Сюжеты о любви / Межрегиональный фестиваль адыго-абхазских театров "Наш Кавказский меловой круг"

Выпуск № 6-186/2016, Фестивали

Сюжеты о любви / Межрегиональный фестиваль адыго-абхазских театров "Наш Кавказский меловой круг"

Традиционно «Наш Кавказский меловой круг» проходил в Национальном театре Адыгеи им. И. Цея. Шесть театров из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии (Алании), Калмыкии приняли участие в конкурсной программе. Открылся фестиваль комедией «Как похищают красавиц» по пьесе известного драматурга Б. Аппаева, представленной старейшим на Северном Кавказе Кабардинским театром им. А. Шогенцукова. На IV фестивале Кабардинский театр показал трагедию А. Толстого «Орел и орлица», стильный, умный, мощный по актерскому составу спектакль, признанный в 2013 году лучшим на фестивале.

Действие спектакля «Как похищают красавиц» с разрешения автора перенесли в Кабарду, добавили национального колорита и юмора. Сюжет прост - два соседа, устав от семейной жизни, влюбляются в молодую разведенную соседку. Женам, конечно, это не нравится, и они выгоняют горе-мужей из дома. Но у соседки свои проблемы, и ей они тоже не нужны. Чтобы посмеяться над незадачливыми ухажерами, она предлагает им ее похитить.

Режиссер Владимир Теуважуков поставил не бытовую историю. Его спектакль - парад аттракционов, мир, где разбушевалась стихия игры, где дома в виде бурок сами бегают по сцене, а герои живут по законам фарса. Они сами не всегда это понимают, но всегда принимают правила игры, предложенные режиссером. Здесь царит не сюжет, хотя на нем тоже держится действие, а театральные страсти, кто кого переиграет, обманет, выставит глупцом. И всем - зрителям и актерам - предложенная В. Теуважевым игра по вкусу. Слуги просцениума, они же дети одного из героев, в сцене рыбалки на глазах зрителей будут подвешивать рыбу на крючок своего отца и с радостью включаться в любую сценическую неразбериху. Все это смешно, вкусно, с юмором и какой-то почти детской верой в предлагаемые обстоятельства сыграют Б. Шибзуков и К. Хашев. В их чуть пьянящей влюбленности будет мальчишеская робость, а конфликт с женами выльется в стихию откровенно фарсовой игры, когда взаправду или понарошку будет зависеть только от актеров. Бесконечная череда гэгов и придумок закончится похищением, но не невесты - один из героев похитит другого, переодетого в женское платье. И все это произойдет на глазах у домочадцев. В финале актерские реплики тонули в зрительском хохоте.

Делать прогнозы, ставки, определять, кто лучше, на этом фестивале не стоит. У каждого театра своя нелегкая судьба. Государственный республиканский Абазинский драматический театр - один из самых молодых на Кавказе. Созданный в начале ХХI века с целью сохранения языка и культуры, театр робко и несмело пытается найти свой театральный стиль. Актеры-абазины настоящие патриоты и подвижники своего дела. И «Кавказский меловой круг» для них особенно важен - посмотреть, поучиться, поговорить. Они и не скрывают, что в своем стремлении построить театр, а театр для них не только институция, но и собственное здание, они не всегда находят понимание, а здесь, на фестивале, они всегда ощущают поддержку.

Обидно, что сегодня нет государственной программы и серьезной на федеральном уровне поддержки театрам этого региона. Но театры не ропщут, работают, пока есть энтузиасты. К таким театральным энтузиастам, безусловно, относится основатель и бессменный руководитель Республиканского Черкесского драматического театра им. М. Акова Моталио Абдоков. Его бесхитростные спектакли о ежедневной жизни и простых людях, оказавшихся иногда в драматической, а часто и комической ситуации, той самой, про которую в народе говорят «и смех, и грех». Большая часть поставленных пьес создана внутри театра, написана самим режиссером, рассчитана на тех актеров, которые есть в этой небольшой труппе. Женских ролей всегда больше, часто центральную роль играет Тезода Тутова, актриса умная, харизматичная, обладающая мощным темпераментом. Она в любом действе станет лидером, и в пьесе под названием «Невестка» актриса играет старую свекровь, и спектакль оказался про то, что в обществе вынуждено царит невежественный матриархат. Как и везде, в далеком черкесском селе сегодня тоже пришло время женщин-охранительниц, оберегающих не только дом, но и чистоту нации. Театр вроде бы и смеется над этим, сегодня ни русской невесткой, ни смешанными браками никого не удивишь. И причинно-следственные связи этого заблуждения объясняет с наивной простотой деревенского фарса. Но Т. Тутова играет всерьез, подробно, упрямо доказывая нежелание своей героини смириться с русской невесткой. Невежество, капризы, старческая раздражительность ее героини, кажется, работают на разрушение образа, но актриса заставляет следить за всеми переливами настроения, и прозрение играется не вспышкой, а медленно, с усиливающимся эффектом, подозрение меняется на понимание и какое-то подобие любви к Невестке. И когда, наконец, принимает благодарным сердцем русскую Невестку, понимая, что любовь выше национальных предрассудков, оголится, откроется мягкая женская сущность свекрови.

«Любишь, не любишь» башкирского драматурга Фарида Булякова сыграли в третий день фестиваля гости из Северной Осетии. Театр им. В.В. Тхапсаева - один из старейших на Кавказе. Уникальная труппа, десятилетиями складывающиеся традиции, внимание Правительства республики к театральному искусству - все это есть. Но для этой труппы нужен сильный вожак, мощный режиссер, а его в театре пока нет, как нет и интересных сценографов, как нет и многих других специалистов, без которых невозможен современный театр. Можно, конечно, расстелить коврик, что, собственно, и сделали создатели спектакля «Любишь, не любишь», выставив на сцене самый нехитрый деревенский скарб.

Буляков написал трагикомедию о старике и старухе, а место их проживания выбирал театр. В авторизованном переводе Асахмата Айларова героев зовут Габо и Аминат. Их жизнь - на пороге смерти. Вернее, смерть пришла на порог их дома. Она готова подождать еще десять лет, если за три часа герой совершит благое дело. А вот какое - не сказала. За три часа Габо и Аминат заново проживают свою жизнь, сценическое время течет чуть быстрее реального. Владимир Кумалагов и Жанна Габуева, актеры среднего поколения, играют дряхлых телом, но не душой стариков, которые с отчаянием цепляются за жизнь. По версии режиссера, воспоминания - единственное богатство этой пары. Может, не самые счастливые, но и сейчас они держат их на плаву. Начавшийся как драма, спектакль быстро набирает трагические обороты. Кульминация его - сцена, где Аминат бросает упреки мирозданию за несправедливость и жестокость, когда, потеряв очередного ребенка, она не хочет жить. В цепочке мелких мужниных грехов и прегрешений, что всплывают в памяти героини, умещается долгая жизнь. Он давно называет ее старухой, старой, он давно не называл ее по имени, никогда не сказал ей «люблю». Но любил, а понял это только в последнее мгновенье дарованной жизни.

Национальный Драматический театр им. Б. Басангова из Элисты - один из постоянных участников фестиваля. Театр, возглавляемый талантливым режиссером Борисом Манжиевым, - один из флагманов национального искусства. Его спектакль «О, Чууча, Чууча» - современный, умный, ироничный эпос, переносящий зрителей в XVIII век, когда Калмыкия стала частью русской империи. Для Манжиева, режиссера новой формации, всегда важен и пластический образ спектакля, сценографическое и музыкальное решение. С помощью обычных канатов художник Елена Варова создала бескрайнюю, оторванную от мира степь. Когда же действие переносится в Петербург, на экране появляется огромный имперский город с колоннами до неба, и герой здесь чувствует себя почти букашкой, ничтожеством.

Среди множества действующих лиц - от российского императора до самого автора, режиссер сразу выделил нойона Чуучу. Впервые героем стал человек, который должен вызывать негативные чувства. Вячеслав Хургунов сыграл обычного маленького человека, ущербного и униженного, но получившего власть и ставшего диктатором, чудовищем, теряющим человеческий облик. Абсолютное зло от абсолютной власти показал режиссер, и Манжиеву этот герой интересен. Он его изучает. Изучает, как удельный князек Чууча ломает судьбы, унижает и уничтожает. Эта история создается на наших глазах, здесь, на сцене, автор-летописец, калмыцкий Пимен описывает путь Чуучи. И получив власть, Чууча сразу начинает диктовать Автору новый, «правильный» сюжет. У истории нет сослагательного наклонения, нет черновиков и репетиций. Но история Чуучи на протяжении веков повторится еще не раз, и калмыки это помнят.

Спектакль «Кровавая свадьба» Анзора Емкужева Национального театра Адыгеи был на фестивале победителем в номинации «Лучший спектакль». Режиссер из Кабардино-Балкарии стал открытием этого фестиваля. Емкужев почувствовал не только дыхание великого поэта, призывавшего вернуться к трагедии. «Довольно фарсов, довольно комедий!» - провозглашал Гарсиа Лорка, по пьесе которого поставлен спектакль. Театр к этой работе отнесся серьезно - был сделан новый перевод и адаптация пьесы, молодые актеры прошли хорошую хореографическую и пластическую выучку. Важно и то, что в труппе театра есть талантливая актриса Асиет Вайкок на роль Невесты.

В стихах Лорки режиссер нашел ритм спектакля - сначала медленный, потом стремительно убыстряющийся. Магия ритма, в котором живут и действуют герои, завораживает. Здесь не все сыграно, пьеса сокращена, убраны причинно-следственные связи вражды родов, семей. Вражда и убийство уведены театром на периферию сюжета. Главное здесь - любовь. Любовь как жизнь, как дыхание, как возможность: любовь, ради которой можно умереть. Любовь, которая звучит как музыка. «Она написана по Баху», - говорил Лорка о «Кровавой свадьбе», она поставлена по Баху и Шопену с нотками меланхолии, с тоской о том, чего уже никогда не будет, с грустью о той свободе, которую героям никогда не увидеть.

Среди героев этого спектакля, разделенных на два лагеря, Жених и Невеста оказываются в одном, в лагере любящих. Казалось бы, автор снял все индивидуальные черты. Но режиссер и актер Аскербий Жудов дали им право любить и страдать. Он не готов ненавидеть Невесту, сбежавшую из-под венца, он не в силах мстить той, что не полюбила его. В его слабости ожила его сила, сила бескорыстной преданной любви.

Неизменные гости фестиваля адыго-абхазских театров - артисты Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького представили на суд зрителей и коллег спектакль «Тест» по пьесе Лукаса Берфуса.

В пятый раз разомкнулся «Кавказский меловой круг», и надеемся, что через два года театры соберутся снова. Надеемся, власть на всех уровнях - от республиканского до федерального - найдет возможность помогать театрам Северного Кавказа и словом, и делом. Кавказ гостеприимен - там гостям отдают самое дорогое, отдают свое сердце, дружбу и любовь. И спектакли там все чаще ставят про любовь, а не про войну.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.