Не бойтесь задавать вопросы / "Любопытный слоненок" в Детском театре "А-Я"

Выпуск № 6-186/2016, Премьеры Москвы

Не бойтесь задавать вопросы / "Любопытный слоненок" в Детском театре "А-Я"

Детский музыкально-драматический театр «А-Я» находится в Петровском переулке, то есть на бывшей улице Москвина, как бы во дворе Театра Наций. Точнее, в доме, где в разное время жили Сергей Александрович Есенин и Мария Ивановна Бабанова, что удостоверено соответствующими мемориальными досками.

Но вход в театр «А-Я», в этот крохотный уютный подвальчик не с фасада мемориального дома, а со двора. Атмосфера здесь семейная, располагающая к неспешному общению с прекрасным. Источником оного в театре «А-Я» всегда является первоклассная литература. В крохотном зале играют даже «Ревизора», но позволяют себе и эксклюзив, вроде «Подщипы» Крылова или «Золотого горшка» Гофмана.

«Любопытный слоненок» Редьярда Киплинга достойно пополнил этот ряд небанальных названий. Взрослые зрители, напуганные тезисом классика: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», напрасно вспоминают перед началом эту страшилку. А для детей в спектакле режиссера Александра Бордукова много музыки, песен и африканских красот. Он ставит яркое, но вовсе не бездумное зрелище. Главная его тема буйство жизненных сил юного существа, которое осваивает мир с энтузиазмом неофита. Конечно, процесс этот многотрудный и опасный, но Слоненка, целеустремленного и наивного в исполнении Богдана Осокина, бесстрашным делает природная и возрастная страсть к познанию.

Мир вокруг героя сам по себе прекрасен. Сценограф Дмитрий Дробышев, сочиняя Африку, придумал уютные пальмы-торшеры и пестрые кресла-мешки, на которых начертаны египетские письмена или яркие контрастные узоры. Животным художник по костюмам Ольга Оськина дала остроумный «прикид», по которому каждого персонажа не только легко узнать, но и понять тот или иной характер юному зрителю тоже не трудно.

Длинноногая кокетка Страусиха (Анна Кунгурцева), мнящая себя балериной или телезвездой, лентяйка Бегемотиха (Лидия Вольнова-Тошич), на мир смотрящая сквозь темные очки, чтобы не видеть лишнего, энергичный, но бестолковый Павиан (Андрей Денисков), которому интересны только бананы, - вместе они готовы в любой момент накинуться на беззащитного Слоненка и отдубасить его, само собой, с педагогическими намерениями, а главное, чтобы не высовывался.

Есть тут особи более сильные, но и более равнодушные.

Романтик Жираф - Константин Хрустачев на все смотрит сверху, Питон - Гозий Махмудов, пластичный и загадочный, силой своей делиться не станет, хотя велик соблазн перенять его «удушающий метод». От Попугая - Владимира Трушникова толку тоже мало. И только птичка Колоколо - Наталия Завьялова к Слоненку ближе прочих в силу собственного любопытства. У каждого персонажа есть своя вокальная партия, точнее, песенка с забавными, ироничными и чуть лукавыми стихами (авторы А. Бордуков и А. Добровольская).

Режиссер, сохраняя серьезность притчи о становлении характера, вместе с хореографом Александром Хонгом ставит эту сказку еще и как путешествие за истиной. То есть, превращает спектакль в маленькую Одиссею. Здесь особым, очень эффектным образом, как преодоление многих препятствий (но и как игра, иначе детям было бы скучно), выстроены пластические эпизоды путешествия к речке Лимпопо, где обитает Крокодил (все ведь началось с того, что Слоненку крайне важно было узнать, что тот ест на обед).

Другой смысловой пласт истории - опыт обретения новых свойств и качеств характера, в частности, способности к самозащите, и цена этого опыта.

У «первородного» Слоненка, каким он предстает у Киплинга, нос был, оказывается, очень маленький, что доставляло герою массу неудобств. Встреча с Крокодилом, грозившая стать роковой, оказалась, как ни странно, крайне полезной.

Сам Крокодил - Евгений Уманский, похожий на ковбоя, ироничный и элегантный, сохраняя почти голливудскую улыбку, готов был Слоненка съесть. Но чувство самосохранения и природное упрямство спасли любознательного героя. Растянув свой нос в борьбе за жизнь, Слоненок обрел эффектный орган, крайне полезный в быту. Об этом он, по наивности, поспешил поведать соседям. Разумеется, вызвало это, в основном, зависть. Больше того, Слоненка многие стали побаиваться, поскольку он начал в определенных случаях давать сдачи. Такова, кроме прочего, польза любознательности.

Со стороны порадуешься.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.