Традиционный авангард

Выпуск № 6-186/2016, Любительские театры России

Традиционный авангард

В одном из самых живописных мест в окрестностях Санкт-Петербурга - Гатчине - прошел IX Международный театральный фестиваль любительских театров и театров-студий «Авангард и традиции». Состоялся он при поддержке Союза театральных деятелей РФ, Российского отделения Международной ассоциации любительских театров (АИТА), администрации Гатчинского муниципального района, Комитета по культуре и туризму Гатчинского муниципального района, Гатчинского Дома культуры и Гатчинского театра-студии «За углом».

Думая в 1998 году о названии для нового театрального проекта, режиссер Гатчинского театра-студии «За углом» Тамара Шмакова понимала, что оно должно быть, с одной стороны, всеобъемлющим, дабы не сужать границы для творчества участников, а с другой - с годами не терять своей актуальности. Остановившись на «Авангарде и традициях», была совершенно права, поскольку сегодня в рамки этого фестиваля «вписывается» любая драматургия - классическая и современная, любая режиссура, все театральные жанры и направления. За 17 лет своего существования фестиваль объединил театральные коллективы из 14 стран Европы и США. На девятую по счету встречу приехали участники из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пскова, Москвы, Кирова, Гатчины, Сыктывкара и Резекне (Латвия). Формат международной встречи был сохранен, хотя сегодня это достаточно непросто, о чем говорили (и о многом другом, конечно) на круглом столе «Любительский театр и фестивальное движение. Реалии, проблемы, победы» и заведующая Кабинетом любительских театров СТД РФ, генеральный секретарь Российского центра Международной ассоциации любительских театров (АИТА) Алла Зорина, и профессор кафедры режиссуры РАТИ/ГИТИС, вице-президент Российского центра международной ассоциации любительских театров, президент Ассоциации студенческих театров России, председатель жюри фестиваля «Авангард и традиции» Михаил Чумаченко. К слову скажу, что за последние пять лет количество фестивалей любительских и студенческих театров увеличилось в 13 (!) раз.

В очередной раз де-юре непрофессиональные, а де-факто подчас очень профессиональные по отношению к любимому делу коллективы, удивили литературным и драматургическим материалом: Славомир Мрожек, Габриэль Гарсиа Маркес, Александр Дюма-отец, Михаил Зощенко, Рэй Брэдбери, Антон Чехов, Алексей Арбузов, Ульрих Хубб, Леонид Андреев, Рюноскэ Акутагава. Театр абсурда и психологический театр, моноспектакли и масштабные постановки, драматические и музыкальные, классика и современность. Словом, «Авангард и традиции».

Стартовал фестиваль спектаклем «Банан» Гатчинского народного театра-студии «За углом», поставленным Юрием Калугиным по пьесе С. Мрожека «Вдовы».

Театр абсурда - одно из самых сложных театральных направлений, в котором «находят себя» только единицы. Попытку Юрия Калугина вполне можно назвать удачной. При этом режиссер нашел интересный авторский ход. Перед началом он долго и подробно рассказывал историю о лебеде на первый взгляд вообще не связанную с дальнейшим действом. Но именно так он «ввел» зрителя в атмосферу театра абсурда. И сделал это талантливо.

Спектакль получился ярким благодаря и актерским работам, и сценографии (художник Вера Курицина), и музыкальному оформлению. Главные героини в варианте гатчинцев (1-я вдова - Оксана Иванова, 2-я вдова - Ольга Садоменко) - клоунессы с присущими этому стилю существования манерой поведения, интонационными и мимическими нюансами, гримом. Вначале, поняв, кем они друг другу приходятся (перекрестно любовницами умерших мужей), ругаясь и соперничая, вдруг так тонко и изящно объединились против третьей конкурентки! (Ничто так не объединяет женщин, как наличие общей соперницы.) Появление же 3-й вдовы (Наталья Корух) привнесло в действо интригу, которая, к огромному сожалению, так и осталась интригой. Героиня в белой маске и широкополой шляпой с длинной вуалью, грациозно двигающаяся, красивая, изящная, заворожив зрителя, так и не прочиталась как Смерть, приходящая в нужное для нее время и нужное для нее место.

Элементы клоунады пунктирно читались и в мужских образах - 1-го мужчины (Павел Явдосюк) и 2-го мужчины (Дмитрий Маслобоев), правда, в основном, в гриме. Безусловной удачей постановки можно назвать мастерское владение актерами этюдным методом существования с воображаемыми предметами и разнообразное обыгрывание всех ситуаций мимически, пластически и интонационно.

Черно-красная гамма придала постановке стильности и даже в чем-то аскетизма. И только официант (Александр Папулов, «Роль второго плана») «выпадал» из этой атмосферы в силу своей сверхзадачи - он читался вершителем судеб, будучи своеобразным связующим звеном между двумя, даже тремя, мирами - реальным, абсурдным и инфернальным.

Фестивальная афиша порадовала двумя моноспектаклями. Оба представляли собой инсценировки литературного материала - рассказ Габриэля Гарсиа Маркеса «Монолог Исабели, которая смотрит на дождь в Макондо» и рассказы Михаила Зощенко «Собачий нюх», «История болезни», «Аристократка» и «Честный гражданин», объединенные под общим названием «Как свободный обыватель...». Первый практически открывал фестиваль, второй его закрывал. Совершенно разные по стилистике, настроению, эмоциям, они стали своеобразным обрамлением фестиваля.

Театральная мастерская «Мечта» из Кирова предложила гатчинскому зрителю «Монолог Исабель, которая смотрит на дождь в Макондо» в исполнении Елизаветы Махнёвой и постановке Надежды Жилинской. То ли практически постоянный шум дождя, правда, изначально по звуку напоминающий горный поток, то ли голосовая монотонность и скромность в эмоциональных проявлениях актрисы тому виной, но только ближе ко второй половине спектакль «зазвучал» в унисон с Маркесом и монолог героини наполнился настоящими чувствами и чувствованиями. Буквально заворожили сцены, когда Исабель-Елизавета играла с воображаемой каплей дождя, падающей с крыши, когда вспоминала о матери, а когда вдыхала аромат розмарина, на мгновение показалось, что он (аромат) разливается по всему залу. Театральная мастерская «Мечта» увезла в родной город диплом «За перевод произведения Г. Маркеса на язык театра».

Совершенно другим по ритму, темпу и настроению был моноспектакль «Как свободный обыватель» Молодежного театра «На Кузнецкой» из Пскова в постановке Елены Быковой. Главный герой в исполнении Никиты Ефимова буквально ворвался в сценическое пространство, и в таком же бешеном темпе и отыграл весь спектакль.

В программке есть такая фраза: «...смешно, если бы события не происходили на фоне катастрофического падения нравов...» Наши нравы «падают» со времен появления человеческой цивилизации. И все никак «не упадут» окончательно. Не задавались вопросом почему? Да потому что во все времена находились «спасители» в лице людей творческих - писателей, художников, композиторов и т.д., которые умеют подмечать все наши пороки и недостатки, указывать на них и высмеивать, а значит, лечить наши души. Умение посмотреть на себя со стороны дано не каждому. Вот Михаилу Зощенко оно было дано, благодаря чему мы сто лет наслаждаемся его оригинальным искрометным юмором, удивляемся его точным метафорам, его зоркому взгляду и острому перу. Все это попытались воплотить Елена Быкова и Никита Ефимов. Не все, к сожалению, получилось, например, не хватило интонационной и голосовой актерской палитры, поэтому разные герои «звучали» одинаково, вследствие чего в спектакле была некая монотонность и однообразие, но только в голосовом плане. Потому что во всем остальном - это был фейерверк эмоций, динамика и потрясающая трансформация вещей, удивляющая своей простотой. Так, обыкновенная лестница может стать дверью или... женщиной, отрез ткани мгновенно превратиться в больничную одежду или наряд оперной дивы, а барабан - в окно на чердаке... Это был настоящий мастер-класс на тему отношения к предметам: любая вещь при умелом с ней «общении» может раскрыться с совершенно неожиданной стороны. Нужно только чуть больше фантазии и воображения, чем и «заразил» актер весь зрительный зал.

Михаил Зощенко писал о пороках и проблемах общества, в котором он жил, о том, что практически каждый из нас имеет свой скелет в шкафу. Как раз эту интонацию режиссер уловила и воплотила в своей постановке, совершенно заслуженно удостоенной диплома «Приз зрительских симпатий». Актер разыграл перед нами веселый кошмар, как в свое время назвал театр режиссер Андрей Гончаров.

Московский детский театр «Клякса» представил на суд гатчинского зрителя спектакль «И были несчастливы...», поставленный Еленой Салейковой по рассказам Антона Чехова.

Режиссер попыталась в очередной раз ответить на вопрос, почему любовные истории, которые всегда начинаются так счастливо, только для единиц оборачиваются настоящим подарком небес, а для большинства становятся или разочарованием, или трагедией, или испытанием и т.д. Почему же «были несчастливы»? Да потому что природу человеческую не изменить. Мы не умеем быть искренними и зачастую сказанное слово значит что-то совершенно противоположное, как, например в рассказе «Верочка», где Огнев (Алексей Чернюгов), говоря о своей «приличности», успевает приобнять всех присутствующих на сцене дам. Мы разучились быть открытыми, честными, жить правильно. А потому и несчастливы и в браке, и любви, и в одиночестве.

В спектакле используются разнообразные театральные приемы от теневого театра как иллюстрации внутренних переживаний и чувств героев до совершенных условностей как отстранение от происходящего на сцене.

Черно-белая цветовая гамма в сценографии и костюмах, теневой театр, работа актеров с разноцветными шарфами и песни в исполнении Александра Вертинского придали постановке стильности, хотя и был некий перебор в музыкальном оформлении. Но вот о чем действительно можно сожалеть, так это о технических перестановках между рассказами. Все бы ничего, если бы одновременно не разыгрывалась единственная настоящая, живая сюжетная линия - отношения Ольги Книппер-Чеховой (Лия Ратия) и Антона Чехова (Михаил Медведев), отмеченных диплом «За актерский дуэт».

Кто-то из актеров был точнее в оценках, кто-то был ярче по форме, кому-то удалось «выплеснуть» больше эмоций (обратила на себя внимание Елена Печенкина и в роли Кушкиной («Переполох»), и в роли Клеопатры Петровны («Неудача»), но все без исключения исполнители получали колоссальное удовольствие от того, что они делают на сцене. И за это им огромное спасибо.

Покорил своей детской непосредственностью, задором, искренностью и ансамблевостью спектакль «Вино из одуванчиков» Театра юношеского творчества Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, поставленный Алисой Ивановой и Юлией Кругловой по одноименному роману Рэя Дугласа Бредбери.

Юные актеры (а на сцене были в основном дети) сотворили чудо - они создали атмосферу первого утра такого долгожданного лета. Они напомнили, что все мы родом из детства, что все мы когда-то так же отчаянно ждали первый летний день, чтобы вырваться на свободу, делать, что хочешь, бежать, куда хочешь, общаться, с кем хочешь, и совершать безумные хорошие поступки. По окончании спектакля хотелось сказать им всем спасибо за напоминание о том, что ничего в этой жизни нельзя упускать, что каждая «мелочь» может стать «вином из одуванчиков», которое возможно «повторить» только в памяти, что нужно ценить каждую секунду своей жизни и общение с родными и близкими людьми, потому что когда они уходят, они останутся жить в нас только в том случае, если была натянута между нами связующая нить.

В чем-то была попытка доказать, что «взрослые и дети - два разных народа». Но ничего подобного у ребят не получилось - своей работой они доказали совершенно обратное: мы - взрослые и дети - одно целое, а существующая пресловутая проблема отцов и детей имеет место быть далеко не у всех, и всегда при желании и мудрости можно найти общий язык.

Спектакль начинается и заканчивается сумасшедшими танцами (решение пластических сцен Алины Михайловой), за которые можно простить какие-то технические огрехи постановки. В некоторых сценах невозможно было уследить за всем происходящим - настолько был спектакль, получивший диплом «За актерский ансамбль», густонаселенным, живым и динамичным.

Совершенно противоположную гамму чувств мы испытали на спектакле Санкт-Петербургского Театра нового зрителя «Синтез» «Жизнь человека» в постановке Андрея Лунина и Елены Озирной по одноименной пьесе Леонида Андреева.

Это была одна из самых профессиональных постановок, представленных на фестивале. Но какая же безрадостная и безнадежная! Даже вспомнились чьи-то слова: «Не радуйтесь первому шагу ребенка - это первый шаг к его смерти».

После просмотра захотелось выйти на улицу, вдохнуть чистого воздуха, услышать птиц, ощутить какой-то приятный аромат и воскликнуть: «Да здравствует жизнь! Какое счастье, что я живу!» Казалось, что постановщики каким-то непостижимым образом собрали в одну постановку все без исключения, что есть плохого в нашей жизни. В жизни каждого человека.

Задают «тон» спектаклю появление в «Прологе» Некоего в сером (Леонид Васильев) и в первой картине «Рождение человека и муки матери» четырех старух (Любовь Леонюк, Елена Воронкова, Василиса Богина, Екатерина Котина, диплом «За ансамбль старух»). Эти четыре мерзких, скользких, черных по своим делам существа решены в только им свойственной пластике, им найдены скрипучие голоса, противный смех, и будут они появляться на протяжении всей жизни человека. Они и повивальные бабки, и сплетницы, и вроде как сказочные персонажи (поскольку в «чистом виде», конечно, в жизни таких не встретишь), но на самом деле (и это самое ужасное) такие «старухи» в разном обличье есть рядом с каждым из нас: они интересуются нашей жизнью, они во все суют свой нос, они сплетничают, превращая нашу жизнь в настоящий ад.

Постановщики пошли за автором и поставили спектакль, наполненный символами, знаками, тайными смыслами, которые зритель должен декодировать и делать собственные выводы: что такое вообще есть жизнь человека и для чего она нам дана. Они сделали попытку исследовать, что же на самом деле зависит от самого человека, властен ли он своими поступками изменить предназначенную ему свыше судьбу, за что и были отмечены дипломом «За исследование трагического». Выводы, скажу я вам, довольно не утешительны.

Перед тем, как скажу несколько слов о следующей постановке, поймала себя на мысли, что фестиваль «Авангард и традиции» в этом году напоминал качели: рядом с жизнеутверждающим обязательно был не вселяющий надежду, рядом с моноспектаклем было масштабное полотно, рядом с трагедией была комедия и т.д.

Представленная студенческим музыкальным театром «Верона» из Екатеринбурга «Баллада о мушкетерах» Максима Дунаевского перевернула вообще все устоявшиеся знания о самом романе, о телеверсии Георгия Юнгвальда-Хилькевича 1979 года и современном продолжении этой истории, где появляется новое мушкетерское поколение. Понять, что происходит на сцене, и какую версию нам представляют «веронцы», было невозможно. У них смешалось все: и сюжеты, и действующие лица, песню о святой Катерине, которую в фильме исполняла Кэт, вдруг спела... Констанция, и так далее в том же духе. Одним словом, совершенно вольная интерпретация. Актеров и режиссера (Александр Патрушев), который тоже исполнял одну из ролей, «спасает» только то, что в определенный момент становится просто интересно - до чего в своей дерзости может дойти современная молодежь. И тогда перестали обращать внимание и на деревянные шпаги, и на пение мимо нот, и на технические накладки, а воспринимали все как актерский капустник, в котором, как известно, допускается все, и наградили дипломом «За дебют в фестивале».

Украшением фестиваля стал спектакль Санкт-Петербургского студенческого театра Политехнического университета Петра Великого. Режиссер Виктор Борисенко обратился к пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Назвав свой спектакль «Маратик», он расставил новые акценты в этой истории.

Главные герои Маратик, Леонидик и Лика, пройдя все испытания, став взрослыми людьми, сделав важные выборы и приняв важные решения, остались теми же подростками из блокадного Ленинграда и пронесли через всю жизнь то светлое чувство, которое спасло во время самых страшных испытаний. Три молодых актера сыграли настоящую историю о трех разрушенных судьбах. Лика в исполнении Марии Сафоновой (диплом «Лучшая женская роль») вначале по-детски наивна, искренна в своих чувствах, эмоциях и словах, а в финале - мудрая, прожившая, в общем-то, несчастливую жизнь женщина, скупая в чувствах, сдержанная эмоционально. И этот переход актриса сыграла естественно и гармонично. Маратик в исполнении Дмитрия Балканского, хоть и вынесен в название спектакля, самым главным все же не был. Вместе с Александром Бухтояровым, исполнителем роли Леонидика, они стали «огранкой» Лики, которая по версии театра и была самой «бедной» в их общей истории. Наверное, в том, что актерам, знающим о войне только из книг и рассказов очевидцев, удалось передать всю глубину чувств и подлинный трагизм ситуации, заслуга режиссера, отмеченного дипломом «За лучшую режиссуру».

Ко всему прочему, использовав видеоряд 1940-х годов, что, с одной стороны, и работало на атмосферу постановки, а с другой, вроде как и разрушало ее, поскольку в последнее время использование в театре видео уже стало таким привычным и обыденным, режиссер все же перекинул исторический мостик.

Детективная история Сыктывкарского народного театра «Фантастическая реальность» «В чаще. Записки судейского чиновника», поставленная Ларисой Ивановой по новелле Рюноскэ Акутагава, была отмечена на фестивале двумя дипломами: «За лучшую режиссуру» и актер Сергей Шишуков за роли Дровосека и Стражника.

Напомню (или сообщу) в двух словах сюжет. Происходит убийство. Судейский чиновник ведет допрос. Семь человек. Семь разных версий происходящего. Истина одна, а правда у каждого своя. Как найти правильный ответ?

Задник оформлен по последним новейшим технологиям в японским стиле с использованием проекций. Посередине сцены на полу - квадрат белой ткани, напоминающий татами, на который один за другим выходят герои, выполняют приветственный ритуал в японских традициях, подкладывают под колени подушечку и начинают рассказ о происшедшем в чаще от имени дровосека, жены убитого, монаха, старухи и др. В каждой сцене - по одному актеру, ведущему диалог с предполагаемым судейским чиновником. Наблюдать за актерами во время «вопросов чиновника» было безумно интересно. Все отражалось на их лицах, проживалось ими с такой достоверностью и так органично, что создавалось полное ощущение присутствия судейского чиновника на сцене.

Спектакль, выдержанный в эстетике японского минимализма в выразительных средствах и цветовой гамме, запомнился яркими актерскими работами, что присуще театру русскому.

Не менее запоминающимся событием стал спектакль Резекненского народного театра (Латвия) «Ковчег отходит в восемь» по пьесе Ульриха Хубба в постановке Мары Заляйскалнс, сыгранный на латышском языке.

Неожиданный успех у гатчинского зрителя объясним только одним. При том, что мы не понимали ни слова (правда, подробное содержание можно было прочитать в программке), оторваться от действа было невозможно по причине сумасшедшей положительной энергетики актеров. Постепенно настроившись на мелодику латышкой речи (к слову скажу, что театральный критик, режиссер, член правления СТД Эстонии, председатель Совета Русского театра в Таллинне, член жюри фестиваля Яак Алик признался, что эстонский и латышский языки совершенно разные, и он, как и все в зале, не понимал ни слова), казалось, что попал в совершенно незнакомый, но такой интригующий мир.

В спектакле были отмечены потрясающие костюмы (художник Инара Апеле награждена дипломом «За сценографию и костюмы») и очень удачно использованы элементы кукольного театра (летающая бабочка, куклы-пингвинчики в руках главных героев).

По сюжету, главные герои - три пингвина - сталкиваются с проблемой выбора - Ноев ковчег предназначен только для двоих каждого вида животных, но их трое. Как они поступят? Ведь, как известно, пингвины своих не бросают. И они находят выход! Нам же, людям, остается только у них поучиться... человечности и умению жертвовать собой.

Фестиваль «Авангард и традиции» задумывался как творческая мастерская по обмену опытом и знакомству с международным любительским театральным движением. И эту функцию он продолжает выполнять из года в год. Не стала исключением и эта встреча, в рамках которой помимо всего вышеизложенного были проведены и два мастер-класса по актерскому мастерству Елены Салейковой (Москвы) и Алисы Ивановой (Санкт-Петербург). Своеобразным «обрамлением» стали церемонии открытия и закрытия фестиваля, сделанные силами гатчинских творческих коллективов: театров «Маска», «Буфф» и «Мюзик-холл», образцового коллектива «Эльдорадо» и цирка «Гротеск». Все обсуждения спектаклей проходили в доброжелательной обстановке, хотя говорилось все - и приятное, и не очень. Но все было услышано. Через два года увидим, насколько.

 

Фото Эвы МАРКОВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.