин) и слуги трактирного (Влад Василенко), которые, в отличие от Хлестакова и всех прочих, живут в простых реалиях ежедневных будней.

Городничий, тщательно продумывая и анализируя каждый шаг, оказывается в таком проигрыше, что теперь дай бог на своем-то месте усидеть. Вячеслав Никитин эмоционально, психологически точно показал нам хитрого, прожженного, далеко не глупого человека, погоревшего на собственных грехах. Вообще, при упоминании о ревизоре все словно потеряли разум и логику. Какой-то всеобщий дурман, постановочно подчеркнутый оригинальной пластической формой (балетмейстер Виктория Пестова). Вот идет энергичная подготовка дома к приему важного гостя, и женское его население метет-выметает всю видимую и невидимую грязь; танцуют чиновники, подчеркивая пластикой характер взаимоотношений (угодничество, панибратство); ликует в танце (эх, удалая «Цыганочка»!) Городничий со своим семейством, предвкушая и дом в Петербурге, и чин генеральский... Водевильные моменты спектакля лишь подчеркивают остроту ситуации. Это интересно.

Любопытны женские образы. Жена Городничего (Алена Михеева и Наталья Фаустова) и дочь (Мария Багина и Марина Рахматуллина) - живут в своем придуманном мире, главное место в котором занимает внешняя сторона жизни: наряды, положение в обществе, словом, продолжение устремлений Городничего в женском варианте. Колоритна Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша (Любовь Вишневская). За комедийной стороной созданного актрисой образа - полная безысходность, зависимость от самодурства власть предержащих. В ином ключе решена роль жены унтер-офицера (Катерина Крыгина), которая «сама себя высекла». В силу молодости персонажа ее горе - не беда, но ущерб возместить за позор не мешало бы... Нужно сказать, что женское население спектакля одето в униформу, подчеркивающую подчиненное положение женщины.

В спектакле занята вся труппа театра. Единый слаженный актерский ансамбль, в котором органично сосуществуют молодежь, среднее и старшее поколения, направляемый режиссером, сумел показать правдивую картину общественных нравов, до сих пор не изжитые пороки. Горькое: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!..» - гоголевский смех сквозь слезы - так и осталось горечью и в современной российской действительности, что умно, правдиво, оригинально удалось показать в спектакле златоустовского театра.


Фото Владимира НАКОРЯКОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.