Якутск

Выпуск №7-117/2009, В России

Якутск Спектакль Русского академического театра «Оставьте ваши насмешки» как-то выпал из поля зрения театральной критики, что несправедливо, потому что, на мой взгляд, эта постановка самая зрелищная в сегодняшнем репертуаре театра и, да простят меня за тавтологию, самая театральная.

Главный режиссер театра Алексей Орлов в качестве драматургического материала выбрал сразу несколько ранних произведений Чехова и сам же их инсценировал. В основу комедии легли две чеховские пьесы - водевиль «Медведь», известный старшему поколению зрителей по кинематографической версии 1938 года с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской в главных ролях, плюс одноактная пьеса-шутка «Предложение», в свое время превращенная Иосифом Райхельгаузом в оперно-балетный театральный хит «А чой-то ты во фраке?», в котором блистали Петренко, Филозов и Полищук. Еще три рассказа, включая хрестоматийную «Хирургию», служат режиссеру чем-то вроде знаков препинания для связки двух главных предложений.

Объединяющую роль играет и сквозной персонаж – уездный доктор Павел Иванович – в исполнении Михаила Мамлеева резонер, ловелас, сваха по совместительству. Не слишком озабоченный физическим здоровьем больных, в своем обращенном к зрителям вступительном монологе он говорит о современных достижениях психиатрии, среди которых отказ от смирительных рубах в пользу развлечений, тем самым задавая тон к восприятию спектакля как терапевтического средства, где юмор – главное лекарство. Насколько юмор этот близок к чеховскому, вопрос, наверное, правомерный, но праздный, поскольку ни режиссер, ни актеры не ставили перед собой цели приблизиться к первоисточнику, их сверхзадачей было создание легкого, смешного действа на уровне анекдота, что им в полной мере удалось.

Говорить легко и весело о вещах серьезных – дело непростое. Главная тема спектакля – отношения мужчин и женщин, их вечная дуэль, в которой нет победителей, – глубока и неисчерпаема, и чтобы не впасть в натужное морализаторство и ходульную схематичность, нужны особые театральные средства. Они и были найдены в процессе отхода от театра психологического к театру игровому, что для Русского академического является определенным новаторством. Это объясняет и даже оправдывает некоторые изъяны и недоработки в стилистике спектакля. К примеру, отличное музыкальное оформление Сергея Черниговского сработало бы на все сто процентов, если бы актеры массовки, включая рабочих сцены, меняющих декорации по ходу действия, тоже двигались в заданном музыкой ритме. Все-таки для настоящего водевиля, а спектакль местами явно претендует на этот жанр, одного германского канкана Эльзы Карловны, великолепно исполненного Аллой Бузмаковой, да пары романсов явно недостаточно. В результате самыми яркими и запоминающимися становятся образы косарей – персонажей совершенно второстепенных.

Дуэль помещицы Поповой, томной и жеманной вдовушки (Татьяна Мамлеева) с отставным артиллеристом Смирновым (Евгений Стрельцов), грубым и неотесанным с явным перебором солдафонства, дуэль словесная и на пистолетах, по законам жанра переходящая в пылкую страсть, становится финальным аккордом спектакля, но отнюдь не окончательной точкой в извечной борьбе полов. Несомненной актерской удачей стала роль Натальи Чубуковой в исполнении Евгении Адамчук. Весь свой доселе скрытый комедийный талант и темперамент она вложила в образ перезрелой красотки с мужскими замашками, погрязшей в хозяйственных делах и вроде бы махнувшей на себя рукой, чье женское начало мгновенно вспыхивает, как солома, к которой поднесли спичку, стоит появиться на горизонте жениху, даже такому малохольному, как Ломов (Илья Данилевский). На этой роли или, я бы даже сказал, сольной партии держится все первое действие спектакля. Заочная дуэль двух актрис – Евгении Адамчук и Татьяны Мамлеевой, принадлежащих к тому же к одному поколению, придает всему спектаклю особый шарм, наполняя его внутренней энергетикой состязания.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.