Гастрольные проекты Министерства культуры РФ

Выпуск № 6-186/2016, Событие

Гастрольные проекты Министерства культуры РФ

Встреча с руководителем Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ Антоном Александровичем Прохоровым.

Третий год команда Центра выполняет поставленные задачи и взятые обязательства. И каждый год добавляет сама себе новые. Новая программа, предусматривающая поддержку региональных театров, имеет право назваться событием. (Сама по себе программа поддержки региональных театров не является новой, но впервые Центр принял участие в ее реализации.)

 

 

- Какова структура подчинения Центра?

- Учредителем его, конечно, является Министерство культуры. Точно так же, как есть театры федерального или муниципального подчинения.

- Можно ли сказать, что вы совершенно самостоятельны в выборе объектов поддержки и другой своей деятельности?

- Как любое подведомственное учреждение мы отчитываемся перед Министерством. Мы должны выполнять те задачи и достигать тех показателей, которые нам учредитель устанавливает. Но, тем не менее, нам предоставлена значительная свобода действий. Если говорить о нашей магистральной программе, с которой начиналась деятельность Центра, это - гастроли ведущих российских театров в различных регионах страны, то тут с отбором участников все очень просто. Потому что, в первую очередь, это театры федерального подчинения, их не так много (всего двадцать). Не со всеми, к сожалению, получается сотрудничать. Просто потому, что потянуть гастроли Большого театра или Мариинского мы на данный момент не можем. Одна такая гастрольная поездка займет половину нашего бюджета точно. Тем не менее, большую часть федеральных театров мы стараемся охватить, а это те театры, которые в представлении не нуждаются: Малый, Александринка, БДТ, Вахтанговский, МХТ имени Чехова и так далее. К ним мы добавляем ведущие театры Московского или Санкт-Петербургского муниципального подчинения. Такие, как Театр им. Вл. Маяковского, Мастерская Петра Фоменко, Мастерская Григория Козлова (Санкт-Петербург) - коллектив молодой, но уже очень ярко о себе заявивший. Список регионов формируется из разных источников. В том числе, определенное задание нам дает Министерство культуры. Пока, конечно, не хватает ни наших сил, ни, в первую очередь, денег, чтобы охватить все субъекты Российской Федерации.

- Пока видно, что программа, так сказать, направлена односторонне: мы едем в провинцию.

- Да. На первом году существования это было единственным направлением деятельности Центра. Когда ведущие театры выезжали со своими полноценными, полномасштабными гастролями в различные регионы России. И сейчас это направление по-прежнему основное. При этом акцент сделан либо на регионах удаленных: Дальний Восток, например, города и республики Северного Кавказа. А в этом году будет Магадан. И имеются в виду регионы не вполне финансово успешные, те, которые не могут себе позволить полноценные гастроли крупных театров за свой счет, как, например, могут Новосибирск или Екатеринбург, где есть своя насыщенная театральная жизнь, в том числе и гастрольная. Поэтому мы стараемся компенсировать недостаток культурных событий такого масштаба в тех регионах, куда театры сами по себе, без нашей помощи, без государственной поддержки не доберутся. Это то, с чего начиналась работа Центра, то, что составляет главную линию нашей деятельности. В 2015 году добавились еще две программы. Это программа по взаимодействию с русскоязычными театрами Ближнего Зарубежья (страны СНГ и Балтии), которая развивается по двум направлениям: гастроли российских театров на сценах русских театров за рубежом и гастроли зарубежных театров на территории России. Эта программа помогает установить творческие взаимоотношения с русскими театрами зарубежья, которые являются форпостами и хранителями русской культуры, русского языка за рубежом, дает им возможность погрузиться, если можно так выразиться, в русскую культурную и языковую среду не только на сцене. Это особенно важно для актерской молодежи. И еще одна наша программа - та, которая существует при Министерстве культуры. В этом году Министерство подключило нас к ней в качестве координаторов - обменные межрегиональные гастроли, финансируемые в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Это было порядка двадцати гастрольных проектов в 2015 году, более ста показов спектаклей в общей сложности.

- Подробнее, пожалуйста. Нашим читателям эта программа особенно интересна.

- Это значит, что Министерство рассылает циркулярные письма, собирает заявки от театров всей страны. Не только тех, что находятся в ведении Министерства, а любого театра. Итак, театры подают заявки, которые проходят предварительный отбор, изучаются. Создается некий лист, который изучает экспертный совет при Министерстве культуры. Совет и утверждает участие в программе. В соответствии с этими заявками театр получает финансовую поддержку для проведения гастролей. Именно поддержку. То есть, гастроли осуществляются на условиях софинансирования. При подаче заявки театр указывает, какую часть готов вложить либо сам, либо тот регион, где театр расположен, либо какие-то спонсоры.

- Москва не рассматривается?

- Были случаи. Театр из Владивостока привозил спектакль «Крейсера» и играл его на сцене Театра Российской Армии.

- Был «Тихий Дон» из Ростова-на-Дону.

- Это по другой программе. Но история была интересная. Идея показать спектакль в Москве родилась во время гастролей Малого театра в Ростове-на-Дону. А гастроли были организованы нашим Центром. На пресс-конференции, посвященной открытию гастролей, встретились все заинтересованные стороны: я, директор Малого театра Тамара Анатольевна Михайлова и директор ростовского Театра имени М. Горького. Были проведены переговоры, Малый театр подтвердил, что готов принять на своей сцене ростовчан. И все получилось. В мае были гастроли, а уже в сентябре театр привез Шолохова в Москву. Эта поездка финансировалась не Центром, а губернатором Ростовской области. Это такое приятное послевкусие, когда в результате нашей работы устанавливаются творческие связи и дружеские взаимоотношения между театрами. И это только один из примеров. Многие театры потом продолжают между собой общаться и сотрудничать. Кто-то помогает кому-то оборудованием. Кто-то принимает на стажировку сотрудников постановочной части. Эти контакты уже выстраиваются без нашего вмешательства. Мы дали некий первоначальный толчок, а дальше они уже продолжают общение, и я вижу в этом одну из целей деятельности Центра в том числе. Мы должны поддерживать, но не всегда, скажем так, впрямую участвовать. Дать театрам почувствовать вкус гастрольной жизни. Потому что далеко не все, даже крупнейшие наши театры часто гастролируют.

- Мне кажется, что наши крупнейшие театры и сами могли бы съездить на гастроли или с показом спектакля.

- Могли бы. Но здесь вопрос и желания, и контактов и, главное, средств. Мы даем им возможность вспомнить и почувствовать, что гастроли - это очень хорошо и полезно для театра, что они составляют очень важную часть театрального существования. Но одно дело гастролировать на свой страх и риск (а страхов и рисков - достаточно), а другое дело отправиться на гастроли с государственной поддержкой.

- Возвращаясь к регионам, к моим любимым провинциальным театрам. Там работают даже не фанатики, а просто святые люди. Не будем вспоминать - за какую зарплату. Им очень нужна помощь Центра. Не всегда прекрасный режиссер еще и ловкий менеджер. Какова процентная вероятность, что заявка не самого крупного и заметного театра будет рассмотрена и удовлетворена?

Но, надо сказать, что без успешного менеджмента на местах тоже никуда не деться. Иногда речь идет о спектакле, может быть, неплохом, но заявка составлена таким образом, что шансов «пройти» у нее нет никакого. Театрам надо учиться себя позиционировать. Заявок приходят сотни. Реализовать возможно 20-25. Был занятный случай, когда была рассмотрена одна из заявок, и экспертный совет ее утвердил, она стояла в конкурсной документации. Сотрудник Центра позвонил в театр (не буду говорить, в какой). Там очень удивились. Говорят: «Ой, правда? Мы победили? А мы просто так отправили. И не рассчитывали ехать...» Просто так отправили. Видимо, чтобы отчитаться. Но в итоге поехали.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.