Разгадать тайны Достоевского / Фестиваль камерных спектаклей в Старой Руссе

Выпуск № 6-186/2016, Фестивали

Разгадать тайны Достоевского / Фестиваль камерных спектаклей в Старой Руссе

Фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского, что прошел в ноябре в Старой Руссе, оказался, похоже, единственным в Год литературы «чисто литературным» фестивалем. Правда, такого рода исключительность не принесла ему никаких преференций. Наоборот - лишь при помощи больших усилий, и, как это часто бывает, в последний момент получил он финансовую поддержку Министерства культуры, сложно формировал программу, стараясь представить театрального Достоевского в разнообразии названий и жанров прочтений, настойчиво отвоевывал свою территорию в городе, отдыхающем от недавних торжеств по случаю собственного тысячелетия и приезда на празднования президента страны.

Предъюбилейный, ХIХ фестиваль, казалось, добирал дыхание перед следующим годом - вычерчивал перспективы и ставил задачи на будущее. Так, например, после проведенных впервые «читок» сцен «Братьев Карамазовых» (которые, к слову, Достоевский написал именно в Старой Руссе 135 лет назад!), стало понятно, что даже таким опытным артистам, как Всеволод Чубенко или Бируте Марцинкявичюте, смело и отчаянно пытавшихся в актерских эскизах приблизиться к героям романа, вне режиссерской воли существовать сложно. Хотя именно здесь, в Старой Руссе, это было интересно. Потому что трактир, где встречался Иван Карамазов с Алешей, возле водонапорной башни, а дом Грушеньки - это вот то желтое здание, через реку Перерытицу, что видна из окна Научного центра Достоевского, который на время ремонта дома Федора Михайловича приютил участников фестиваля. Читки - история современная и полезная, и очевидно, что на будущий год к участию в них должны быть привлечены режиссеры. Те, кто уже ставил Достоевского и понимает, как подступиться к классику. А может и наоборот - те, кто только получит возможность прикоснуться к этой великой литературе и попробовать свои силы.

Нужно будет обязательно продолжить и первый, но достаточно успешный опыт «живых чтений» «Братьев Карамазовых». Иногда впервые открывая страницы романа, читали его лишь старшеклассники, но нынешняя популярность этого действа, о чем свидетельствовали недавние всероссийские чтения «Войны и мира», дает основания предположить, что в этот процесс с радостью вовлекутся и многие жители Старой Руссы, постоянные зрители фестивальных спектаклей и участники всевозможных мероприятий, которые проводит Дом-музей. Так, например, в канун дня рождения Достоевского здесь традиционно подводятся итоги чтецкого конкурса среди школьников. С разной степенью уверенности и внутренней свободы, подготовленности и природных способностей ребята читают иногда те же самые монологи и отрывки, что входят в спектакли профессиональных артистов. И как бы кстати были бы здесь актерские «мастер-классы»!

Впрочем, никакая самая интересная и разнообразная «off-программа» не заменит основного конкурса. А он сложился в этом году достаточно гармонично, поровну поделив спектакли между двумя площадками - камерной (музей Достоевского) и большой - Дом культуры «Русич». Сотрудники музея, почти два десятилетия тому назад придумавшие этот фестиваль, достаточно ревниво относятся к увеличению его формата.

«Кроткая» Ирины Керученко театра «Самарская площадь», показанная в первый день и получившая приз за «Лучший спектакль» и «Лучшую режиссуру» задала фестивалю очень высокий профессиональный уровень. Тонко и точно вычерченный, до мелочей продуманный спектакль, несмотря на всю свою камерность, несет в себе приметы большого стиля.

Режиссер раскладывает авторский текст на два голоса. Герой  рассказывает свою историю, нервно и стремительно отматывая ее с конца, так же стремительно, одну за другой, запутываясь в них и расшвыривая их хранившие ящики комода, набрасывал в самом начале спектакля нитки жемчуга на шею своей уже мертвой жены. Кроткая часто вмешивается в рассказ: уточняет, объясняет, демонстрируя свое понимание происходящего, пытаясь доказать право на свою жизнь. В стремлении этой юной, нежной красавицы быть понятой, быть любимой чувствуется внутренняя сила. Тем сильнее искушение ее сломать.

Достоевский написал в предисловии своей повести, что его герой в этом ночном монологе, случившемся после самоубийства Кроткой, «уясняет себе дело и собирает „мысли в точку"», чтобы прийти к правде, которая «неотразимо возвышает его ум и сердце».

Герой Владимира Лоркина действительно, на протяжении всего спектакля очень трудно и мучительно собирает «мысли в точку». Его беда не от нежного сердца, его горе от острого, глубокого, горячечного ума. Жестко и подробно он препарирует себя, пытается понять истоки собственной низости, предъявить высший счет к себе. И кажется, что он мог написать статью Раскольникова, а потом терзаться его вопросами про тварь дрожащую и право. Закроется занавес - а жизни дальше у него не будет. И вовсе не потому, что потерял единственную любовь своей жизни. Потерял себя.

В пространстве этой стерильно чистой комнаты со свежевыбеленными стенами и заклеенными бумагой окнами, с ее идеальным порядком и минимумом вещей вообще не может быть нежности, радости, теплоты. Именно в пустоте, в бесчувственности, в сложных умственных схемах будет стремительно, но неотвратимо таять надежда Кроткой на близость, на понимание, на счастье. А вслед за этим исчезнет желание жить. Потому что невозможно.

Вне времени, вне примет исторической эпохи спектакль звучит горько и современно: обостренное самолюбие, человеческая закрытость, неумение чувствовать и сопереживать почти всегда приводят к трагедии.

А вот главной героиней пластико-хореографического спектакля белорусского театра танца «Альтана» стала именно Кроткая. Нежная, чистая, хрупкая девушка с иконописным лицом и лебединым изгибом точеной шеи словно сошла с картин великих русских художников ХIХ века. Такая одухотворенная красота должна была быть обречена на счастье. Проживая вместе с этой Кроткой ее историю, вопреки собственному знанию хотелось верить в возможность «счастливого конца». Но не случилось. Жизнь и обстоятельства, глупое непонимание и обиды цинично разрушили, сломали это женское совершенство.

Исполнители и создатели этого спектакля очень молоды и не полагают себя опытными профессионалами. Но, к счастью, обаянием юности не исчерпывается привлекательность спектакля. Он имеет «легкое дыхание», сделан вполне профессионально (режиссер Елена Медякова), серьезно продумана его композиция, в которой звучащие фрагменты авторского текста и сложная музыкальная партитура (Чайковский, Рахманинов, Шостакович) неожиданно и оригинально сочетаются со свободными, но лапидарными пластическими композициями.

Свободой и продуманностью отличалась и монодрама «Злой спектакль» тольяттинского Театра Юного Зрителя «Дилижанс». Сложная, философская пьеса-фантазия Клима, вступающего в непростой диалог с Достоевским, имеет целых два столь же непростых подзаголовка «„8 из числа 7", или 7 ДНЕЙ С ИДИОТОМ, несуществующие главы романа „ИДИОТ"», а еще «нечто, не имеющее ничего общего с романом «Идиот», но то, о чем, возможно, мог бы рассказать один из его героев или случайных наблюдателей этой истории». Поставленный и сыгранный артистом тольяттинского театра «Дилижанс» Петром Зубаревым спектакль в ряду представленных на фестивале достаточно традиционных, и в силу этого не всегда успешных (как, например, у театра «Алые паруса» из Санкт-Петербурга в спектакле «Свидания в белую ночь») инсценировок, стоял особняком.

Яростный, злой монолог-размышление, монолог-предупреждение, звучащий от лица бесконечно трансформирующегося героя - от странного «чешуйчатого существа», что поджидает каждого в темноте души - к Иуде, предавшему учителя, но самозабвенно его любящего, наполнен цитатами из Библии, отсылками к «Идиоту» Достоевского, «Превращению» Кафки. Молодому артисту при минимализме выразительных средств удалось наполнить этот сложный образ невероятной энергией мысли и заставить зрителей задуматься над вопросами, которые действительно хочется вытеснить из сознания. Лапидарность формы и необычность содержания придали этому спектаклю остроту и современность звучания, которые и были отмечены жюри фестиваля, присудившим Петру Зубареву диплом «За лучшую мужскую роль».

Актриса Национального театра Литвы Бируте Марцинкявичюте, известный и опытный создатель моноспектаклей, представила в Старой Руссе Независимый проект Международного фестиваля «Отражение», созданные в содружестве со здешним фестивалем «этюды по мотивам прозы Ф.М. Достоевского». Названный «Ангелы Достоевского», спектакль включал в себя фрагменты из «Идиота», «Бесов», «Мальчика у Христа на елке». Нежная женственность и изысканная лиричность актрисы, которую изящно подчеркивал чуть уловимый в речи акцент, позволили Бируте очень точно воссоздать чистый и справедливый мир детской души, символизирующий для Достоевского нравственную близость к Богу. Сложенные воедино и рассказанная князем Мышкиным трогательная и печальная история Софи, и трагические, но светлые рождественские «страсти» Мальчика, прожитые актрисой с завораживающей искренностью и психологической точностью, разрушая стереотип восприятия, представляли чуть другого Достоевского - пронзительно нежного, мягкого, лиричного.

Удивительно, но фестивальные спектакли, даже сложенные из фрагментов разных произведений писателя, не повторяли их. Так, в спектакле «Среди миров» петербургского «Классического театра» игрались монологи Аркадия Долгорукова из «Подростка», Снегирева из «Братьев Карамазовых», Настасьи Филипповны в знаменитой сцене у Ганечки. Режиссер Андрей Тупикин в спектакле «Сны» Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» объединял «Сон смешного человека», «Бобок» и «Рассказы из подполья». В музыкально-литературном перформансе «Город туманов из снов» авторская музыка Леонида Левина причудливо и необычно сочетала строки из Достоевского со стихами Осипа Мандельштама и Андрея Белого.

Разные по мере художественной состоятельности, по осмысленности границ режиссерской интерпретации, по качеству актерского исполнения, фестивальные спектакли радовали жгучим интересом к Достоевскому, острым желанием разгадать его тайны. Неисчерпаем, велик и современен Федор Михайлович. И, значит, вновь и вновь будет собирать Старая Русса спектакли по его произведениям.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.